Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Индикатор

Среди отечественных фильмов об образовании драм оказалось больше, чем комедий

Исследователи решили дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов.


© Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Российские ученые опубликовали монографию, посвященную школам, институтам и университетам в советских и российских фильмах. Они описали образ учителя, учеников, основные темы и конфликты в этих фильмах, их изменение во времени. В частности, жанровый анализ показал, что драм об образовательном процессе снято почти в два раза больше, чем комедий. Результаты исследования опубликованы в монографии School and University in the Mirror of Soviet and Russian Cinema ( «Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа»). Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ).

Как отмечают авторы, подобные исследования в СССР испытывали сильное влияние коммунистической идеологии, а западные ученые уделяли внимание в первую очередь политическому наполнению фильмов. Авторы монографии поставили своей целью дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов. В работе они использовали герменевтический анализ фильмов (изучает стереотипы, идеологическое наполнение, социокультурный контекст, характеры персонажей и развитие сюжета), антропологический (рассматривает человека как медийного персонажа на основе фото- и видеоматериалов) и гендерный анализ (исследует образы, положение и роли героев разного пола).

Ученые составили список отечественных фильмов на тему образования, в него вошел 351 фильм, снятый с 1919 по 2017 года. Больше половины (62%) из них вышли в период «застоя» (1969−1985 годы) и в российский период (1992−2017 годы). Если распределить фильмы по жанрам, то больше всего окажется драм (63%), меньше — комедий (24%), еще меньше — мелодрам (11%). Вне перечисленных выше периодов комедии и мелодрамы о школе почти не снимались.

Значительно различаются основные проблемы, которые поднимаются в фильмах разных эпох. В первые десятилетия советской власти преобладают темы и образы, связанные со становлением нового общества, борьбой с пережитками прошлого. Фильмы периода «оттепели» (1956−1968 годы) чаще затрагивают мировоззренческие, нравственные вопросы, обращаются к личности героев, их выбору. В период «перестройки» (1986−1991 годы) обостряются социальные проблемы, это отражается и в фильмах о школах.

В советских фильмах, снятых до 1930 года, важную роль играла идеологическая составляющая. Такое кино служило воспитательным целям и должно было передавать детям и подросткам идеалы и мировоззрение взрослых. Появлялись и фильмы, в которых дети играли большую роль в революционных событиях и Гражданской войне, фильмы о перевоспитании беспризорников.

В сталинскую эпоху (1931−1955 годы) еще больше усилилось идеологическое давление на кинематограф, фильмы о школе приобрели пропагандистскую окраску, а их цель стало воспитание преданности идеалам социализма и интересам коллектива. Создатели фильмов не стремились реалистично показывать школьную жизнь, использовали довольно стереотипные сюжеты и образы: активного и самоотверженного школьника-борца и его проводника — уважаемого учителя.

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968 год)

В период «оттепели» (1956−1968 годы) расширяется набор тем, проблем и образов, появляющихся на экране. Больше внимания уделяется внутреннему миру, личным взаимоотношениям школьников и учителей, проблемам взросления. Фильмы показывают изменения в системе образования, отход от жестких рамок в обучении, учителя в них обретают черты реальных людей, сомневающихся и выбирающих свой путь.

Период «застоя» (1969−1985 годы) привнес в кино о школьниках и студентах еще большее разнообразие образов и конфликтов, и взятый курс на общечеловеческие ценности продолжился. В кино находилось место социальным проблемам, усталости учителей и цинизму учеников. В фильмах на тему студенчества идеологические ноты звучат еще слабее, расширился спектр социальных типов студентов и преподавателей.

В последние годы советской власти (1986−1991 годы) в фильмах ярче отражены проблемы школы, падение престижа педагогов в глазах учеников и общества в целом, усложняются отношения между учителями и школьниками. В фильмах о молодежи, в частности, студентах, одной из заметных проблем становятся отношения с родителями или преподавателями, которые показывают разрыв в ценностях этих поколений.

Российские фильмы и сериалы о школе (сняты в 1992—2017 годах) намного чаще, чем раньше, становятся развлекательными, в основном, это комедии или мелодрамы. Их воспитательная функция сведена к минимуму, заметно падение статуса учителя и школы или вуза, внимание в фильмах уделяется досугу подростков, а не учебе или труду.

