Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев – 4

Маркиза
 Молитва. Художник Альфредо Родригес.


Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
299
Маркиза
Но в 1920 году нам запретили даже умирать по нашим обычаям. Теперь мы должны были хоронить по христианскому обряду. Я сказал, что мы не верим в вечность, и что когда придет мое время, пусть меня похоронят так же, как моих предков. И пусть меня не зовут этим христианским именем Джон. Пусть зовут меня Хромой Олень. Со смертью матери мир поник для меня. Мой дед сказал: "Мы тоже должны сдаться." Он вернулся обратно в Стэндинг Рок, откуда был родом. Он оставил моей сестре около шестидесяти лошадей, сорок коров и быка. У меня было около шестидесяти голов всякой скотины и пятьдесят коров. Мой дед сказал: "Я отдаю тебе всех лошадей, делай с ними что хочешь. Если ты хочешь жить как белый человек, покупай машину и катайся на ней, пока не сломаешь ноги." Думаю, дед знал, что было у меня на уме. Я распродал скот и купил модель "Форд", а так же принадлежности для родео. Это было необходимо мне для путешествий по резервациям. Моя жизнь изменилась, и я изменился сам. Я с трудом узнавал себя. Я был странником, индейским хиппи. Еще я чувствовал духов. Они спускались ко мне всегда ночью. Я слышал и чувствовал их. Будучи бродягой, я посетил многих старых знахарей, стараясь изучить их опыт. Я не нуждался в доме. На время дождя я мог укрыться в любой норе. Я хотел, чтобы камни и растения рассказали мне свои секреты. Я разговаривал с ними. Я был частичкой земли. Иногда, глядя в зеркало, я пытался вспомнить свое лицо, кем я был. Бедность, трудности, веселье, стыд, приключения - я все хотел испытать. Я не был ни печален, ни счастлив. Я просто был. В те времена я знал одного старого индейца, которого силой заставили переселиться из типи в новый дом. Ему сказали, что здесь ему будет гораздо удобнее, а его типи сожгли, так как сочли антисанитарным. Он был стар и худ, но оказал сильное сопротивление. "Я не желаю жить в этом ящике, - говорил он. - Завтра - это другой день. В этом проклятом ящике не может быть завтра." Я гордился этим человеком. Он выразил то, что чувствовал я. Он придал мне мужества. Я слушал многих белых священников, но мне не нужны были их церкви. Я носил свою церковь внутри себя. Я хотел смотреть чанте ишта - глазами сердца. У таких глаз свой взгляд на вещи. Я проходил через какие-то изменения. Я встретил еще одного знахаря, одного из моих дядей. "Расскажи мне о Великом Духе", - попросил я его. "Он не похож на живое существо, на бога белых. Он - Сила. Эта сила может быть и в чашечке с кофе. Великий Дух - это не старик с бородой." Такой ответ осчастливил меня, но я задал бы этот вопрос не только ему.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Но в 1920 году нам запретили даже умирать по нашим обычаям. Теперь мы должны были хоронить по христианскому обряду. Я сказал, что мы не верим в вечность, и что когда придет мое время, пусть меня похоронят так же, как моих предков. И пусть меня не зовут этим христианским именем Джон. Пусть зовут меня Хромой Олень. Со смертью матери мир поник для меня. Мой дед сказал: "Мы тоже должны сдаться." Он вернулся обратно в Стэндинг Рок, откуда был родом. Он оставил моей сестре около шестидесяти лошадей, сорок коров и быка. У меня было около шестидесяти голов всякой скотины и пятьдесят коров. Мой дед сказал: "Я отдаю тебе всех лошадей, делай с ними что хочешь. Если ты хочешь жить как белый человек, покупай машину и катайся на ней, пока не сломаешь ноги." Думаю, дед знал, что было у меня на уме. Я распродал скот и купил модель "Форд", а так же принадлежности для родео. Это было необходимо мне для путешествий по резервациям. Моя жизнь изменилась, и я изменился сам. Я с трудом узнавал себя. Я был странником, индейским хиппи. Еще я чувствовал духов. Они спускались ко мне всегда ночью. Я слышал и чувствовал их. Будучи бродягой, я посетил многих старых знахарей, стараясь изучить их опыт. Я не нуждался в доме. На время дождя я мог укрыться в любой норе. Я хотел, чтобы камни и растения рассказали мне свои секреты. Я разговаривал с ними. Я был частичкой земли. Иногда, глядя в зеркало, я пытался вспомнить свое лицо, кем я был. Бедность, трудности, веселье, стыд, приключения - я все хотел испытать. Я не был ни печален, ни счастлив. Я просто был. В те времена я знал одного старого индейца, которого силой заставили переселиться из типи в новый дом. Ему сказали, что здесь ему будет гораздо удобнее, а его типи сожгли, так как сочли антисанитарным. Он был стар и худ, но оказал сильное сопротивление. "Я не желаю жить в этом ящике, - говорил он. - Завтра - это другой день. В этом проклятом ящике не может быть завтра." Я гордился этим человеком. Он выразил то, что чувствовал я. Он придал мне мужества. Я слушал многих белых священников, но мне не нужны были их церкви. Я носил свою церковь внутри себя. Я хотел смотреть чанте ишта - глазами сердца. У таких глаз свой взгляд на вещи. Я проходил через какие-то изменения. Я встретил еще одного знахаря, одного из моих дядей. "Расскажи мне о Великом Духе", - попросил я его. "Он не похож на живое существо, на бога белых. Он - Сила. Эта сила может быть и в чашечке с кофе. Великий Дух - это не старик с бородой." Такой ответ осчастливил меня, но я задал бы этот вопрос не только ему.
Маркиза
Я был жаден до женщин. Я хотел познать их. Я любил многих девушек, больше сотни. Их нежные стоны всегда чему-то учили меня. Во время танца в одной из резерваций - не буду называть ее - я встретил молодую женщину и привел ее к себе в укрытие. После я заметил, что оставил свое одеяло на месте исполнения ритуальных танцев, и вернулся, чтобы забрать его. Когда я пришел туда, ее муж-полицейский уже искал меня. Он схватил ружье и начал стрелять в меня, обзывая самыми последними словами. Я вскочил на коня и вернулся в свое убежище. В 1930 году я получил то, что заслужил. Меня женили силой. Отец девушки был важной персоной, христианином с большими протекциями. Они оказали давление на меня. У меня не было выбора. Эти люди были католиками и я пошел с ними в их церковь. Люди в церкви обращали на меня больше внимания, чем на священника. Прожив три года я развелся со своей женой. Она сказала, что я хорош ночью, но не днем. Я стал свободен. Я еще не был готов поселиться где бы то ни было. Я мог стать кем угодно - изгоем или представителем закона, заключенным или странником, торговцем спиртным, наездником или знахарем. Я испробовал многое, чтобы понять в конце концов, кто же я есть. Страсть все еще была сильна во мне. Как и мой великий прадед Хромой Олень, я хотел продолжить большую охоту, хотя и не знал, на кого охотиться и где убьют меня, как убили моего предка. Может быть, я искал его ружье. Я все еще могу сказать, что оно мое.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Я был жаден до женщин. Я хотел познать их. Я любил многих девушек, больше сотни. Их нежные стоны всегда чему-то учили меня. Во время танца в одной из резерваций - не буду называть ее - я встретил молодую женщину и привел ее к себе в укрытие. После я заметил, что оставил свое одеяло на месте исполнения ритуальных танцев, и вернулся, чтобы забрать его. Когда я пришел туда, ее муж-полицейский уже искал меня. Он схватил ружье и начал стрелять в меня, обзывая самыми последними словами. Я вскочил на коня и вернулся в свое убежище. В 1930 году я получил то, что заслужил. Меня женили силой. Отец девушки был важной персоной, христианином с большими протекциями. Они оказали давление на меня. У меня не было выбора. Эти люди были католиками и я пошел с ними в их церковь. Люди в церкви обращали на меня больше внимания, чем на священника. Прожив три года я развелся со своей женой. Она сказала, что я хорош ночью, но не днем. Я стал свободен. Я еще не был готов поселиться где бы то ни было. Я мог стать кем угодно - изгоем или представителем закона, заключенным или странником, торговцем спиртным, наездником или знахарем. Я испробовал многое, чтобы понять в конце концов, кто же я есть. Страсть все еще была сильна во мне. Как и мой великий прадед Хромой Олень, я хотел продолжить большую охоту, хотя и не знал, на кого охотиться и где убьют меня, как убили моего предка. Может быть, я искал его ружье. Я все еще могу сказать, что оно мое.
