Такие результаты показал онлайн-опрос, в котором приняли участие 9229 пользователей проектов Леди Mail.ru, Дети Mail.ru и Добро Mail.ru. Опрос проводился с 14 по 26 августа 2020 года. У российских родителей спрашивали, готовы ли они к тому, чтобы вместе с их детьми в одном классе учились дети с особенностями развития.
Оказалось, что родители обычных школьников относятся к совместному обучению их детей и особенных ребят неоднозначно. 20% респондентов заявили, что не могут пойти на это, так как раньше не сталкивались с инклюзивным образованием, 19% уверены, что из-за присутствия в классе детей с особенностями пострадает качество образования их ребенка. При этом большинство родителей (61%) все же смотрит на инклюзивное образование положительно. У 16% есть позитивный опыт совместного обучения, а 45% готовы попробовать, однако переживают, как это будет организовано.
В опросе также приняли участие родители детей с особенностями развития. По словам 53% из них, доступ к школьному образованию для их детей ограничен, и им приходится сталкиваться с различными сложностями. Несмотря на это, 23% родителей рассказали, что школа готова их принять: в штате есть логопеды, дефектологи и тьютор. Еще у 10% в школе программа инклюзивного образования успешно реализуется. Но остальные участники опроса все же недовольны текущим состоянием инклюзивного школьного образования в России.
Треть семей (34%) встретили в школах дружелюбно, однако в образовательных учреждениях нет необходимых специалистов и зоны сенсорной разгрузки. Столько же (34%) сообщили, что школы не готовы к обучению их детей совсем — ни морально, ни инфраструктурно.
Родители особенных детей также подчеркнули, что инклюзивное образование крайне важно для них. Особенно остро стоят проблемы наличия самой возможности получить образование (32%) и социализации детей (31%).
Посмотрите, сколько стоит собрать в школу особенного ребенка:
«Говорить о том, что родители нормотипичных детей боятся инклюзии и не хотят ее — неверно, прокомментировала результаты опроса президент АНО «БО „Журавлик“ Ольга Журавская. — Разумеется, все родители не хотят инклюзии, которая будет происходить без учета интересов каждой группы детей или без специально обученных специалистов по инклюзии. Однако в тех школах, где инклюзивная модель внедрена и применяется, отношение к особенному ребенку, как к индивидуальности, распространяется на весь коллектив.
Школы, которые применяют инклюзивные модели, реже сталкиваются со школьной травлей/ буллингом и применяют методики, позволяющие мониторить уровень социального напряжения в школе и быстрее реагировать на проблемы коммуникаций как между детьми, так и между специалистами и родителями».
Поскольку предстоящий учебный год в российских школах станет для родителей и детей настоящим вызовом — разные смены, ограничения в классах и коридорах, ношение масок, у участников опроса спросили, хотят ли их дети возвращаться к онлайн-занятиям, а также о том, что мамы и папы думают о дистанционном формате учебы.
Выяснилось, что 60% российских школьников ждут возвращения офлайн-уроков. Родители тоже хотели бы снова водить детей в школу — 57% предпочли бы очное обучение, при этом 87% из них уверены, что такой формат гораздо эффективнее онлайн-режима.
Однако 62% мам и пап все же считают, что пандемия внесет свои коррективы в образовательный процесс, поэтому дети снова будут учиться дистанционно. Стоит добавить, что многие родители даже отказались от дополнительных занятий в этом году или частично перевели их в онлайн — так ответили 26% и 20% соответственно.
Что касается покупок к школе, в этом году большинство мам и пап отдали предпочтения специализированным детским магазинам (43%) и супермаркетам (36%). Покупки онлайн совершали 18%. Несмотря на возвращение очных уроков, российские родители позаботились о технике для онлайн-занятий: 33% уже приобрели ноутбук или планшет для этих целей, а 13% запланировали приобретение устройства.
Читайте также: Что нужно рассказать ребенку об особенных детях
Смотрите наши видео