«Образы школы, вуза, школьников, студентов, учителей и преподавателей тесно связаны с политической, экономической, социокультурной обстановкой в стране. К примеру, степень востребованности учителя, его статус с 20-х годов ХХ века до XXI века постепенно менялся. От мудрого наставника, окруженного всеобщим уважением и авторитетом (1920-е-1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е-1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время “перестройки” и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино», — рассказал руководитель исследования, профессор Ростовского государственного экономического университета, член Союза кинематографистов России Александр Федоров, добавив:

Сейчас наша группа работает над второй монографией, посвященной тому, как тема школы и вуза отражалась в кинематографе западных стран. Один из предварительных выводов научного коллектива состоит в том, что именно в XXI веке обозначилось сближение идей и сюжетов российского и западного кинематографа о школе и вузе, которое очень хорошо прослеживается, например, в российском римейке испанского сериала «Физика или химия».

Читайте также: 6 советских фильмов о школе

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Львица СтрастнаяОдним всё, другим ничего! . Федосеева-Шукшина вышла замуж в 80 лет, а моя подруга одинока…

Я поражена... Ну как так Федосеева-Шукшина вышла замуж  за Алибасова.  Вот так-без живота, в 80 лет, за младше себя на 9 лет (ему на минуточку 71 год. ) А моя приятельница-красоточка, умница, печет-шьет-вяжет. И не берут. Вот пробуют-и не берут. У вас есть приятельницы с венцом безбрачия? Что не так? Поведение отталкивающе-навязчиво: заискивающие глаза, фразы об одном  и том же. О борщах, детях и собаке?  Ну а поменяться можно или все крест, сорокет-сиди и не вякай? Или сейчас можно поймать  мужиков-разведенов ? Ну эти, которые:  Или устали от хлопот с младенцем.   Или дети выросли, ничего не связывает.  Или у моей срок годности вышел, а я еще энерджайзер!))) И на что ловить тогда? В общем подъитожу:  одним -всё, другим-ничего! Тема болтательная, обаятельно-привлекательная! ...критиканам АВТОРА прошу  пойти в сад, ну или к Малахову)))

209
МариДетский сад

Хочется поговорить с теми, кто столкнулся с ситуацией, подобной моей. Ребенка отдала в сад в 2,4, предложили место раньше. Я согласилась, хотела выйти на работу. Ребенок уже почти год ходит. но за все время он в группу спокойно без слез зашел от силы раза три четыре. С работой тоже как то не ладится. Прям не знаю как поступить. Если честно, то уже возникает желание забрать ребенка из этого сада и сидеть дома. Может вы что подскажете?

166
MimiГолодание

Кто нибудь практиковал методику недельного голодания? Можно ли считатать это полезным? И реально ли этим можно избавиться от компульсивного переедания?

160
Ваше ВеличествоПро обувь. Познавательная тема.

Добрый вечер! Перед вами -  гид по видам обуви, в основном женской. Прочитав эту тему, вы с легкостью отличите мокасины от лоферов или топ-сайдеров, спектаторы от холката, монки от криперов. А еще вы узнаете, чем отличаются дезерты от чакка, оксфорды от дерби, а клоги от сабо. Кроме того,  поговорим об истории возникновения различных видов обуви. В конце темы уделим особое внимание каблукам.   Но начну я издалека…

140
МарияМалышок и настоящие валенки

Добрый вечер, уважаемые форумчанки! Интересуют авторитетные мнения, сформированные на личном опыте.  Дано : ребёнок в возрасте около полутора лет - с одной стороны и качественные валенки  ручной работы - с другой. У кого был опыт взаимодействия? Удобно ли ходить? Мягко ли? Нравилось ребёнку или нет? Получалось ли ходить в них? Сразу оговорюсь, без обид, комметарии: ''Лучше купите Котофей, Филипок или Куому'' не по теме вопроса.

136
Анна Шилкобассейн

Возможно, создаю сейчас глупую тему, но, что-то поставили меня сегодня в тупик))) Ситуация в следующем: хожу в бассейн по абонементу (4 раза в месяц) в одно и тоже время, по понятным , для девочек, девушек, женщин, причинам, одно занятие в месяц под вопросом. Раньше было так - подходишь к медсестре (она в бассейне есть всегда), она пишет справку, и на основании этой справки идешь к администратору - переносишь занятие. Сегодня подошла к администратору, объяснила что на следующей неделе не смогу придти, спросила, как правильно оформить отработку, и услышала, что это не считается причиной для отработки (причина уважительная - справка от врача или командировка, подтвержденная документально), спрашиваю, так что это получается одно занятие пропадает (ладно у меня раз в неделю, а у кого 2 раза у тех и два раза, в зависимости от физиологии), не нравится, говорит - ходите по разовому!!! Блин, дискриминация по половому признаку какая-то получается. Может кто сталкивался, как выходили из данной ситуации??? Просто дарили бассейну деньги за не посещенное плавание, или все же как-то переносили?

116
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru