Усатый, но не нянь
Валентина Оберемко, «АиФ»: — Евгений, вы довольно молодой человек. Мужчины вашего возраста мечтают о том, чтобы стать главой собственного бизнеса или управленцем — хотя бы среднего звена. А вы работаете воспитателем. Почему?
Евгений Пепеляев: — В 2012 г. я ушёл с работы и находился в поиске: куда себя применить. Ничего, что бы по сердцу пришлось, не попадалось. Как-то наткнулся на одном сайте на вакансию «Специалист по работе с детьми». И подумал: «А не попробовать ли?» Рассказал о своём желании одному из родственников. Он-то и познакомил меня с руководителем детского сада, в котором сейчас работаю. Хотя до этого я с малышами не работал, даже в семье я единственный ребёнок.
— Не страшно было идти на эту «амбразуру»?
— Сейчас я уже не уверен, что отважился бы пойти воспитателем. Но тогда я был очень молод и думал, что у меня всё получится. Впрочем, в первые же дни стало понятно: легко не будет и мне ещё многому предстоит научиться.
Однажды я дал ребятам фасоль, мы собирались её посчитать, а потом разложить. Мне надо было буквально на минуту выйти из группы. Когда я вернулся, весь пол был усыпан этой фасолью. Тогда я растерялся, начал сам ползать и собирать эту фасоль. Сейчас меня такие ситуации совершенно не пугают. И с той же фасолью я бы повернул ситуацию так, чтобы малыши сами её собрали.
— А то, что вы мужчина, добавляло сложностей?
— Для меня воспитатель, педагог — это профессионал, а уже потом мужчина или женщина. Хотя замечаю, что моим коллегам-женщинам легче удаётся держать в голове много разных нюансов, у них получается делать несколько дел одновременно. Мне приходилось развивать это в себе.
В школьном образовании мужчин-учителей довольно много — в дошкольном меньше.
Думаю, тут дело в том, что мужчины просто не знают всех тонкостей этой профессии. Они думают, что воспитатель — это няня. Но работа воспитателем — это возможность с ранних лет научить детей чему-то, поделиться с ними своим мировоззрением, философией, каким-то мужским взглядом на жизнь.
После того как я пошёл работать воспитателем и стал делиться историями с близкими, знакомыми, многие мои друзья мужского пола стали интересоваться, а нет ли в детском саду ещё вакансий воспитателя.
— Может, проблема ещё и в том, что положение воспитателя в нашем обществе не очень завидное? Зарплаты маленькие, работы слишком много...
— То, что работы много, — это правда. Но, на мой взгляд, у любого профессионала, который честно трудится, много работы. Что касается финансовой стороны, сейчас стало получше. Зарплата воспитателя, как и зарплата педагога, зависит от многих составляющих. Так что я не бедствую.
Не верьте страшилкам про детские сады.
— Однако чаще звучит иное мнение: что государство не по заслугам оценивает воспитательский труд. Вы с этим не согласны?
— Я прежде всего обратил бы внимание на то, как сам человек относится к своему делу. Мне кажется, это гораздо важнее отношения государства.
Конечно, каждому хочется зарабатывать больше. Но из ваших вопросов у меня сложилось впечатление, будто вы думаете, что у воспитателей всё плохо. Понимаю, откуда это — вы читаете новости про детские сады. Но ведь новости пишут тогда, когда случается что-то чрезвычайное, плохое. А про хорошее обычно не пишут. Так вот, этого хорошего в работе воспитателя гораздо больше, чем плохого.
— Например?
— Например, благодарные родители, которые приходят к воспитателю, вложившему столько времени и сил в их детей, и говорят ему искренне: «Спасибо!» Это дорогого стоит. Да и ребята очень часто по дороге из школы заходят в свой бывший детский сад, рассказывают про свои успехи.
— Как лучший воспитатель, что бы вы посоветовали современным родителям?
— Самое главное — взаимопонимание. Все люди разные, у всех свои интересы и ценности. Поэтому важно слышать своих детей и уважать их выбор. Помните, что важно не только количество времени, проведённого с детьми, но и его качество. В идеале это общение с глазу на глаз, когда можно обсудить всё, что интересует маленького человека, спросить, как у него дела. Причём не формально, а с истинным интересом. Вы не представляете, как это важно для ребёнка — иметь возможность поделиться с родителями тем, что происходит в его жизни, что его волнует.
— Часто люди жалуются на своих родителей: вот, мол, заставляли учить математику, чтобы я стал успешным финансистом, а я хотел играть на гитаре...
— Вполне возможно, что ребёнку действительно гораздо больше пригодится в жизни математика. А может, пригодится игра на гитаре или знакомство с теми людьми, с которыми он встретится благодаря этой игре. Очень сложно предугадать... Тут, скорее, важен баланс: поддерживать интересы, талант ребёнка, но при этом ориентировать его и на практические вещи. Да и слово «успех» можно понимать не только как материальное благополучие, но и как удавшуюся самореализацию. Материальный успех — это очень узко. Хотя, конечно, достойный уровень жизни — это всегда прекрасно. Ведь чем выше уровень жизни, тем больше у тебя возможностей.
— А чем интересуется сегодняшнее самое молодое поколение?
— Всем на свете! Кто-то в восторге от лошадей, кто-то любит машины, кто-то обожает насекомых — у меня в группе был мальчик, который про букашек-таракашек знал всё. К сожалению, этот огромный спектр интересов с возрастом становится скуднее. Поэтому очень важно с детства поддерживать в человеке эти стремления, благо сейчас возможностей много.
Многие смотрят на родителей, говорят, что хотят быть, как папа, пожарным, полицейским или, как мама, — врачом.
— Считается, что среди детей не бывает плохих людей. Откуда же тогда они берутся среди взрослых?
— Часто оказывается, что к грустным последствиям привела целая цепь событий. Думаю, такое происходит, когда ребёнок остаётся непонятым в своих пожеланиях, порывах, когда родителям не удаётся увидеть то хорошее, что в нём есть, и научить развивать это.
— А чему вы сами научились у детей?
— Например, смелее говорить о своих желаниях, быть более настойчивым — дети, как никто, с невероятным стремлением идут к своей цели. Это вдохновляет и меня не опускать руки. Ещё я стал больше верить, что возможно всё. Это чисто детское восприятие, но его порой очень сильно не хватает взрослым. А ещё дети научили меня верить в то, что чудеса в мире всё-таки происходят.
Смотрите наши видео