Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Лейпциг) впервые предприняли попытку изучить, как дошкольники, попав в детский коллектив, выбирают себе партнеров для игр.
Для этого, рассказывается в пресс-релизе института, специалисты предложили каждому из группы трех- и пятилетних детей сыграть в игру с двумя куклами. Цель игры состояла в том, чтобы за три раунда собрать как можно больше фишек, но во время каждого кона нужно было делиться с партнером по меньшей мере четырьмя фишками. Одна из кукол честно следовала этому правилу, а вторая то постоянно жульничала, отдавая всего одну фишку, то вела себя слишком щедро, отдавая целых семь фишек.
В ходе эксперимента один ребенок играл с обеими куклами, а следующий за ним, недолго пообщавшись с предшественником, должен был выбрать, с какой куклой играть. Оказалось, что большинство (53%) пятилетних детей очень охотно делилось своим мнением о поведении кукол, то есть сплетничало, чтобы помочь сверстнику сделать правильный выбор.
Они с готовностью предупреждали других о нечестном поведении «жадной куклы» и рассказывали о том, почему с ней играть не стоит. Трехлетки сплетничали только в 23% случаев, и чаще всего только информировали других детей о существовании «плохой куклы», не объясняя сути происходившего.
Это показывает, что сплетни становятся естественной частью социального поведения в очень раннем возрасте, отмечают ученые. Это помогает детям обосновывать свои слова, когда у них появляется такая потребность. Делясь друг с другом информацией о том или ином поведении окружающих, дети самоутверждаются, находят свое место в коллективе, решают, с кем стоит дружить, а кого – избегать.
Также читайте о том, почему у детей бывают трудности с математикой.