Убедить годовалого малыша в том, что не стоит без спросу хватать игрушки старшего или мешать ему заниматься, практически невозможно. Но уже в 2 года у крохи может и должно формироваться уважение к чувствам, занятиям, личному пространству и собственности других людей. Без этого добиться мирного сосуществования старшего и младшего ребенка будет сложно.
Воспитывайте хорошие манеры у обоих
«Он же маленький, не понимает!» – этим аргументом родители могут оправдывать поведение младших детей лет до двадцати. При этом от старшего требуется быть снисходительным и терпеть любые выходки брата или сестры, а сиблинг, в свою очередь, растет с ощущением полной вседозволенности. Чтобы избежать этого, предъявляйте детям сходные требования – учитывая возраст, но не используя его в качестве тотального оправдания.
Не стремитесь ко всеобщему равенству
Тот факт, что базовые требования к детям должны быть общими (например, все должны доедать еду до конца и перед сном убирать свои игрушки), не означает, что вы должны относиться к обоим отпрыскам одинаково. Разумеется, 2-летний и 6-летний ребенок (особенно если они разного пола) – это два разных существа со своими способностями, потребностями и желаниями, да и родительские чувства к ним могут различаться, что тоже вполне естественно. Так что старайтесь выделять «особый пирог» каждому: пусть по 10 минут в день, но это должно быть время для вашего личного общения с каждым из детей один на один.
Поощряйте командный дух
Братья и сестры нередко ощущают себя соперниками в борьбе за родительское внимание. Вместо этого попробуйте культивировать ситуации, в которых они могут выступать как партнеры и участники одной команды. Пусть младший обращается за помощью к старшему («Попроси Ваню помочь тебе обуться: он лучше всех умеет застегивать ботинки») или пусть они вместе убирают игрушки на скорость («Таймер зазвонит через пять минут, за такое время с уборкой справится только команда»).
Уважайте чувство собственности
У каждого из детей должно быть свое персональное пространство, куда второму ход заказан. Пусть это будет всего лишь коробка с игрушками или ящик письменного стола, но для ребенка иметь что-то личное очень важно. Выделите персональные и общие игрушки, которыми дети смогут играть вместе – это, с одной стороны, повышает у ребенка чувство ответственности и самоконтроля, а с другой, учит делиться.
Инициируйте игру
Дети не всегда могут придумать для себя игру самостоятельно, особенно такую, которая будет интересна обоим. Эту задачу лучше взять на себя родителям, помогая детям находить игры, в которых они смогут мирно взаимодействовать и с интересом проводить время. Пусть хотя бы полчаса в день они дружно играют вдвоем, будь то настольная игра или строительство корабля из подушек и одеял.
Дружеские отношения выстраиваются только в общении и взаимодействии. Будьте для своих детей посредником, который поможет им заложить основу взаимопонимания и добрых чувств на всю жизнь.