Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Индикатор

Среди отечественных фильмов об образовании драм оказалось больше, чем комедий

Исследователи решили дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов.


© Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Российские ученые опубликовали монографию, посвященную школам, институтам и университетам в советских и российских фильмах. Они описали образ учителя, учеников, основные темы и конфликты в этих фильмах, их изменение во времени. В частности, жанровый анализ показал, что драм об образовательном процессе снято почти в два раза больше, чем комедий. Результаты исследования опубликованы в монографии School and University in the Mirror of Soviet and Russian Cinema ( «Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа»). Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ).

Как отмечают авторы, подобные исследования в СССР испытывали сильное влияние коммунистической идеологии, а западные ученые уделяли внимание в первую очередь политическому наполнению фильмов. Авторы монографии поставили своей целью дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов. В работе они использовали герменевтический анализ фильмов (изучает стереотипы, идеологическое наполнение, социокультурный контекст, характеры персонажей и развитие сюжета), антропологический (рассматривает человека как медийного персонажа на основе фото- и видеоматериалов) и гендерный анализ (исследует образы, положение и роли героев разного пола).

Ученые составили список отечественных фильмов на тему образования, в него вошел 351 фильм, снятый с 1919 по 2017 года. Больше половины (62%) из них вышли в период «застоя» (1969−1985 годы) и в российский период (1992−2017 годы). Если распределить фильмы по жанрам, то больше всего окажется драм (63%), меньше — комедий (24%), еще меньше — мелодрам (11%). Вне перечисленных выше периодов комедии и мелодрамы о школе почти не снимались.

Значительно различаются основные проблемы, которые поднимаются в фильмах разных эпох. В первые десятилетия советской власти преобладают темы и образы, связанные со становлением нового общества, борьбой с пережитками прошлого. Фильмы периода «оттепели» (1956−1968 годы) чаще затрагивают мировоззренческие, нравственные вопросы, обращаются к личности героев, их выбору. В период «перестройки» (1986−1991 годы) обостряются социальные проблемы, это отражается и в фильмах о школах.

В советских фильмах, снятых до 1930 года, важную роль играла идеологическая составляющая. Такое кино служило воспитательным целям и должно было передавать детям и подросткам идеалы и мировоззрение взрослых. Появлялись и фильмы, в которых дети играли большую роль в революционных событиях и Гражданской войне, фильмы о перевоспитании беспризорников.

В сталинскую эпоху (1931−1955 годы) еще больше усилилось идеологическое давление на кинематограф, фильмы о школе приобрели пропагандистскую окраску, а их цель стало воспитание преданности идеалам социализма и интересам коллектива. Создатели фильмов не стремились реалистично показывать школьную жизнь, использовали довольно стереотипные сюжеты и образы: активного и самоотверженного школьника-борца и его проводника — уважаемого учителя.

Кадр из фильма «Доживем до понедельника» (1968 год)

В период «оттепели» (1956−1968 годы) расширяется набор тем, проблем и образов, появляющихся на экране. Больше внимания уделяется внутреннему миру, личным взаимоотношениям школьников и учителей, проблемам взросления. Фильмы показывают изменения в системе образования, отход от жестких рамок в обучении, учителя в них обретают черты реальных людей, сомневающихся и выбирающих свой путь.

Период «застоя» (1969−1985 годы) привнес в кино о школьниках и студентах еще большее разнообразие образов и конфликтов, и взятый курс на общечеловеческие ценности продолжился. В кино находилось место социальным проблемам, усталости учителей и цинизму учеников. В фильмах на тему студенчества идеологические ноты звучат еще слабее, расширился спектр социальных типов студентов и преподавателей.

В последние годы советской власти (1986−1991 годы) в фильмах ярче отражены проблемы школы, падение престижа педагогов в глазах учеников и общества в целом, усложняются отношения между учителями и школьниками. В фильмах о молодежи, в частности, студентах, одной из заметных проблем становятся отношения с родителями или преподавателями, которые показывают разрыв в ценностях этих поколений.

Российские фильмы и сериалы о школе (сняты в 1992—2017 годах) намного чаще, чем раньше, становятся развлекательными, в основном, это комедии или мелодрамы. Их воспитательная функция сведена к минимуму, заметно падение статуса учителя и школы или вуза, внимание в фильмах уделяется досугу подростков, а не учебе или труду.

