Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Индикатор

Среди отечественных фильмов об образовании драм оказалось больше, чем комедий

Исследователи решили дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов.


© Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Российские ученые опубликовали монографию, посвященную школам, институтам и университетам в советских и российских фильмах. Они описали образ учителя, учеников, основные темы и конфликты в этих фильмах, их изменение во времени. В частности, жанровый анализ показал, что драм об образовательном процессе снято почти в два раза больше, чем комедий. Результаты исследования опубликованы в монографии School and University in the Mirror of Soviet and Russian Cinema ( «Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа»). Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ).

Как отмечают авторы, подобные исследования в СССР испытывали сильное влияние коммунистической идеологии, а западные ученые уделяли внимание в первую очередь политическому наполнению фильмов. Авторы монографии поставили своей целью дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов. В работе они использовали герменевтический анализ фильмов (изучает стереотипы, идеологическое наполнение, социокультурный контекст, характеры персонажей и развитие сюжета), антропологический (рассматривает человека как медийного персонажа на основе фото- и видеоматериалов) и гендерный анализ (исследует образы, положение и роли героев разного пола).

Ученые составили список отечественных фильмов на тему образования, в него вошел 351 фильм, снятый с 1919 по 2017 года. Больше половины (62%) из них вышли в период «застоя» (1969−1985 годы) и в российский период (1992−2017 годы). Если распределить фильмы по жанрам, то больше всего окажется драм (63%), меньше — комедий (24%), еще меньше — мелодрам (11%). Вне перечисленных выше периодов комедии и мелодрамы о школе почти не снимались.

Значительно различаются основные проблемы, которые поднимаются в фильмах разных эпох. В первые десятилетия советской власти преобладают темы и образы, связанные со становлением нового общества, борьбой с пережитками прошлого. Фильмы периода «оттепели» (1956−1968 годы) чаще затрагивают мировоззренческие, нравственные вопросы, обращаются к личности героев, их выбору. В период «перестройки» (1986−1991 годы) обостряются социальные проблемы, это отражается и в фильмах о школах.

В советских фильмах, снятых до 1930 года, важную роль играла идеологическая составляющая. Такое кино служило воспитательным целям и должно было передавать детям и подросткам идеалы и мировоззрение взрослых. Появлялись и фильмы, в которых дети играли большую роль в революционных событиях и Гражданской войне, фильмы о перевоспитании беспризорников.

В сталинскую эпоху (1931−1955 годы) еще больше усилилось идеологическое давление на кинематограф, фильмы о школе приобрели пропагандистскую окраску, а их цель стало воспитание преданности идеалам социализма и интересам коллектива. Создатели фильмов не стремились реалистично показывать школьную жизнь, использовали довольно стереотипные сюжеты и образы: активного и самоотверженного школьника-борца и его проводника — уважаемого учителя.

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968 год)

В период «оттепели» (1956−1968 годы) расширяется набор тем, проблем и образов, появляющихся на экране. Больше внимания уделяется внутреннему миру, личным взаимоотношениям школьников и учителей, проблемам взросления. Фильмы показывают изменения в системе образования, отход от жестких рамок в обучении, учителя в них обретают черты реальных людей, сомневающихся и выбирающих свой путь.

Период «застоя» (1969−1985 годы) привнес в кино о школьниках и студентах еще большее разнообразие образов и конфликтов, и взятый курс на общечеловеческие ценности продолжился. В кино находилось место социальным проблемам, усталости учителей и цинизму учеников. В фильмах на тему студенчества идеологические ноты звучат еще слабее, расширился спектр социальных типов студентов и преподавателей.

В последние годы советской власти (1986−1991 годы) в фильмах ярче отражены проблемы школы, падение престижа педагогов в глазах учеников и общества в целом, усложняются отношения между учителями и школьниками. В фильмах о молодежи, в частности, студентах, одной из заметных проблем становятся отношения с родителями или преподавателями, которые показывают разрыв в ценностях этих поколений.

Российские фильмы и сериалы о школе (сняты в 1992—2017 годах) намного чаще, чем раньше, становятся развлекательными, в основном, это комедии или мелодрамы. Их воспитательная функция сведена к минимуму, заметно падение статуса учителя и школы или вуза, внимание в фильмах уделяется досугу подростков, а не учебе или труду.

«Образы школы, вуза, школьников, студентов, учителей и преподавателей тесно связаны с политической, экономической, социокультурной обстановкой в стране. К примеру, степень востребованности учителя, его статус с 20-х годов ХХ века до XXI века постепенно менялся. От мудрого наставника, окруженного всеобщим уважением и авторитетом (1920-е-1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е-1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время “перестройки” и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино», — рассказал руководитель исследования, профессор Ростовского государственного экономического университета, член Союза кинематографистов России Александр Федоров, добавив:

Сейчас наша группа работает над второй монографией, посвященной тому, как тема школы и вуза отражалась в кинематографе западных стран. Один из предварительных выводов научного коллектива состоит в том, что именно в XXI веке обозначилось сближение идей и сюжетов российского и западного кинематографа о школе и вузе, которое очень хорошо прослеживается, например, в российском римейке испанского сериала «Физика или химия».

Читайте также: 6 советских фильмов о школе

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка...

Не знаю как правильно назвать тему. Не знаю зачем пишу, наверно и выговориться и может хорошего совета получить. Сложилась такая ситуация, что мне необходимо выйти на работу. Ребёнку 2 года. Бабушка/дедушка живущие рядом (свекры) с ребёнком не помогают. Я второй месяц вожу ее в частный сад с 9 до 16, ходит отлично, радостная бежит в группу. График моей работы будет с 8 до 20/21.00, сад на полный день с 8 до 20. Следовательно ни отвести в сад, ни забрать я не смогу, нужно будет нянечку нанимать (про мужа прошу не спрашивать, тема не о нем). Если ребёнок заболеет, то сидеть нянечка будет, а это 3600 в день. Итого сад+нянечка без учета «а вдруг заболеет» уже в 50 минимум выйдет, а в случае болезни ребёнка вообще во всю зп.... Есть другой вариант, отвезти ребёнка к моим родителям, они хоть и работают, но там и садик в 3 раза дешевле и ребёнка моя мама и водить и забирать и если заболеет на больничном с ней сидеть будет. Но это 3,5 часа на самолёте от меня. И тут 2 вопроса: во-первых как ребёнок с психологической точки зрения к этому отнесётся. Она два года неразлучна со мной, даже спим вместе. А тут я хоть и к родным бабушке с дедушкой, но в чужой для неё дом привезу, неделю побуду и уеду... и боюсь что оставлю минимум до сентября. Смогу конечно раз в 2 месяца на пару дней прилетать и по скайпу общаться.... ну и как мне эту разлуку выдержать... простите за много букв, я вся в катастрофическом расстройстве и растерянности.... но на работу просто необходимо выйти. Спасибо кто осилил весь текст!

1313
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

251
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

248
Марина Луневаэгоизм и дружба

честно признаюсь, что решила создать тему после вчерашней темы Елки про свекровь и другие темы про помощь, навеяло
БЫЛА у меня подруга. подружились гуляя в парке с годовалыми дочерьми, т.е. дети подружились, ну и мы, взрослые
всегда прослеживалось у нее, что другие должны подстраиваться под нее, ее ребенка, начиная с родственников и заканчивая подругами. случаев много, за 10 лет всех не упомню и приводить не буду. я старалась как -то это нивелировать и идти на компромисс, когда мои интересы не сильно страдали
потом я стала безработной и наши материальные возможности стали несовместимы по объему от слова совсем(((((, естественно она это понимала
что стало "Вишенкой на торте": ДР моей дочери, я приглашаю только дочь подруги (денег нет, взяла 1000 руб. у отца дочери). и тут подруга начинает мне говорить, что ее дочь "это" (заказной торт из пекарни и пиццу) есть не будет, а будет тоже самое, но только из ресторана (дороже и неудобнее мне), все мои слова, что на этот ресторан денег нет идут лесом. после этого я уже не смогла с ней общаться и прекратила дружбу.
вопрос к форуму, скажите, вот такой эгоцентризм в отношениях, перетягивание одеяла на себя, все мне должны делать как Я хочу -это сейчас нормально для людей, таких большинство?
ЯЖЕМАТЬ -победила разум почти всех?
откуда эта фигня?
сорри за многабукав)))))))))

208
МумикИдеальный перекус

в офисе-что для вас?
Всем здравствуйте!
Поделитесь, особенно интересно, кто на ПП. У нас не принято есть в офисе-максимум шоколадка и кофе/чай, я завтракаю очень рано-в 6:30. к 10:30 неприлично громко начиню урчать на весь офис от голода)))))), надо что то закинуть в топку, а вот что? Конфеты, шоколад не хочу, кто как выходит из положения?
вот заварила семена чиа, сижу, жду, не знаю, поможет ли)))
Ну и всем хорошего дня/вечера/ночи/утра)))))

174
Tetyana Nekrasova«Черная» зима и пару оттенков коричневого, синего и серого...))

Приезжал недавно в гости знакомый из Женевы. Сказал, что у нас в городе (Дюссельдорф) большинство людей очень «скучно» одеты. Мало того, что постоянно пасмурно и солнца не видно, еще и одежда у всех в траурных тонах. Город ему понравился, он не нытик, не подумайте))
Сегодня пришлось довольно много поездить в транспорте и пройтись по городу. Решила присмотреться, прав ли он.
Действительно, процентов 70-80 в черных куртках, еще процентов 10-15 в темно-коричневых, темно-синих, темно-серых и хаки. В остатке преобладают серый (посветлее) и варианты из джинсовой ткани. Ярких цветов почти не увидишь, только на детях. Пастельные тона в одежде (Мои любимые. Я их называю ласково: «гаденькие»))) - тоже практически отсутствуют...
Я не могу объяснить это исключительно практичностью — город у нас довольно чистый. И в магазинах все цвета в ассортименте. Вот почему? Погода влияет?)) Менталитет? Но сейчас о немецком менталитете сложно говорить, очень много неместных.
А в ваших городах как обстоит дело с зимней цветовой гаммой?))


P.S. Зато погода сегодня балует разнообразием: было солнечно, потом дождь, потом дождь со снегом, потом снег с дождем и градом, потом просто снег, сейчас снова просто дождь))

140
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети