Доказана важность общения младенцев с папами

Малыши, с которыми отцы активно играли и разговаривали в 3-месячном возрасте, в два года демонстрируют более развитый интеллект, чем их сверстники.
Andrejs Pidjass / Фотобанк Лори
Andrejs Pidjass / Фотобанк ЛориИсточник: Migration

В ходе исследования ученые из трех ведущих научных центров Великобритании снимали на видео общение 192 пап со своими – сначала трехмесячными, а потом двухлетними – детьми. Когда малышам было по три месяца, отцы просто с ними разговаривали и играли, а двухлетним детям папы читали книжку. Затем они попросили других исследователей – специалистов в этой области – оценить качество общения в каждой паре «папа-малыш» в обоих возрастах – в три месяца и в два года. Кроме того, все двухлетки прошли стандартное тестирование на умственное развитие, основанное на способности распознавать цвета и формы.

Когда авторы исследования сопоставили полученные данные, оказалось, что между качеством общения папы и младенца в три месяца и уровнем развития интеллекта ребенка в два года существует прямая связь.

Чем больше баллов набрал папа, играя с трехмесячным малышом, тем более развитым был ребенок в двухлетнем возрасте.

Причем этот эффект наблюдался вне зависимости от пола малыша – общение с папой одинаково положительно сказывалось на интеллекте и сына, и дочери. Эти данные опровергают бытующее представление о том, что в раннем возрасте игры с отцом полезнее для мальчиков, чем для девочек, отмечают ученые. Результаты исследования опубликованы в журнале Infant Mental Health Journal.

Кроме того, работа показала важность хорошего психологического настроя во время общения с ребенком. Так, у пап, которые во время чтения своим двухлеткам были спокойны, уравновешенны, чутко реагировали на их нужды, дети демонстрировали более высокий уровень умственного развития: успешно концентрировали внимание, находили пути решения в трудных заданиях, хорошо говорили и общались с ровесниками и взрослыми.

Полученные результаты, подчеркивают ученые, говорят о том, что папам необходимо проводить с детьми как можно больше времени с самого раннего возраста. При этом нужно стремиться к тому, чтобы проводить это время качественно и в позитивном ключе – побольше смеяться, веселиться, играть и читать.