Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Фотоуроки: обсуждение фотографий

sunset
Всем ДД! Сегодня будут выложены фотографии к своб. теме "Весна"
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
181
145678
sunset
Закат и рассвет — волшебное время: приятно просто понаблюдать за этими явлениями, а уж сделать красивый снимок — тем более. Неудивительно, что видя красивый закат, люди достают камеру/телефон, чтобы сделать снимок. В принципе объяснить такое поведение несложно: природа сама рисует красивую картинку, задача фотографа - лишь нажать на кнопку. Но после загрузки снимка на компьютер фотограф горько разочаровывается: цвет заката выглядит несколько помрачневшим/тусклым. Все дело в том, что наши глаза могут по достоинству оценить интенсивный голубой, желтый, оранжевый цвет, который мы видим в небе. Но наша фотокамера с ее автоматическим балансом белого пытается исправить эти оттенки. К сожалению, это существенно притупляет цвет, приближая его к так называемому "нормальному". В таких случаях мы часто слышим комментарий фотографа: "В реальности цвета были гораздо ярче/сочнее".

Поэтому сегодня рассмотрим основные правила, которые необходимо знать для успешной съёмки рассветов и закатов.
sunset
Для начала рассмотрим, в чем заключается разница между закатом и восходом:
1. во время восхода очень сложно оказаться в нужном месте. Если же ночевать на месте, где будет восход, или очень рано встать и прийти/приехать на это место, то можно застать восход
2. на восходе на улицах практически не встретить людей, а на закате их будет много.
3. Другая важная особенность – это эмоциональная часть. Закат переходит от светлого к темному, он успокаивает и готовит нас к ночному отдыху. Восход солнца наоборот переходит от тьмы к свету, от сна к жизни, это как рождение жизни, как прилив энергии.
4. Цвет: закаты, как правило, краснее из-за перемешивания частиц пыли в воздухе после напряженного дня. Эти частицы создают больше красного цвета в атмосфере. Восходы, как правило, имеют большую ясность в воздухе.
Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично.
sunset
Режимное время
Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут и является частью "режимного времени", когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем (=жесткий свет), можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца.
Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли взять с собой штатив
sunset
Далее свет становится всё теплее — сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, солнце перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце.
sunset
После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и нужна длинная выдержка, что делает съёмку с рук невозможной. Но не спешите сворачивать свою технику, потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство: вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.
sunset
В чем заключаются сложности при съемке заката?
1. закат требует хорошего динамического диапазона у вашего фотоаппарата. Часто бывает так, что если земля получилась хорошо освещенной (т.е. не темной), то небо оказалось пересвеченным/слишком светлым

И наоборот: если небо получилось хорошо освещенным, то земля оказалась уже слишком темной/недосвеченной

Для решения данной проблемы необходимо хорошо проработать и светлое небо и темную землю

2. бликоустойчивость объектива: при попадании солнца в кадр внутри оптической системы значительно увеличивается количество переотражений света от поверхностей линз, из-за чего картинка теряет контрастность и "расцветает" множеством солнечных зайчиков.

3. Во время съемки заката очень часто возникает такое явление как перетекание заряда с "засвеченных" пикселей на соседние. Это явление называется блюмингом. Результат - "разрастание" солнца в размерах и появление вокруг него цветной каемки.

4. нехватка света: как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за "шевелёнки".
sunset
Подготовка к съемке:

Удачные снимки — это следствие хорошей подготовки. Важно заранее знать, где, собственно, будет рассвет или закат. Траектория Солнца в течение года меняется — место заката и рассвета будет чередоваться в зависимости от сезона. В планировании съёмок помогают современные технологии. Существуют программы и приложения, которые покажут, где и во сколько будет солнце в тот или иной момент. Такая подготовка особенно важна, если вы путешествуете и у вас есть всего лишь один день на съемку заката/восхода в данном месте.
sunset
Общие рекомендации при съемке закатов:
1. самые интересные закаты бывают во время перемены погоды Закаты в хорошую погоду однообразны и скучны и представляют собой немудреную картину: белый круг (солнце) на розовом или желтом небе. Если же погода меняется, то на небе можно наблюдать облака, зачастую, причудливой формы. Когда солнце садится за горизонт эти облака короткое время светятся ярко-красным светом - не упустите этот момент!
sunset
2. Берите с собой штатив, если вы планируете фотографировать закаты. По мере того, как солнце прячется за горизонтом, освещенность снижается. Это значит, что может потребоваться установить очень долгую выдержку, при которой невозможно работать с рук. Если штатива нет, можно положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность. Однако, не забывайте о движущихся предметах, например, колышущихся от ветра деревьях: долгая выдержка может привести к нежелательному размытию.
sunset
3. После того как солнце сядет за горизонт, не уходите сразу. Понаблюдайте за светом и окраской неба и продолжайте снимать. Очень часто наилучшие цвета появляются, когда солнца уже нет. Это особенно актуально, если возле горизонта есть несколько облаков.
sunset
4. Солнечный диск практически гарантированно будет белым/пересвеченным. Ничего страшного в этом нет. Исключение: заключительная стадия заката, когда диск уже почти коснулся земли, тогда он вполне может получиться желтым или красным.
sunset
Фильтры:
Конечно, можно использовать фильтры, чтобы достичь тот или иной эффект, но не забывайте, что каждая лишняя стекляшка ухудшает бликоустойчивость оптической системы. В условиях такого освещения, как на закате (особенно если солнце в кадре), лучше снять все фильтры с объектива.
Наибольшую ценность при съемке закатов представляет собой нейтральный градиентный фильтр. Он позволяет чуть притемнить небо, чтобы позволить фотоаппарату лучше проработать землю.
Поляризатор при съемке заката бесполезен.
Иногда советуют использовать цветные фильтры: например, оранжевый фильтр для придания снимку оранжевого оттенка. Однако это не очень рационально с точки зрения цифровой фотографии: такой фильтр можно легко применить в Photoshop.
sunset
Композиция:
Съёмка заката не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, рассмотрим распространённые ошибки:
1. Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него лишь чистое голубое небо. Кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.
sunset
2. не делайте солнце единственным ключевым объектом в кадре. Солнце в фотографии имеет намного бОльшую ценность в качестве источника света, нежели в качестве объекта съемки, поэтому и используйте его по назначению! Найдите сюжет, который заиграл бы в закатном свете и фотографируйте его.
sunset
3. Распространённый сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый, поэтому включите в композицию передний план: например, камни на берегу, пирс, лодку и тд.
sunset
4. Направьте камеру так, чтобы горизонт был НЕ на середине кадра:
2/3 кадра отданы земле → фотограф акцентирует внимание на переднем плане
2/3 кадра отданы небу с закатом → внимание на закате.
sunset
5. Мы ожидаем, что лучшее небо будет рядом с солнцем, но это не всегда так. Нам нужно часто оглядываться, чтобы увидеть, как все меняется. Иногда вы можете увидеть радугу на западе или некоторые красивые цвета неба к северу. Не зацикливайтесь на одном направлении, будьте открытыми и гибкими.
sunset
Настройки:
1. Закаты относятся к жанру пейзаж,поэтому здесь лучше всего закрывать диафрагму, чтобы бОльшая часть снимка оказалась резкой
2. При зажатии диафрагмы до 22 и более общая детализация снимка чуть снижается, но появляется эффект расходящихся лучей от солнца. Возможно, это будет поводом пожертвовать техничностью ради художественности.
sunset
3. Выдержка: если света мало, то установите камеру на штатив и используйте длинную выдержку. Если света еще достаточно, то можно и короткую выдержку использовать
4. ИСО: чем ниже, тем лучше. Для этого, возможно, потребуется штатив
5. Баланс белого: здесь нет однозначных рекомендаций. Самой правильной рекомендацией будет снимать в RAW и потом устанавливать нужный баланс белого при обработке в фотошопе в зависимости от своего "видения" сюжета: какая-то фотография будет лучше смотреться в холодных тонах, какая-то в теплых.
6. Фокусное расстояние: при съемке закатов и пейзажей в целом фотографы обычно стараются запечатлеть широкие просторы, поэтому часто используется широкоугольный объектив. Фокусное расстояние от 14 мм до 24 мм – хорошая отправная точка для получения скомпонованного снимка, на котором запечатлено все, что нужно. Но можно использовать и телеобъектив, чтобы сфотографировать лишь один небольшой участок: например цветок на фоне солнца
Нет конкретных правил касательно фокусного расстояния, поэтому не бойтесь экспериментировать!
sunset
7. Экспозиция: после того как несколько снимков сделано, стоит оценить их и обратить внимание на гистограмму. Если экспозиция вам не нравится (снимок получился слишком темным или светлым), то быстрый способ ее исправить – это воспользоваться компенсацией экспозиции.
Снимок выглядит слишком темным? Примените положительную компенсацию. Если он слишком яркий – наоборот, негативную. Экспериментируйте с этой настройкой

8. Затемнение кадра позволит сделать цвета более насыщенными и глубокими. Затемнить кадр можно разными способами: установить отрицательные значения экспозиции, либо уменьшить значение выдержки, либо увеличить значение диафрагмы.
sunset
Вот несколько примеров, где показано, что настройки могут быть абсолютно разными. Всё зависит от фантазии и задумки фотографа, от поставленной задачи итд
f/22 1/13s 28mm ISO 100

f/11 1/200s 12mm ISO 100

f/8 1/500s 400mm ISO 400
sunset
HDR
Итак, выше мы рассмотрели одну из проблем, которая возникает при съемке закатов: динамический диапазон. Очень часто динамический диапазон выходит за пределы возможностей камеры, и камерa не может запечатлеть всё на одном снимке. Если экспонировать яркие участки, то тени станут черными. При попытке спасти тени, небо, скорее всего, станет засвеченным и полностью белым. Вот пример, когда на снимке присутствуют либо недосветы, либо пересветы:

Чтобы избежать пересветов и недосветов на снимке и тем самым одинаково осветить все участки на снимке, можно/нужно использовать прием HDR.
Суть данного приема заключается в следующем: обычно делается 3 снимка. Один будет с правильной экспозицией, второй засвечен, а третий слишком темный. Можно сделать и больше снимков (5, 7 или 9), но обычно достаточно трех. На одной фотографии будет хорошо проработано небо; на другой - земля. После того как фотографии готовы, их нужно объединить в одну в фотошопе
sunset
Солнце в кадре
Фотография заката может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Но тут возникает др. проблема: на снимке появляются блики/солнечные зайчики, вызванные внутренними переотражениями в объективе. Бленда тут, к сожалению, не сильно поможет... Но выход всё же есть. Нужно поставить камеру на штатив и сделать два кадра: один обычный, а на втором закрыть солнце пальцем

Если закрыть солнце пальцем, то блики в нижней части кадра исчезают. Затем в фотошоп можно наложить один кадр на другой, избавившись таким образом от бликов:
sunset
Момент равновесия: съёмка заката в городе
Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света: подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар итд. И этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, при этом освещение в городе постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия: оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, всего 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без HDR.

Фото 1: закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого динамич. диапазона значительная часть снимка получилась недоэкспонированной:

Фото 2: в момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается. Динамич. диапазон сцены минимален. Здесь один кадр, без HDR:
sunset
Выводы
Съемка закатов – очень интересное занятие. Его преимущество в том, что даже не нужно путешествовать. Такое явление, как заход солнца происходит каждый день и его можно запечатлеть практически отовсюду. Даже со своего собственного балкона. Не каждый день может порадовать красивым закатом, но в большинстве случае вам повезет. Конечно, если у вас есть подходящий балкон в подходящую сторону)))
Берите камеру в руки и пробуйте несколько советов из темы. Как и с любым другим видом фотосъемки, чем больше работать, тем лучше навык. Плюс, если овладеть съемкой закатов со своего балкона, вы получите больше уверенности и сможете сделать отличное фото во время путешествия.
145678