По данным ВОЗ, ежегодно в мире совершается более 55 млн абортов. Эксперты подсчитали, что на каждые 1000 рождений приходится 300-500 абортов. Около 70 тысяч женщин в год умирают от осложнений после хирургического прерывания беременности. Правда, в основном эта статистика касается женщин, проживающих в африканских и латиноамериканских странах с неразвитой медициной. Каждая четвертая, прервав первую беременность, становится бесплодной. Россия, к сожалению, занимает одно из лидирующих мест в рейтинге по количеству абортов. По данным статистики, около 70% беременностей в нашей стране искусственно прерывается.
Россиянка может сделать аборт вплоть до 12 недели беременности. На сроке 12-22 недели прерывание беременности осуществляется только при наличии так называемых социальных показаний (смерть или тяжелая инвалидность мужа, тюремное заключение, изнасилование, лишение родительских прав). После 22 недели беременности сделать аборт в России можно исключительно по строгим медицинским показаниям, утвержденным Министерством здравоохранения.
Разрешать или запрещать аборты в России – этот вопрос муссируется в обществе уже длительное время. И каждый оппонент, вступающий в спор, по-своему прав. Пожалуй, в данном вопросе идеального решения не будет. Так, представители церкви в массовой доступности и востребованности абортов видят угрозу человечеству и деморализацию общества в целом. Современная церковь не только выступает за сохранение жизни младенцев, но и активно развивает сеть приютов для беременных и молодых матерей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации. С церковнослужителями солидарны и многие чиновники, в частности депутат Виталий Милонов, известный как ярый противник прерывания беременности. Осенью прошлого года он поднимал эту острую проблему и призывал закрыть петербургский центр репродуктивного здоровья подростков «Ювента». До дела инициатива так и не дошла. Оппоненты Милонова заявили, что подобная мера будет нарушать права человека.
Против запрета абортов выступают несколько десятков международных общественных организаций. Ведь такой запрет не только нарушает права женщин на неприкосновенность и конфиденциальность частной жизни, физическую неприкосновенность, защиту здоровья и свободу от дискриминации. Радикальные меры будут способствовать развитию подпольных медицинских кабинетов, где женщина, загнанная в угол, рискуя своим здоровьем и жизнью, будет прерывать беременность.
Пока общественные деятели дискутировали, в Самарской области в Комитете по здравоохранению успешно прошло чтение законопроекта, в соответствии с которым женщина, предпочитающая прервать беременность, будет оплачивать процедуру сама. По полису ОМС аборт будет оплачиваться, только если к прерыванию существуют медицинские показания. Предполагается, что осенью законопроект поступит на согласование в Госдуму.
Григорий Куранов, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, специально для «Дети Mail.Ru»:
«Я думаю, что любая крайность – это плохо. Причем, и когда аборты полностью бесплатные, и когда они делаются только за деньги. В первом случае, к сожалению, страдает качество медицинских услуг. Во втором – доступность. Сейчас по полису ОМС до определенных сроков женщине разрешено делать аборт бесплатно. Но если у нее возникнет в этом необходимость по состоянию здоровья, а денег не будет? Срок решения вопроса здесь особенно важен. Если говорить о том, правильно ли это с точки зрения прав человека, можно уйти очень далеко от сути беседы. Я считаю, что главное в этом вопросе – здоровье женщины. Оно от новых инициатив депутатов ни в коем случае не должно пострадать».
Максим Паршин, представитель Московской Епархии РПЦ, ответственный секретарь совместной комиссии РПЦ и ФМС России, специально для «Дети Mail.Ru»:
«Эта инициатива, на мой взгляд, правильная, но недостаточная. С одной стороны я, как налогоплательщик, не согласен платить за убийство или что-то подобное. А русская православная церковь всегда рассматривала аборт как тяжкий грех и приравнивала его к убийству. Я не имею в виду аборт по медицинским показаниям, но и на него стоит обращать особое внимание. Ведь известны случаи, когда врач запрещает женщине оставлять беременность, но она идет на риск и рожает здорового ребенка. Мне кажется, что у самого врача помимо медицинского образования должны быть какие-то моральные ценности. Он должен понимать, что аборт – это исключительный случай. С другой стороны, государство предпринимает много усилий, чтобы стимулировать рождаемость, но, видимо, нужно еще больше. Например, запретить рекламу абортов в газетах и журналах. Сейчас эта информация общедоступна, это неправильно, нужен целый комплекс мер, чтобы изменить отношение людей к абортам»