Маркиза
Итак, в исторической науке активно обсуждается вопрос, были ли европейцы у берегов Америки до Христофора Колумба. В X веке первые скандинавские поселенцы прибывают в Гренландию — крупнейший на Земле остров. Он расположен на северо-востоке Северной Америки, а потому с точки зрения физической географии относится к ней. Эйрик Рауди («Рыжий») был изгнан из Исландии за убийство. Вместе с небольшой группой сторонников он достиг неизвестной ранее земли и назвал ее Гренландией (в переводе «зеленая страна»). Первооткрывателем Гренландии его при этом назвать нельзя — по сообщениям саг, до него берега Гренландии видел издали Гуннбьорн Ульфсон, первым же скандинавом, ступившим на гренландскую землю, считается Снэбьорн Галти, посетивший Гренландию по следам Гуннбьорна, но погибший в результате стычки на корабле;
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Итак, в исторической науке активно обсуждается вопрос, были ли европейцы у берегов Америки до Христофора Колумба. В X веке первые скандинавские поселенцы прибывают в Гренландию — крупнейший на Земле остров. Он расположен на северо-востоке Северной Америки, а потому с точки зрения физической географии относится к ней. Эйрик Рауди («Рыжий») был изгнан из Исландии за убийство. Вместе с небольшой группой сторонников он достиг неизвестной ранее земли и назвал ее Гренландией (в переводе «зеленая страна»). Первооткрывателем Гренландии его при этом назвать нельзя — по сообщениям саг, до него берега Гренландии видел издали Гуннбьорн Ульфсон, первым же скандинавом, ступившим на гренландскую землю, считается Снэбьорн Галти, посетивший Гренландию по следам Гуннбьорна, но погибший в результате стычки на корабле;
Маркиза
Эйрик, его семья и прислуга стали первыми гренландскими поселенцами: ими было основано первое гренландское селение — Эйстрибюгд. По окончании срока изгнания Эйрик вернулся в Исландию и начал активно пропагандировать идею колонизации Гренландии среди своих соотечественников. Хотя сам Эйрик в старости ушёл на покой, его сыновья продолжили отцовское дело. Согласно исландским сагам, сын Эйрика Лейф Эрикссон Счастливый, вдохновлённый рассказом Бьярни Херьюльфссона о незнакомых берегах, виденных им с корабля, первым предпринял экспедицию к новым землям. Им были открыты три территории: Хеллуланд («Каменная земля», предположительно Баффинова земля), Маркланд («Лесная земля», предположительно — полуостров Лабрадор) и Винланд («Виноградная земля», возможно, побережье Ньюфаундленда). Лейфом и его командой были основаны первые скандинавские поселения на американском материке. Перезимовав в Винланде, экспедиция Лейфа вернулась в Гренландию.

Лейф Эрикссон открывает Америку. Кристиан Крог, 1893
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Эйрик, его семья и прислуга стали первыми гренландскими поселенцами: ими было основано первое гренландское селение — Эйстрибюгд. По окончании срока изгнания Эйрик вернулся в Исландию и начал активно пропагандировать идею колонизации Гренландии среди своих соотечественников. Хотя сам Эйрик в старости ушёл на покой, его сыновья продолжили отцовское дело. Согласно исландским сагам, сын Эйрика Лейф Эрикссон Счастливый, вдохновлённый рассказом Бьярни Херьюльфссона о незнакомых берегах, виденных им с корабля, первым предпринял экспедицию к новым землям. Им были открыты три территории: Хеллуланд («Каменная земля», предположительно Баффинова земля), Маркланд («Лесная земля», предположительно — полуостров Лабрадор) и Винланд («Виноградная земля», возможно, побережье Ньюфаундленда). Лейфом и его командой были основаны первые скандинавские поселения на американском материке. Перезимовав в Винланде, экспедиция Лейфа вернулась в Гренландию.

