Профессор Гюнтер Мейнлшмидт и его коллеги наблюдали за 100 матерями и их детьми во время и после беременности. Ученые брали на анализ пуповинную кровь, а также оценивали уровень «гормона стресса» кортизола в слюне матерей. Кроме того, исследователи регулярно опрашивали мам о том, как протекает их беременность, какие события в их жизни происходят в этот период, и каково их психическое состояние в это время.
Ученые обнаружили, что при повышении у беременной уровня «гормона стресса», при появлении у нее симптомов депрессии, и вообще при возникновении каких-либо тяжелых ситуаций, в организме плода происходят эпигенетические изменения (то есть, изменения, связанные с факторами окружающей среды). В результате этих изменений активизируется работа гена, ответственного за выработку гормона окситоцина.
Этот гормон отвечает не только за возникновение привязанности между матерью и младенцем, процесс родов и лактацию, но также регулирует социальное поведение ребенка и его способность справляться со стрессом. Избыток окситоцина в организме ребенка, полагают исследователи, помогает малышу стать более психически устойчивым перед лицом испытаний и трудностей, с которыми ему придется столкнуться в жизни.
Полученные Мейнлшмидтом и его коллегами результаты, опубликованные в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, идут вразрез с данными предыдущих исследований, согласно которым стресс во время беременности повышает риск психических и физических болезней у потомства.
Как отметил Мейнлшмидт, ученые сейчас только начинают изучать потенциальные защитные механизмы, которые помогают ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни, ожидающим его после рождения. «Мы нуждаемся в полном понимании психологических процессов, позволяющих людям из поколения в поколение оставаться в относительно добром здравии, несмотря на всю тяжесть жизни», – подчеркнул ученый, слова которого приводятся в пресс-релизе Базельского университета.
Также читайте о том, где в России чаще всего рождаются дети с патологиями.