Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Как научить ребенка читать к 3 годам

Василиска
Хочу поделиться своим собственным опытом, может, кому-то он пригодится. Трое моих детей уже к двум годам знали весь алфавит, к 2,5 годам вполне сносно складывали слоги, а к трём - читали, если текст был крупный, а слова разделены на слоги. 

Я учила детей буквам в форме игры. Сначала мы выучили алфавит - для этого у нас была специальная считалочка-скороговорка.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж — прикатили на еже! З, И, К, Л, М, Н, О- дружно вылезли в окно. П, Р,С, Т, У,Ф,Х- оседлали петуха. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я- Вот и все они друзья!

Каждую букву я нарисовала в виде интересной картинки - в то время, когда мои дети были маленькими, еще не было такого количества наглядных пособий во всех магазинах, и приходилось рисовать всё самим. Кстати, когда мы рисовали вместе, им было ещё интереснее! Главное было - не перегружать память ребенка. Мы посвящали рисованию одной буквы буквально несколько минут в день, и никогда не рисовали больше одной буквы за день.

Когда написание всех букв уже было знакомым, мы перешли к их сочетаниям. Самый принципиальный момент - поймет ли ребенок, что такое слоги. Начали мы с гласных - АО, УА, ИА и т.п. Потом начали сочетать гласные и согласные - МА, ПА, КИ и т.д. Этот этап занял столько же времени, сколько и изучение букв. Для того, чтобы ребенок не терял интерес, занимались мы буквально по 10 минут в день.

Потом я нарисовала карточки с простыми словами, в которых было всего по 2-3-4 буквы. Примеры таких слов - КОТ, КИТ, УМ, АМ, РЫБА, МАМА, ПАПА, СОН и т.п. Карточек у нас было несколько десятков. В форме игры мы с детьми читали эти слова по паре раз за день - конечно, получилось далеко не сразу, но в конце концов я обнаружила, что все до одной карточки уже изучены. Тогда мне пришлось нарисовать еще несколько десятков карточек, на которых уже были более длинные и сложные слова - из 4-5 букв.

Примерно на этом этапе я обнаружила, что дети уже читают вывески на магазинах, а также пытаются прочитать заголовки в книжках, написанные крупными буквами. Тогда я купила первую книгу, в которой на каждой странице был крупный рисунок, и всего одно предложение-подпись. Слова в этом предложении были разделены на слоги. Помню, что самой первой книгой для самостоятельного чтения для моего старшего сына (сейчас ему уже 25 лет, и он сам скоро станет папой) стала "Репка". Конечно, помогало чтению ещё и то, что Репку он уже знал наизусть к тому времени. Но я следила, чтобы он именно читал: водил пальчиком по странице, переводя его от слога к слогу.

Со следующими детьми мне уже было проще хотя бы потому, что старший сын принимал активное участие в их обучении. И я заметила, что младшие научились читать ещё быстрее, чем старший! Так что детское участие в обучении - тоже одно из условий успеха, потому что такое обучение - замечательная и интересная игра.

Надеюсь, что мой опыт будет кому-нибудь полезен!
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
100
Рита Жемчужная стала Несравненной :)
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Татьяна ШвецоваВ ответ на Рита Жемчужная стала Несравненной :)
Рита Жемчужная стала Несравненной :)
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
Рита Жемчужная стала Несравненной :)В ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
История переписки2
Запоминание слов это тоже познавание мира
Рита Жемчужная стала Несравненной :)
Запоминание слов это тоже познавание мира
История переписки3
Уважаемая Рита, поделитесь секретом, как вы оказались на самом верху рейтинга? Мне это тааааак интересно.

Я больше нигде вас не встречала на форуме, поэтому тут увидела, обрадовалась, удивилась и решила спросить.
Рита Жемчужная стала Несравненной :)В ответ на Злая ФейхоиЩЩа
Злая ФейхоиЩЩа
Уважаемая Рита, поделитесь секретом, как вы оказались на самом верху рейтинга? Мне это тааааак интересно.

Я больше нигде вас не встречала на форуме, поэтому тут увидела, обрадовалась, удивилась и решила спросить.
История переписки4
Как раз благодаря рубрике "советы". Только сейчас её перенесли на форум, и я уже меньше пишу.
Рита Жемчужная стала Несравненной :)
Как раз благодаря рубрике "советы". Только сейчас её перенесли на форум, и я уже меньше пишу.
История переписки5
Но у вас всего 4 темы в "Советах" ...... удивительно.
Цапля чахла, цапля сохла, 2 ребенкаВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
История переписки2
Монтессори тоже для проблемных изначально. И что?
Татьяна ШвецоваВ ответ на Цапля чахла, цапля сохла
Цапля чахла, цапля сохла
Монтессори тоже для проблемных изначально. И что?
История переписки3
Сообщение от Цапля чахла, цапля сохла, 4 февраля 2016 года в 17:07
Монтессори тоже для проблемных изначально. И что?
Да, и развитие у неё одностороннее. Её методика в первую очередь рассчитана на УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ детей. Не напрягает? Её методика частично хороша в раннем возрасте и для диагностики. Но собирать пирамидки в 5-6 лет и читать по Доману в 2 года?! Монтессори была против подвижных игр с правилами и ролевых игр. Но именно в игре ребёнок развивается! Дошкольник должен бегать, прыгать, изобретать, творить ( в силу своих возрастных возможностей), иметь друга, с которым мог бы отправиться в воображаемое путешествие, мечтать стать супергероем..., принцессой, - это детство. Чем больше игры в дошкольном возрасте, тем успешнее будет ваш ребенок в школе. Между прочим не все дети могут ИГРАТЬ ВМЕСТЕ, потому что у одних нет жизненного опыта (т.е. знаний), другие не могут подчиняться общим правилам, третьи не коммуникабельны. А любознательному, смышлёному ребёнку не сложно будет научиться и читать. И если же вы решили научить читать дошкольника до школы, то сделать это нужно правильно. На момент обучения чтению у ребёнка должна хорошо быть развита устная речь (при наличии дефектов звукопроизношения лучше обратиться к логопеду до обучения ), чтение должно быть осмысленным, а не механическим, т.е. ребёнок должен понимать о чём он читает, а осмысление приходит в возрасте 5-6 лет, не раньше. И напоследок, если хотите проверить возможности своих детей, воспользуйтесь Букварём Н.С. Жуковой и математикой для дошкольников Л.Г. Петерсон.
Желаю всем удачи!
Гаечка Янгаечка, 2 ребенкаВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Цапля чахла, цапля сохла, 4 февраля 2016 года в 17:07
Монтессори тоже для проблемных изначально. И что?
Да, и развитие у неё одностороннее. Её методика в первую очередь рассчитана на УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ детей. Не напрягает? Её методика частично хороша в раннем возрасте и для диагностики. Но собирать пирамидки в 5-6 лет и читать по Доману в 2 года?! Монтессори была против подвижных игр с правилами и ролевых игр. Но именно в игре ребёнок развивается! Дошкольник должен бегать, прыгать, изобретать, творить ( в силу своих возрастных возможностей), иметь друга, с которым мог бы отправиться в воображаемое путешествие, мечтать стать супергероем..., принцессой, - это детство. Чем больше игры в дошкольном возрасте, тем успешнее будет ваш ребенок в школе. Между прочим не все дети могут ИГРАТЬ ВМЕСТЕ, потому что у одних нет жизненного опыта (т.е. знаний), другие не могут подчиняться общим правилам, третьи не коммуникабельны. А любознательному, смышлёному ребёнку не сложно будет научиться и читать. И если же вы решили научить читать дошкольника до школы, то сделать это нужно правильно. На момент обучения чтению у ребёнка должна хорошо быть развита устная речь (при наличии дефектов звукопроизношения лучше обратиться к логопеду до обучения ), чтение должно быть осмысленным, а не механическим, т.е. ребёнок должен понимать о чём он читает, а осмысление приходит в возрасте 5-6 лет, не раньше. И напоследок, если хотите проверить возможности своих детей, воспользуйтесь Букварём Н.С. Жуковой и математикой для дошкольников Л.Г. Петерсон.
Желаю всем удачи!
История переписки4

Наталия, 2 ребенкаВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Цапля чахла, цапля сохла, 4 февраля 2016 года в 17:07
Монтессори тоже для проблемных изначально. И что?
Да, и развитие у неё одностороннее. Её методика в первую очередь рассчитана на УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ детей. Не напрягает? Её методика частично хороша в раннем возрасте и для диагностики. Но собирать пирамидки в 5-6 лет и читать по Доману в 2 года?! Монтессори была против подвижных игр с правилами и ролевых игр. Но именно в игре ребёнок развивается! Дошкольник должен бегать, прыгать, изобретать, творить ( в силу своих возрастных возможностей), иметь друга, с которым мог бы отправиться в воображаемое путешествие, мечтать стать супергероем..., принцессой, - это детство. Чем больше игры в дошкольном возрасте, тем успешнее будет ваш ребенок в школе. Между прочим не все дети могут ИГРАТЬ ВМЕСТЕ, потому что у одних нет жизненного опыта (т.е. знаний), другие не могут подчиняться общим правилам, третьи не коммуникабельны. А любознательному, смышлёному ребёнку не сложно будет научиться и читать. И если же вы решили научить читать дошкольника до школы, то сделать это нужно правильно. На момент обучения чтению у ребёнка должна хорошо быть развита устная речь (при наличии дефектов звукопроизношения лучше обратиться к логопеду до обучения ), чтение должно быть осмысленным, а не механическим, т.е. ребёнок должен понимать о чём он читает, а осмысление приходит в возрасте 5-6 лет, не раньше. И напоследок, если хотите проверить возможности своих детей, воспользуйтесь Букварём Н.С. Жуковой и математикой для дошкольников Л.Г. Петерсон.
Желаю всем удачи!
История переписки4



Stihi_yaВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
История переписки2
Сообщение от Татьяна Швецова, 2 февраля 2016 года в 18:55
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.

Мы по этой методике для "проблемных" начали заниматься после полутора лет, правда, я её немного видоизменила. Начали с целых слов, а перешли на слоги, т.к ребёнок должен уметь так же легко воспринимать и образ слога, чтобы встретившись с незнакомым словом, уметь его прочитать. Занятия с карточками, буквами и словами совершенно не мешали ребёнку познавать мир, потому что помимо этого с ним много гуляли, играли, читали и рассказывали об этом самом мире. В результате сын читал целыми словами к трём годам. К 12-13 годам перечитал столько книг, что иному взрослому не снилось. Плюсом этой же методики стала почти абсолютная грамотность, т.к он привык зрительно воспринимать образ слова и писать его правильно. А увеличению словарного запаса способствовало большое количество прочитанных книг. Ничего плохого в методике Домана я не нахожу.
Хатуль МаданВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
История переписки2
Сообщение от Татьяна Швецова, 2 февраля 2016 года в 18:55
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
Мир вокруг ребенка не безымянный) нет ничего плохо в том, чтобы расширять словарный запас понятных ребенку предметов и действия.
Татьяна ШвецоваВ ответ на Хатуль Мадан
Хатуль Мадан
Сообщение от Татьяна Швецова, 2 февраля 2016 года в 18:55
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
Мир вокруг ребенка не безымянный) нет ничего плохо в том, чтобы расширять словарный запас понятных ребенку предметов и действия.
История переписки3
«… с
точки зрения нейропсихолога, как я отношусь к раннему развитию детей, когда уже
с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?


Категорически
отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда
люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни
психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из
этого не последует.

И это всем однозначно
понятно и доказательств никаких не требуется. Есть нейрофизиологические законы
развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен
в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное
развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта
энергия должна была быть актуально направлена.

Раз внешняя среда требует
выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то
других структур психики. Два—три года — это период очень бурного развития
сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка.

А если вы начинаете его
учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы
отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные
процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного)
развития.

Вполне вероятно
проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут
лечить. Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не
сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез,
откуда «вдруг» берутся страхи.

Почему «вдруг» возникают
эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал
агрессивным или гиперактивным.»

«… что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе?
Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет.

Ребенок приучается к
тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих
штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике. Готовить же к школе в смысле
обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже.

Испокон века это начиналось
года в четыре, лучше в пять. Почему-то все считают, что познавательные процессы
развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы.

А ведь развитие
познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес,
и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она
какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает.

А потом говорит: «А вот
фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и
что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных
процессов.

Как ригидный
нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает
его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем?

А что на столе такого,
чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как
накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на
стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже
развитие познавательных процессов.»

«А
когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных
способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто
натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения
нормальных, бытовых знаний.

Опять же есть закон:
любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в
три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем
наоборот.

А законы психологии и
эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как
законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о
детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это
универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.»

«Сейчас
очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать
туда детей перед школой. Что сказать по этому поводу?


Пусть это будет
творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет
отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает
крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры."
Семенович
Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры
клинической психологии и психотерапии МГППУ
IraВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
«… с
точки зрения нейропсихолога, как я отношусь к раннему развитию детей, когда уже
с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?


Категорически
отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда
люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни
психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из
этого не последует.

И это всем однозначно
понятно и доказательств никаких не требуется. Есть нейрофизиологические законы
развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен
в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное
развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта
энергия должна была быть актуально направлена.

Раз внешняя среда требует
выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то
других структур психики. Два—три года — это период очень бурного развития
сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка.

А если вы начинаете его
учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы
отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные
процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного)
развития.

Вполне вероятно
проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут
лечить. Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не
сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез,
откуда «вдруг» берутся страхи.

Почему «вдруг» возникают
эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал
агрессивным или гиперактивным.»

«… что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе?
Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет.

Ребенок приучается к
тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих
штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике. Готовить же к школе в смысле
обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже.

Испокон века это начиналось
года в четыре, лучше в пять. Почему-то все считают, что познавательные процессы
развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы.

А ведь развитие
познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес,
и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она
какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает.

А потом говорит: «А вот
фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и
что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных
процессов.

Как ригидный
нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает
его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем?

А что на столе такого,
чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как
накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на
стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже
развитие познавательных процессов.»

«А
когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных
способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто
натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения
нормальных, бытовых знаний.

Опять же есть закон:
любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в
три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем
наоборот.

А законы психологии и
эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как
законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о
детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это
универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.»

«Сейчас
очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать
туда детей перед школой. Что сказать по этому поводу?


Пусть это будет
творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет
отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает
крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры."
Семенович
Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры
клинической психологии и психотерапии МГППУ
История переписки4
Научить ребенка читать в 3 года-это не раннее развитие, это бестолковое раннее обучение
ГорошинкаВ ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
«… с
точки зрения нейропсихолога, как я отношусь к раннему развитию детей, когда уже
с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?


Категорически
отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда
люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни
психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из
этого не последует.

И это всем однозначно
понятно и доказательств никаких не требуется. Есть нейрофизиологические законы
развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен
в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное
развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта
энергия должна была быть актуально направлена.

Раз внешняя среда требует
выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то
других структур психики. Два—три года — это период очень бурного развития
сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка.

А если вы начинаете его
учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы
отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные
процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного)
развития.

Вполне вероятно
проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут
лечить. Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не
сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез,
откуда «вдруг» берутся страхи.

Почему «вдруг» возникают
эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал
агрессивным или гиперактивным.»

«… что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе?
Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет.

Ребенок приучается к
тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих
штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике. Готовить же к школе в смысле
обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже.

Испокон века это начиналось
года в четыре, лучше в пять. Почему-то все считают, что познавательные процессы
развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы.

А ведь развитие
познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес,
и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она
какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает.

А потом говорит: «А вот
фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и
что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных
процессов.

Как ригидный
нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает
его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем?

А что на столе такого,
чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как
накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на
стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже
развитие познавательных процессов.»

«А
когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных
способностей?
А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто
натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения
нормальных, бытовых знаний.

Опять же есть закон:
любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в
три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем
наоборот.

А законы психологии и
эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как
законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о
детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это
универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.»

«Сейчас
очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать
туда детей перед школой. Что сказать по этому поводу?


Пусть это будет
творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет
отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает
крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры."
Семенович
Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры
клинической психологии и психотерапии МГППУ
История переписки4
Я не сторонник раннего развития, но не вижу ничего страшного, если в 2-3 года просто учить буквы. Я алфавит выучила в 3 года. Это произошло как-то само собой. Потом научилась складывать слова, это тоже как-то само собой произошло. В 5-6 научилась читать. Не заметила в себе никаких отклонений.
Ирина ***В ответ на Татьяна Швецова
Татьяна Швецова
Сообщение от Рита Жемчужная, 30 января 2016 года в 21:11
Методика Домана очень хорошая. Карточки нужно показывать ребёнку, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Если ребёнку занятие в данный момент не нравится, лучше отложить на 1-2 дня.

Цитата фотографии
Методика Домана первоначально была рассчитана на проблемных детей. В 2 года нормальный ребёнок должен познавать мир, а не заниматься визуальным и бессмысленным запоминанием слов.
История переписки2
Сто тысяч +++++!
Bad Mad, 2 ребенка
Зачем?
Гаечка Янгаечка, 2 ребенкаВ ответ на Bad Mad
Bad Mad
Зачем?
вот точно такой же вопрос: ЗАЧЕМ?
Меня не зовут, я сама прихожу
Меня мама научила читать к трем годам без карточек
Lilium Candidum
" Главное было - не перегружать память ребенка. "-Вы думаете,что это возможно:перегрузить память ребенка?
Tamila Akhmedova
А зачем так рано читать?
Гермиона ГрейнджерВ ответ на Tamila Akhmedova
Tamila Akhmedova
А зачем так рано читать?
Сообщение от Tamila Akhmedova, 31 января 2016 года в 00:34
А зачем так рано читать?
С языка вопрос сняли. Наверное, мама так самоутверждается. Вот какая я хорошая мать, умею заниматься с детьми, все трое читают. Интересно, а к 3 годам они уже умели безупречную дикцию и умели говорить сложными предложениями? Но, наверное, чистая речь не так престижна, как маловразумительное чтение.
Гаечка Янгаечка, 2 ребенкаВ ответ на Гермиона Грейнджер
Гермиона Грейнджер
Сообщение от Tamila Akhmedova, 31 января 2016 года в 00:34
А зачем так рано читать?
С языка вопрос сняли. Наверное, мама так самоутверждается. Вот какая я хорошая мать, умею заниматься с детьми, все трое читают. Интересно, а к 3 годам они уже умели безупречную дикцию и умели говорить сложными предложениями? Но, наверное, чистая речь не так престижна, как маловразумительное чтение.
История переписки2
думаю как и вы, а еще важно в 3 года ребенку иметь такие навыки как самому одеться, справляться с пуговицами и застежками на обуви, самостоятельно есть и прочие бытовые навыки....
Гермиона ГрейнджерВ ответ на Гаечка Янгаечка
Гаечка Янгаечка
думаю как и вы, а еще важно в 3 года ребенку иметь такие навыки как самому одеться, справляться с пуговицами и застежками на обуви, самостоятельно есть и прочие бытовые навыки....
История переписки3
Ну что вы! Колготки, горшок и крючки - это не круто. А вот читать и лепетать английские стишки, не выговаривая половину звуков и не понимая содержания - это показатель хорошей мамы.
Гаечка Янгаечка, 2 ребенкаВ ответ на Гермиона Грейнджер
Гермиона Грейнджер
Ну что вы! Колготки, горшок и крючки - это не круто. А вот читать и лепетать английские стишки, не выговаривая половину звуков и не понимая содержания - это показатель хорошей мамы.
История переписки4
да Шо это я не понимаю ничего