Кризис первоклассника — это что еще такое? Рассказывает и успокаивает психолог

Делимся советами, как облегчить адаптацию ребенка к школе (начинать надо уже сейчас!).
Источник: unsplash.com

Прием заявлений на зачисление в первый класс в этом году начнется 1 апреля. И если сбор документов — более-менее понятный процесс, то к грядущему кризису подготовиться куда сложнее.

Что такое кризис первоклассника, как он проявляется у разных детей и как успешно его преодолеть, «Летидор» узнал у психолога и главного методиста направления дошкольного обучения онлайн-школы «Фоксфорд» Анастасии Кузнецовой.

Что такое кризис первоклассника

Кризис первоклассника — это переходный период между детством и возрастом младшего школьника. К этому времени ребенок созревает интеллектуально, а ведущий мотив игры в жизни сменяется на обучение. Он начинает мыслить шире, появляются новые вопросы и страхи.

Если раньше его заботили повседневные дела ближайшего окружения, то теперь он обращает внимание на жизнь других людей и сравнивает себя с ними.

С началом учебы первоклассник оказывается в ситуации, когда беззаботная жизнь заканчивается и появляется масса обязанностей.

Теперь его постоянно оценивают и пытаются встроить в жесткий режим: ему надо рано вставать, делать много уроков и ходить на кружки. При этом он еще не понимает, как осмыслить всю информацию, не умеет сам справляться с ответственностью и зачастую не знает, зачем все это делать.

Важно понимать, как устроен ваш первоклассник

По данным исследований, большинство детей (56%) полностью адаптируются к школе за первые месяцы учебы, 30% требуется полгода, а у 14% процесс растягивается на целый год.

При этом у разных детей кризис проходит по-разному.

  • Дети с внутренними проявлениями. Их организм дает ответную реакцию на стресс. Они постоянно чувствуют усталость. Могут быть проблемы со сном, головные боли, нередки случаи, когда появляется недержание. При этом ребенок не доставляет неудобств: не капризничает, не скандалит и все выполняет.
  • Дети с внешними проявлениями. У таких с началом школы резко меняется поведение: послушный дошкольник превращается в неуправляемого школьника. Он капризничает, грубит, не делает уроки. Может проявлять агрессию, кривляться и передразнивать.
  • Дети с внутренними переживаниями. В этом случае у ребенка ничего не болит, он не капризничает, но постоянно ощущает тревожность и беспокойство. Появляются или обостряются разные страхи, например, темноты или боязнь, что его или родителей не станет. Возникают проблемы со сном и волнение перед походом в школу.

Как справиться с кризисом первоклассника

Переживать из-за кризиса не стоит. Если вы с ним столкнулись, значит ребенок просто переходит с одного этапа развития на другой. Вот несколько советов, как пройти этот путь с меньшими потерями.

Поговорить про учебу и оценки

Многие водят детей на курсы подготовки к первому классу, которые нацелены на чтение, счет и письмо. Но порой гораздо важнее совсем другое: психологический подготовка, понимание, зачем детям образование.

Объясните, что школа — это старт взрослой жизни, что ребенок идет туда узнавать новое, смотреть на разные науки и профессии.

Там он сможет понять, что ему больше нравится, и выбрать, чем заниматься в будущем. Такой разговор может казаться слишком взрослым, но он важен, чтобы ребенок понимал, зачем он учится.

Обязательно обсудите оценки: гораздо важнее не пятерки, а интерес к предмету! Еще до поступления в первый класс нужно формировать позицию, что оценивают не его личность, а работу. Плохая отметка означает лишь то, что в работе что-то не получилось.

Приучить самостоятельно делать уроки

В первом классе важно завести правило, что ребенок каждый день сам садится за домашнее задание. Хотя официально в первом классе уроки не задают, на практике часто оказывается иначе: дети берут на дом то, что не успели доделать в школе.

Посмотрите, какие ошибки делают родители первоклассников:

Важно делегировать выполнение уроков постепенно. Определить время, в которое удобно заниматься, например, 17:00. Лучше всего дать отдохнуть часа 3 после школы, но и не садиться за уроки слишком поздно. Затем проговорить или написать план выполнения уроков: сначала достаешь дневник, смотришь, что задано, затем прописываешь цифры по математике, потом — строчки из прописей и т.д.

Будьте рядом, чтобы ответить на вопросы, но никогда не выполняйте задания за ученика. Если у него будет желание, он может показать вам выполненные упражнения. Если получилось — похвалите, если нет — помогите разобраться, что не так. Дайте ему самому найти ошибки, так он научится не перекладывать на вас ответственность и будет развивать внимательность. Затем наводящими вопросами помогите разобраться, но не давайте готовых ответов.

Приучайте ребенка брать ответственность на себя: он должен знать, что задали, и делать это. Иначе контроль может затянуться до конца школы.

Не перегружать кружками

Заниматься дополнительно нужно, особенно спортом или другой физической активностью. Но не стоит перегружать ребенка, два-три кружка — это максимум. И то не в первой половине года. Хорошо, когда занятия сразу после школы или уже вечером, чтобы было время отдохнуть, перекусить и сделать уроки.

При этом важно не давить на ребенка с выбором секции, пусть делает, что хочет: занимается макраме, плаванием или программированием.

В начальной школе кружки должны быть отдушиной, где ребенка не оценивают и он может свободно общаться с другими детьми.

Хвалить и поощрять (но не деньгами)

Мотивация к учебе — это свойство возраста, она должна развиваться сама собой. Если ее пока нет, нужно сформировать. Но деньги не должны становиться стимулом для первоклассника. Мотивируйте с помощью похвалы. Вы являетесь авторитетом для ребенка, и он ждет вашего одобрения. Если он что-то хорошо сделал, обязательно похвалите его и выразите свой восторг.

Дополнительно поощрить можно совместными играми, поездками и событиями. К примеру, если ребенок хорошо и быстро сделал уроки, поиграйте с ним час-другой в настольную игру. Используйте освободившееся время для совместных занятий и впечатлений.

Не наказывать

Безусловно, физические наказания неприемлемы. Показать свое недовольство можно, лишив совместных занятий и впечатлений. Например, если ребенок не сделал уроки, то не может посмотреть с вами мультфильм — свободное время придется потратить на невыполненное задание. Это касается только ситуаций, когда ребенок что-то не сделал или нахулиганил.

Если он постарался, но не получилось, это не повод для ограничений. В таком случае, достаточно объяснить ученику, что он сделал не так и почему так делать нельзя.

А повышенный тон стоит использовать только в крайних случаях. Их два: когда ребенку что-то угрожает или если его действия несут риск для другого человека.

Тогда крик должен стать сигналом опасности. Он будет работать, только если родитель не повышает голос по любому поводу: за царапину на обоях, пролитый сок и много что еще.

Не сравнивать

Бывает, что родители перекладывают свои детские страхи, желания или амбиции на своих детей. Вы можете сколько угодно хотеть, чтобы ребенок получал медали или воплотил вашу детскую мечту стать балериной. Но он — это не вы, важно это признать.

Посмотрите галерею верных способов испортить отношения со своим ребенком-школьником:

Также не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Восторги, что дочка подруги выучила целую поэму, вводят его в стресс и удручают.

Общаться и научить выражать эмоции

Не встречайте школьника с порога вопросами об оценках, задании и поведении в классе. Иначе у ребенка формируется понимание, что вам нужны только его результаты, а сам по себе он не интересен.

Спросите, что ему понравилось и не понравилось в сегодняшнем дне, отчего было грустно и над чем он посмеялся.

Так он научится анализировать себя, а вы будете понимать, что с ним происходит. Это позволит укрепить доверительные отношения и позволит избежать бурного кризиса в подростковом возрасте.

Как родителям подготовиться к кризису первоклассника

Мы всегда тревожимся о том, чего не знаем и к чему не готовы. Чтобы кризис не был периодом, когда у родителя волосы встают дыбом:

  • изучите информацию об эмоциональном и психологическом развитии ребенка в этот период. Так вы быстрее поймете, как мыслит и что чувствует ваш первоклассник;
  • морально подготовьтесь, что эти изменения неизбежны и происходят со всеми. Вы должны принять, что школа — этап становления личности ребенка;
  • старайтесь мылить позитивно. В этом помогут яркие впечатления от совместных мероприятий и поездок.

Любой кризис пройдет легче, если у родителя и ребенка близкие доверительные отношения.

Смотрите интересный ролик