Голодец: за два года в России стало меньше сирот

Ольга Голодец, зампредседателя правительства РФ, заявила во время открытия Всероссийского форума приемных семей, что за два года сирот в России стало меньше на 26 тысяч.

lori-0006020374-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

В октябре 2014 года количество детей, подлежащих усыновлению, снизилось до 93 тысяч, в то время, как в 2012 году в базе для усыновления состояло 119 тысяч сирот. Ольга Голодец считает, что это – огромный прогресс в процессе устройства детей-сирот в приемные семьи, хотя, конечно, оставшиеся 93 тысячи детей, которые все еще ждут свою семью – это довольно много.

Такой результат обусловлен целым рядом мер, которые были приняты в отношении детей, которых сложнее всего усыновлять – это, в первую очередь, дети-инвалиды, дети в возрасте старше 7 лет, а также родные братья и сестры, которых закон не рекомендует разлучать при усыновлении.

Кроме того, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов успех в области устройства детей-сирот в приемные семьи и под опеку объясняет тем, что были приняты новые правила усыновления, упрощающие процедуру усыновления, а также сокращающиеся сроки устройства детей в принимающие семьи. Не последнюю роль, по словам Каганова, в улучшении ситуации сыграло и увеличение пособий для некоторых категорий детей-сирот, в частности, детей-инвалидов, детей старше 7 лет, а также родных братьев и сестер.

Не могу сказать, что количество детей-сирот в России реально снижается, но положительные тенденции, все же, есть. У нас стали проще относиться к усыновлению, перестали бояться говорить об этом. Причем, проще – не значит безалабернее. Наоборот – родители сознательно готовятся, ходят на курсы, советуются с психологами и другими специалистами. Если же говорить о самих приемных родителях, то их, как правило, несколько категорий. Первые – семья, у которой уже есть несколько своих детей. Необязательно выросших. Они решают, что выполнили свой долг, родив несколько деток, и готовы подарить ласку и тепло еще одному. Такие люди, как правило, не стремятся взять младенца. Они приходят за дошколенком или уже школьником и не боятся трудностей. Вторые – семейная пара, у которой нет своих детей. Такие люди обычно более требовательны к полу, диагнозам и возрасту ребенка. Но контролируют органы опеки, в итоге, всех, кто взял в свою семью ребенка. Это и плановые проверки, и внеплановые. Например, в течение первого года с момента принятия малыша в семью, органы опеки приходят четыре раза. После – лишь два раза в год. Что касается возвратов детей в детские дома, то здесь ситуация сложная. Но, по нашим подсчетам, возвращают сейчас меньше. У нас стало гораздо больше детских специалистов, которые помогают решить проблемы адаптации. На руку и интернет с социальными сетями и форумами, где приемные родители могут делиться наболевшим. Но основной причиной таких возвратов, как и прежде, является несовпадение ожиданий с реальностью. Да, мы говорим приемным родителям о подводных камнях, но каждый ребенок – это личность со своими потребностями. Все крайне индивидуально. Больше всего, конечно, подростковых возвратов. Человек в 10-14 лет уже сформировался как-то, и полностью изменить его не получится, это нужно понимать.
Лидия Апдарова,