День матери в США: семейные ценности и общество потребления

НЬЮ-ЙОРК, 12 мая — РИА Новости, Лариса Саенко. Скидки и распродажи, переполненные рестораны, открыточный бум — так в США в 99-й раз отмечают День матери. 
dm.jpg
Источник: РИА Новости

Праздник, изначально задуманный как чествование памяти социальной активистки из Виргинии Анны Марии Джарвис, давно обрел национальный — и даже международный масштаб, и стал сопровождаться магазинной суетой.

Американский День матери — это почти российское 8 марта, только с сугубо семейным уклоном, не предполагающим застолья с коллегами. Гендерное равенство в «новом свете» уравновешивается Днем отца, который приходится на третье воскресенье июня.

И янки, и дикси были ее детьми

Джарвис (1832-1905), родившая 11 детей, из которых выжили только четверо, обрела известность, создав сеть благотворительных женских организаций, помогавших самым бедным иммигрантам. Она собирала пожертвования для семей, в которых матери болели неизлечимым тогда туберкулезом, а прошедшие медицинскую подготовку женщины-волонтеры оказывали им помощь по хозяйству.

В годы Гражданской войны между севером и югом, Джарвис, жительница Западной Виргинии, расколотой из-за политических взглядов, провозгласила нейтралитет своих госпиталей, в которых американки из Mothers' Day Work Clubs оказывали помощь как раненым «янки», так и «дикси». После поражения южан, эта женщина задумала День дружбы матерей, ставший, по сути, днем примирения нации.

Ее дочь и тезка Анна Джарвис вынашивала идею федерального Дня матери после организации мемориальных мероприятий в память о великой служительнице гуманитарным идеалам. В 1914 году праздник был утвержден в статусе национального. Однако уже в начале 20-х годов Джарвис-младшая оказалась самой ярой противницей ею же задуманного Дня матери, практическое воплощение которого не отвечало этическим представлениям о семье и ее методистской традиции.

Во время одной из акций протеста против коммерциализации мемориального дня младшая Джарвис была даже арестована за агрессивное поведение, нарушающее праздничную атмосферу города. Всю оставшуюся жизнь родоначальница Дня матери посвятила искоренению его из календаря, не добившись успеха. Эта максималистка выступала даже против открыток, подписанных маме и бабушке, полагая, что фабричная штамповка не должна подменять написанные от руки письма.

Модные подарки

Современный День матери в США пытается объединить и духовную, и коммерческую составляющие всякого праздника. По американской традиции, в этот день мам выводят «в свет» на семейные обеды и ужины и одаривают подарками. Многие ресторанные сети сулят виновницам торжества скидки, выпивку или десерт в подарок. А ресторанная сеть Hooters впервые в истории праздника пообещала матерям бесплатное основное блюдо стоимостью 10 долларов, если они приведут с собой хотя бы одного ребенка.

Компании розничной торговли обещают в этот день 30-процентные скидки. Ювелирная индустрия предлагает неограниченный набор украшений с сердечками и тематическими монограммами. Тем не менее, в США получают распространение и новые формы выражения внимания.

Если 90 лет назад балом правили флористы, объясняя кому дарить розы, а кому лилии, то сегодня эксперты советуют мамам-интеллектуалкам подарить акции Amazon.com, модницам — от «спа»-компании Steiner Leisure, мечтательницам — ценные бумаги Disney, неутомимым труженицам — просто, но со вкусом — акции Starbucks.

Мечта феминисток

Опросы, проведенные накануне Дня матери, показывают, что в современной американской семье социальные роли мамы и папы, особенно если оба супруга работают, уже практически не отличаются: американка тратит в неделю 59 часов на работу, домашние обязанности и воспитание детей, американец — всего лишь на час меньше — 58 часов.

Домашние обязанности муж и жена в мегаполисах делят поровну, утверждает социологическая компания Pew Resarch. И если мужчины предпочитают полный рабочий день и высокий заработок, то женщины отдают предпочтение свободе, выбирая не позицию босса, а свободный график работы.

Суета сует — треть работающих мам и пап понимают, что слишком мало проводят времени в кругу семьи со своими детьми. И, несмотря на явный кризис семьи в постиндустриальном обществе, женщины чаще чувствуют себя счастливыми в традиционном браке: 43% американских жен утверждают, что абсолютно счастливы, по сравнению с 23% одиноких мам.