«Образы школы, вуза, школьников, студентов, учителей и преподавателей тесно связаны с политической, экономической, социокультурной обстановкой в стране. К примеру, степень востребованности учителя, его статус с 20-х годов ХХ века до XXI века постепенно менялся. От мудрого наставника, окруженного всеобщим уважением и авторитетом (1920-е-1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е-1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время “перестройки” и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино», — рассказал руководитель исследования, профессор Ростовского государственного экономического университета, член Союза кинематографистов России Александр Федоров, добавив:

Сейчас наша группа работает над второй монографией, посвященной тому, как тема школы и вуза отражалась в кинематографе западных стран. Один из предварительных выводов научного коллектива состоит в том, что именно в XXI веке обозначилось сближение идей и сюжетов российского и западного кинематографа о школе и вузе, которое очень хорошо прослеживается, например, в российском римейке испанского сериала «Физика или химия».

Читайте также: 6 советских фильмов о школе

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Татьяна СмирноваАд в доме. Невроз. Поговорите со мной...
Ровно месяц с моей последней темы. Живётся мне крайне плохо в собственном доме. Я стала психом. Что же мне делать и как жить? Риторические вопросы...
немного предистории https://deti.mail.ru/forum/semejnye_otno...
1,5 мес назад нас выписали из больницы. С одной стороны бабушка ходит с ходунками по квартире, сама кушает, меряет давление и пьёт таблетки. с другой стороны у неё не появляются новые бытовые навыки(чтоб она смогла вернуться домой и там жить) и едет крыша периодически... Или может это у меня крыша едет...
Нормально мы не общаемся, она меня ни о чём толком не спрашивает. Вернее, ей интересны ТОЛЬКО её вопросы и я должна их мусолить бесконечно. Причём бесконечно помогая ей,  не слышу благодарности никогда. Я всё делаю по дому, я бесконечно общаюсь с врачами(терапевт по давлению, уролог по моче, травматолог и инструктор ЛФК по ноге, невролог по голове и прочее) и пытаюсь вернуть её к нормальной жизни. с родными в разговорах её интересы на 1 месте. Живём мы вдвоём, через день нас навещает мой больной папа. Но все заботы на мне. На постоянную сиделку нет денег, разовые сиделки вопросы не решают.
Её постоянно волнует денежный вопрос. Так получилось, что пенсия ей идёт на сберкнижку, там сейчас не начисляют проценты. Более того, доверенность только на мою сестру, которой по барабану на бабушку и живёт она в др.городе. Она постоянно трясёт этими книжками, ноет, что её деньги пропадают без процентов. Я ничего не могу сделать, хотя сейчас пытаюсь перевести её пенсию на др.счёт, чтоб хотя бы у папы была доверенность.
Второй острый вопрос - её запоры. 18 лет назад ей сделали операцию на кишечнике и он работает "по своим законам". У неё неделями бывают запоры, неделями поносы(простите за подробности). Ежедневно она нудит об этом. Запоры чаще. она постоянно просит слабительное. не даю часто, я плохая, она же живёт с запором. прорвёт понос, тоже я плохая, даю слишком много. Врачи давно на неё махнули рукой в этом вопросе. Её постоянно не устраивает еда. Если у неё запор, то это от еды. Если понос, то тоже от еды. Если у неё запор, то она может ковыряться в *опе, потом везде хватается этими руками. Более того, она порой ранит прямую кишку ногтями. и говорить бесполезно, меня она не слышит. Но при этом мы ежечасно обсуждаем её какашки, сил нет...Она ночью ходит на переносной унитаз, но увы...часто садится на закрытую крышку и всё течёт мимо.
Ору конечно, толку нет...Причём при каждом скандале, она меня обвиняет, что я её обманула. Она думала, что уйдёт домой и будет жить как и прежде, на своих ногах. Она говорит, что ей очень плохо со мной жить и она хочет покончить жить самоубийством, но не может, т.к. у неё уже есть грехи(аборты). Девочки, вот при чём здесь я...
Последние дня у нас страшный скандал, она решила, что я её травлю таблетками. Ей врач посоветовал мексидол и аспаркам и гинко билобу попить. Вернее мне посоветовали, я поставила бабушку в известность (она согласилась), купила и ей начала давать. Она начала пить и заявила, что я ей должна офиц.мед.заключение дать. Она пересчитала даже кол-во таблеток в банке и сочла, что я их подменила. и вообще, я вру...типа я навешиваю лапшу ей на уши, а чуда с её выздоровление не происходит. Нет терпения моего, ору конечно, толку нет...Сегодня спрятала я все таблетки, больше не хочу её лечить, надоело...
Почти ежедневно она себя накручивает до давления 180-190, я прихожу и меня накручивает(откуда столько сил?). Она как скрытый домашний тиран, причём она не орёт и не оскорбляет меня, но выводит постоянно...Когда приходят гости, она вся такая бабулька-одуванчик. Мне наверное никто не верит..
Через 2-3 недели я ложусь на операцию, через 3 недели папа ложится на операцию.
Я не могу сейчас заняться вопросами её переселения, нет времени и сил. Повторюсь, сиделку круглосуточную не могу потянуть финансово. Вот что мне делать...
как не сойти с ума, у меня своих проблем хватает. Папу мне тоже жалко, ему сделали 3 операции в январе, у него сложнейшая реабилитация, снова готовится к операции, сейчас лежит в больнице с сердцем.
Дура я, девочки, что всё это затеяла изначально...надо в приоритете бороться за молодые жизни, как это не страшно звучит...Простите за сумбурное изложение
828
Львица СтрастнаяРаздражительная ватрушка о самосознании.
Не устаю удивляться, но правда с весенним раздражением. Веснааааа, авитаминоооооз)))
* Меня воспитывали в советской школе. И я точно впитала, что человечество, и я в частности))), -  высшая ступень эволюции! И на те вам новость- муравьишки узнают себя в зеркале!  Я раньше только про дельфинов и обезьян слышала...Ну вот как мне перестать постоянно представлять, как их мужчины поправляют усики, а женщины подбирают помаду?! ))) Оказалось у муравьев есть зачатки самосознания! (скучным голосом...самосознание-сознание своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, психикой).
Только я выдохнула... Бац-и рыбки обладают самосознанием! Японские биологи обнаружили:  если нанести на рыбку губан-доктор (10 см длина) несмываемой краской пятно, то она ведет себя как дельфин! Старается рассмотреть пятно, а потом стереть его с себя о кораллы или камни. Если же зеркала рядом нет или если пятно нанесено незаметной краской, поведение губана не меняется. То есть рыбка, видя в зеркале пятно, понимает, что это пятно находится на ней, а значит, узнает себя! ))) То, что самоузнавание доступно каким-то там рыбам, не на шутку шокировало биологов. Теперь им нужно либо признать, что многие живые существа куда умнее, чем мы о них думали, либо пересмотреть определение самоузнавания.

**Раздражение мое после выхода фильма-разоблачения о М. Джексоне. Оказалось он педофил! -со слов выросших детей, отдыхавших в его замке много лет назад...Но еще при жизни "лунопоходца" все подозрения  с него снял суд.  Дети пострадали? Рассказывают очень убедительно...Но надо ли запрещать его творчество?  Как бы все не возмущались и не делились на "козел, прям убила бы еще раз" И "ох, он гений-а гении так не могут".... "луноходец" уже вписал себя в историю. На его творчестве выросло ни одно поколение обычных людей и звезд поп культуры. А меня во всей этой истории рздражает, возмущает поведение родителей "пострадавших" детей. Точнее -мамашек. Именно они для меня монстрихи! Детей младше 10 лет приглашает звезда. И у этих псевдоматерей начисто сносит башню от тщеславия. Прикоснулись к славе звезды. А там и дома дарили им, оплачивали переезды и проживание...А условия железные были- дети  жили отдельно от маман! Эти дети жаловались потом своим матерям и получили как минимум холодное равнодушие...

***И небольшое удивление ...Только недавно нас убеждали, что люди предпенсионного возраста ого-го как крепки и рано им еще на пенсию...Как вдруг приняли закон об алиментах. Эти "энергичные" предпенсионеры могут подать алименты на детей, братьев и сестер и даже бывших мужей. Просто прелестно!)))

Ватрушка болтательная...Для вас виновен Джексон? Музыку его надо запретить? И как вы теперь будете есть  рыб и животных? У них самосознание!!! Или высшей ступени эволюции надо есть низших, чтоб оставаться на вершине?!
P.S. Сына, около 4 лет, убедила, что не буду подавать на него о взимании алиментов)))
360
Katena_a_aКогда ребенок становится взрослым? Ученые назвали новый возраст.
Нейробиологи утверждают, что новое понимание того, как устроен и развивается мозг на протяжении жизни человека, имеет серьезные последствия для общества. И хотя юридически мы достигаем совершеннолетия в 18 лет, это не тот возраст, когда мы становимся взрослыми. В 18 лет мозг все еще претерпевает изменения.
Выступая на международной нейробиологической встрече, организованной Академией медицинских наук в Оксфорде, профессор Питер Джонс из Кембриджского университета сказал: «Не бывает резкого перехода из детства во взрослую жизнь. Поэтому определение возраста совершеннолетия выглядит все более абсурдным».
Профессор Дэниел Гешвинд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подчеркнул, что мозг у каждого человека развивается индивидуально, и системы образования ошибочно фокусируются на группах, а не на отдельных людях: «Все траектории развития индивидуальны. И могут занимать десятилетия».
Если выходки двадцатилетних кажутся вам ребячеством, перестаньте беспокоиться. Потому что мы по-настоящему взрослеем только в 30 лет.
Ну что же, это хорошие новости! Приятно думать, что я скоро стану не 30-летней тетей, а совершеннолетней девушкой 


198
Тата фон ШпигельА где вы берёте время на личную жизнь?
Всем привет.
Вопрос к дамам без мужа/в разводе/без пары и с ребенком(маленьким и не очень). А где вы берёте время, силы, возможности для создания/обустройства/поддержания личной жизни? (имею ввиду мужчину для души/для тела  или  для того и другого сразу).
Вот вчера задумалась.... что времени-то и нет... ребенок/работа/ремонт.
163
Вероника ВоронинаСколько часов длятся первые роды
Здравствуйте  девушки,  скажите пожалуйста, у кого какой опыт? Сколько длятся первые роды  Верней я спрашиваю про то время, когда начинаются самые болезненные схватки, практически без передышки и сами потуги. В общем меня интересует тот вопрос, сколько часов длятся именно эти невыносимые муки?
За ответ заранее спасибо) 
152
ярче всех планетЖизнь со свекровью
Берите тапки и сюда. Сейчас будете кидаться ими в меня. Но должна высказаться. По семейным обстоятельствам к нам переехала свекровь. Она мне по дому помогает немного, в основном с ребенком сидит, когда мы на работе. Готовка, уборка на мне (срок как видите приличный). Ну ладно...Я понимаю, что мы с ней совсем разный люди. Сидим молчим, нету общих тем для разговора. Говорим только о ребенке, что делали, как на улице играли. Ее переезд к нам- идея мужа. Ничего не могу с этим поделать. Останется еще 3 года с нами, и уедет. Когда выходила замуж, все мои родные твердили, что главное не образование ( муж не учился в институте) , а главное какой человек в душе. Я рада, что муж у меня умный, работяга, квартиру смог купить своми силами. Но живя со свекровью, которая тоже необразованная, я поняла, что не смогу так жить долго. Как терпеть- не знаю. Вот поделитесь опытом, как жить с человеком, с которым не имеешь ничего общего. Отрывок из жизни: приехал вчера муж домой поздно, голодный, я ребенка купала. Она сидела перед телеком, было плевать, что сын голодный домой пришел, меня подождали пока ребенка помою, приду стол накрою. И все дела на мне. Отправить ее обратно домой не могу. Не от меня зависит. Отрывок 2: - Мама, у меня сильный тонус, живот болит. Ничего пройдет. На творог, корми ребенка. Девченки, наверное просто накопилось...и то,что устаю сильно, все начиная с готовки заканчивая мойкой ванной комнаты этим вонючим доместосом, все на мне. Они ничем не помогает, еще и напоследок то что мы с ней совсем разные...как терпеть.
121
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru