Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка.
Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение
ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с
интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо
выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по
отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической
программе , и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По
этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно
разделить на “ожидаемое” (т.е. предусмотренное генетически) и
“парадоксальное” (несоответствующее генетической программе).
Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей
Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.
Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.
Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.
1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение.
К таким последствиям приводят:
— отсутствие грудного вскармливания, которое кроме этого приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход;
— отсутствие совместного сна с мамой;
— ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается
— неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает “не приучать ребенка к рукам”. Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.
2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты)
К таким последствиям приводят:
— полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством;
— ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты;
— динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.
3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности.
К таким последствиям приводят:
— моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;
— проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.
Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.
Газета "Наш аист", №7(31), апрель 1998 года
Получилось очень много, но кто дочитает: каково Ваше мнение по поводу данной статьи? Что касается меня, то не совсем согласна с многими моментами. Своего ребенка не пеленала ни разу, на ИВ с 5 месяцев, на улицу вышли на 3-й день после рождения, легкий массажик (поглаживание, задираем ноги и т.д. все, что доставляет удовольствие моему ребенку) делаем, не моржуем ))), не ныряем (считаю, что это не к чему), спали вместе до 4,5 месяцев (потом сама отказалась - наверное взрослая уже). Вот как-то так. )))
у меня вообще проблемы с грудным молоком,диатез на все красное,сладкое.не знаю отнимать,пока держимся.не пеленались с роддома,гуляли тоже рано.
"отсутствие совместного сна с мамой" - Все поголовно дети в те времена спали отдельно в своих кроватках;
"ограничение в пребывании на руках" - В большинстве своём у всех были многодетные семьй и носить ребёнка на руках почти всё время мало у кого получалось, ведь нужно выполнять работу по дому, на огороде, да и муж требует внимания;
"полный отказ от пеленания"
"ранние прогулки" - из той же оперы только за минисом американцев и европейцев, да и нас помоему. Во всяком случае я тогда должа быть полным психом;
Но самв мне понравился вот этот пункт - "плавание грудничков" - Этаж получается что мы все "садомазы", Ведь до рождения ребёнок плавает в околоплодных водах и вода для него остаётся в первые месяцы жизни самым знакомым ощущением.
"отсутствие совместного сна с мамой" - Все поголовно дети в те времена спали отдельно в своих кроватках;
"ограничение в пребывании на руках" - В большинстве своём у всех были многодетные семьй и носить ребёнка на руках почти всё время мало у кого получалось, ведь нужно выполнять работу по дому, на огороде, да и муж требует внимания;
"полный отказ от пеленания"
"ранние прогулки" - из той же оперы только за минисом американцев и европейцев, да и нас помоему. Во всяком случае я тогда должа быть полным психом;
Но самв мне понравился вот этот пункт - "плавание грудничков" - Этаж получается что мы все "садомазы", Ведь до рождения ребёнок плавает в околоплодных водах и вода для него остаётся в первые месяцы жизни самым знакомым ощущением.
"отсутствие совместного сна с мамой" - Все поголовно дети в те времена спали отдельно в своих кроватках;
"ограничение в пребывании на руках" - В большинстве своём у всех были многодетные семьй и носить ребёнка на руках почти всё время мало у кого получалось, ведь нужно выполнять работу по дому, на огороде, да и муж требует внимания;
"полный отказ от пеленания"
"ранние прогулки" - из той же оперы только за минисом американцев и европейцев, да и нас помоему. Во всяком случае я тогда должа быть полным психом;
Но самв мне понравился вот этот пункт - "плавание грудничков" - Этаж получается что мы все "садомазы", Ведь до рождения ребёнок плавает в околоплодных водах и вода для него остаётся в первые месяцы жизни самым знакомым ощущением.
Net universalnih pravil dlja vseh! I etot vseznajskij ton statji uzasno razdrazajet!
Polzovalas pampersami do 1 goda 9 mesyatsev, zatem devochka stala prositsya, nochnie pampersi snyali cherez mesyats. Grudnoe vslkarmlivanie do 11 mesyatsev. Tut mnogie grudyu kormiat do 2 let.
Na ulitsu vivozila s 1 mesytsa. Nu naschet niryanii, konechno ne experimentirovala, zachem? Virastet otpravim v bassein y tam nauchitsya plavat. Soglasna, chto kazdii individualen y kazdaya mama zhaet chto nuznee y polesnee ee rebenku. A knigi knigami, no avtor y v glaza vashego konkretnogo rebenka ne videl. Kak govoril Spok rastite detei estestvenno ne zamorachivayas.