Лейф Эрикссон открывает Америку. Кристиан Крог, 1893
Маркиза
Хотя археологических доказательств американо-полинезийским контактам нет, многие исследователи считают предположение о подобных контактах заслуживающим доверия. Одним из доказательств в пользу этой теории считается факт выращивания в Полинезии батата (сладкого картофеля) задолго до контактов с европейцами. Родиной батата, как и обычного картофеля, является Америка. Предполагается, что либо полинезийцы привезли батат из Южной Америки, либо американские путешественники завезли его в Полинезию. «Случайное» попадание клубней батата в Полинезию по морю представлялось крайне маловероятным. Само название батата на полинезийских языках связывают с кечуанским «батат», что также является косвенным свидетельством об американо-полинезийском контакте. Однако, по данным генетиков, батат возник более 800 тыс. л. н., а американский и полинезийский виды батата разошлись ок. 100 тыс. лет назад. Вероятно, семена батата попали в Полинезию по воде или при помощи птиц.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Хотя археологических доказательств американо-полинезийским контактам нет, многие исследователи считают предположение о подобных контактах заслуживающим доверия. Одним из доказательств в пользу этой теории считается факт выращивания в Полинезии батата (сладкого картофеля) задолго до контактов с европейцами. Родиной батата, как и обычного картофеля, является Америка. Предполагается, что либо полинезийцы привезли батат из Южной Америки, либо американские путешественники завезли его в Полинезию. «Случайное» попадание клубней батата в Полинезию по морю представлялось крайне маловероятным. Само название батата на полинезийских языках связывают с кечуанским «батат», что также является косвенным свидетельством об американо-полинезийском контакте. Однако, по данным генетиков, батат возник более 800 тыс. л. н., а американский и полинезийский виды батата разошлись ок. 100 тыс. лет назад. Вероятно, семена батата попали в Полинезию по воде или при помощи птиц.
Маркиза
Некоторые учёные, а также историки-любители, высказывали предположение о том, что первыми из Старого Света берегов Америки достигли путешественники из Финикии, известной развитым мореходством. В 1889 году в штате Теннесси была обнаружена вырезанная на камне надпись на неизвестном языке, знаки которой напоминали еврейское письмо. Спустя почти сто лет, в 1970-x гг. известный лингвист-семитолог Сайрус Гордон объявил, что надпись, по его мнению, является древнееврейской и свидетельствует о доколумбовых контактах древних семитов с Америкой. Археолог Джон Филип Коэн (не имеющий языковедческого образования) пошёл ещё дальше, заявив, что многие американские топонимы имеют семитское происхождение. Большинство учёных, однако, считают этот артефакт подделкой: так, археологи Роберт Мэйнфорд и Мэри Куос показали, что надпись из Бэт-Крик скопирована с иллюстрации из масонской книги конца 1870-x годов, изображавшей, в соответствии с представлениями художника, «древнеиудейскую» надпись. Вымышленная история доколумбовых контактов с Америкой древних евреев включена в священные книги церкви мормонов.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Некоторые учёные, а также историки-любители, высказывали предположение о том, что первыми из Старого Света берегов Америки достигли путешественники из Финикии, известной развитым мореходством. В 1889 году в штате Теннесси была обнаружена вырезанная на камне надпись на неизвестном языке, знаки которой напоминали еврейское письмо. Спустя почти сто лет, в 1970-x гг. известный лингвист-семитолог Сайрус Гордон объявил, что надпись, по его мнению, является древнееврейской и свидетельствует о доколумбовых контактах древних семитов с Америкой. Археолог Джон Филип Коэн (не имеющий языковедческого образования) пошёл ещё дальше, заявив, что многие американские топонимы имеют семитское происхождение. Большинство учёных, однако, считают этот артефакт подделкой: так, археологи Роберт Мэйнфорд и Мэри Куос показали, что надпись из Бэт-Крик скопирована с иллюстрации из масонской книги конца 1870-x годов, изображавшей, в соответствии с представлениями художника, «древнеиудейскую» надпись. Вымышленная история доколумбовых контактов с Америкой древних евреев включена в священные книги церкви мормонов.
Маркиза
Существуют легенды, разной степени сомнительности, что в Америку плавали Генри Синклер, и плававший западнее Азорских островов Ж. В. Кортириал. Есть карта Джованни Пиццигано, вероятно основанная на каких-то доколумбовых источниках, с изображением островов в Атлантике, открытых только через несколько лет после создания карты, и участка суши западнее их — Антилии. Также есть карта Зено, считаемая мистификацией. Ирландская легенда гласит, что святой Брендан пересёк Атлантический океан в поисках Острова блаженных. Другое предание, из Уэльса, гласит, что первооткрывателем Америки стал валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, побывавший там в 1170 году. История Мадога стала популяризироваться только в XVI веке с целью доказать британские права на Америку; ряд исследователей сомневаются даже в реальном существовании этого правителя. Эти легенды часто берутся на вооружение энтузиастами от фолк-хистори.

Брендан Клонфертский, прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником»
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Существуют легенды, разной степени сомнительности, что в Америку плавали Генри Синклер, и плававший западнее Азорских островов Ж. В. Кортириал. Есть карта Джованни Пиццигано, вероятно основанная на каких-то доколумбовых источниках, с изображением островов в Атлантике, открытых только через несколько лет после создания карты, и участка суши западнее их — Антилии. Также есть карта Зено, считаемая мистификацией. Ирландская легенда гласит, что святой Брендан пересёк Атлантический океан в поисках Острова блаженных. Другое предание, из Уэльса, гласит, что первооткрывателем Америки стал валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, побывавший там в 1170 году. История Мадога стала популяризироваться только в XVI веке с целью доказать британские права на Америку; ряд исследователей сомневаются даже в реальном существовании этого правителя. Эти легенды часто берутся на вооружение энтузиастами от фолк-хистори.

Брендан Клонфертский, прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником»
Маркиза
Спорные теории приписывают экспедиции в Америку и/или контакты с американцами древним римлянам. С ними связывают происхождение т. н. «неуместного артефакта» — керамической головы из Калицтлауака, напоминающей римскую скульптуру и отличной от местных образцов изобразительного искусства. Хотя многие учёные считают её подделкой, имеются исследования, предполагающие, что она действительно может иметь римское происхождение. Кроме того, в 1960-х годах появились публикации, сообщавшие, что на римских фресках были обнаружены изображения растений из Нового Света, но эти утверждения были опровергнуты историками и ботаниками.

голова из Калицтлауака
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Спорные теории приписывают экспедиции в Америку и/или контакты с американцами древним римлянам. С ними связывают происхождение т. н. «неуместного артефакта» — керамической головы из Калицтлауака, напоминающей римскую скульптуру и отличной от местных образцов изобразительного искусства. Хотя многие учёные считают её подделкой, имеются исследования, предполагающие, что она действительно может иметь римское происхождение. Кроме того, в 1960-х годах появились публикации, сообщавшие, что на римских фресках были обнаружены изображения растений из Нового Света, но эти утверждения были опровергнуты историками и ботаниками.

голова из Калицтлауака
Маркиза
Американский антрополог Нэнси Йо Дэвис утверждает, что язык и обычаи североамериканского народа зуни имеют много общего с японскими, а сами его представители отличаются от соседних племён по многим антропологическим показателям. В 1970-x годах археолог Бетти Меггерс из Смитсоновского института выдвинула предположение о связи американских артефактов культуры Вальдивия с японской керамикой периода Дзёмон на основании их внешнего сходства, раскритикованное историками и археологами.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Американский антрополог Нэнси Йо Дэвис утверждает, что язык и обычаи североамериканского народа зуни имеют много общего с японскими, а сами его представители отличаются от соседних племён по многим антропологическим показателям. В 1970-x годах археолог Бетти Меггерс из Смитсоновского института выдвинула предположение о связи американских артефактов культуры Вальдивия с японской керамикой периода Дзёмон на основании их внешнего сходства, раскритикованное историками и археологами.
Маркиза
Активным сторонником гипотезы о египетско-американских контактах был известный путешественник и антрополог-любитель Тур Хейердал. Ради подтверждения этой гипотезы он самостоятельно совершил трансатлантическое морское путешествие из Марокко в Барбадос на папирусной лодке, построенной по египетским образцам. Не будучи профессиональным историком, Хейердал выдвинул предположение о связи между культурами Египта и древней Мезоамерики: в качестве доказательства он приводил сходство мезоамериканской иероглифики с древнеегиптской и существовавшую в обоих культурах традицию возведения пирамид. В действительности имеет место только внешнее сходство: так, египетские и мезоамериканские пирамиды сильно различаются и по предназначению, и датировками строительства, и использованными при постройке технологиями. Немецкий токсиколог Светлана Балабанова сообщила об обнаружении в тканях египетских мумий следов коки и табака, растений, происходящих из Нового Света. Попытки провести подобный тест, предпринятые другими исследователями, не дали таких результатов.

«Ра» — проект Тура Хейердала по пересечению Атлантического океана на папирусных лодках. Копия «Ра-II» на Тенерифе.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Активным сторонником гипотезы о египетско-американских контактах был известный путешественник и антрополог-любитель Тур Хейердал. Ради подтверждения этой гипотезы он самостоятельно совершил трансатлантическое морское путешествие из Марокко в Барбадос на папирусной лодке, построенной по египетским образцам. Не будучи профессиональным историком, Хейердал выдвинул предположение о связи между культурами Египта и древней Мезоамерики: в качестве доказательства он приводил сходство мезоамериканской иероглифики с древнеегиптской и существовавшую в обоих культурах традицию возведения пирамид. В действительности имеет место только внешнее сходство: так, египетские и мезоамериканские пирамиды сильно различаются и по предназначению, и датировками строительства, и использованными при постройке технологиями. Немецкий токсиколог Светлана Балабанова сообщила об обнаружении в тканях египетских мумий следов коки и табака, растений, происходящих из Нового Света. Попытки провести подобный тест, предпринятые другими исследователями, не дали таких результатов.

«Ра» — проект Тура Хейердала по пересечению Атлантического океана на папирусных лодках. Копия «Ра-II» на Тенерифе.
Маркиза
На основании кажущейся близости ольмекских каменных голов к негроидному антропологическому типу отдельные исследователи несколько раз выдвигали предположение, что они изображают африканцев или даже что сами ольмеки были негроидами и происходили из Африки. Подтверждение этой теории ищут в истории империи Мали: утверждается, что исчезнувшая экспедиция, организованная Абубакаром II с целью поиска земель на западе, успешно достигла Америки и сам Абубакар, пропавший без вести в морском путешествии по следам пропавшей экспедиции, якобы в конце концов прибыл в Новый Свет. Подобной точки зрения придерживается Иван ван Сертима из Ратгерского университета. Большинство историков, однако, эту теорию отрицает. Кроме того, исследователи не обнаружили ни одного убедительного доказательства генетического контакта между африканцами и ольмеками. «Негроидный» вид ольмекских изваяний, скорей всего, является результатом стилизации.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
На основании кажущейся близости ольмекских каменных голов к негроидному антропологическому типу отдельные исследователи несколько раз выдвигали предположение, что они изображают африканцев или даже что сами ольмеки были негроидами и происходили из Африки. Подтверждение этой теории ищут в истории империи Мали: утверждается, что исчезнувшая экспедиция, организованная Абубакаром II с целью поиска земель на западе, успешно достигла Америки и сам Абубакар, пропавший без вести в морском путешествии по следам пропавшей экспедиции, якобы в конце концов прибыл в Новый Свет. Подобной точки зрения придерживается Иван ван Сертима из Ратгерского университета. Большинство историков, однако, эту теорию отрицает. Кроме того, исследователи не обнаружили ни одного убедительного доказательства генетического контакта между африканцами и ольмеками. «Негроидный» вид ольмекских изваяний, скорей всего, является результатом стилизации.
Маркиза
Ольмекские каменные головы использовались в качестве «доказательства» и сторонниками теории о китайских контактах с древней Мезоамерикой. Уже упоминавшаяся Бетти Меггерс заявляла, будто ольмекская цивилизация была основана китайцами династии Шан. Британский военный Гевин Мензис стал автором нескольких псевдоисторических книг, утверждающих, что Чжэн Хэ достиг и Америки в 1421 году. Его утверждения были многократно опровергнуты профессиональными историками. Была версия, связывающая с Америкой мифическую землю Фусан, описанную в III веке и располагавшуюся в океане восточнее Китая. Но вероятнее под этим названием понималась Япония, и в описании упомянуто разведение лошадей, чего индейцы той эпохи не знали. Специалист по изучению китайской письменности Джон Рускамп считает, что китайские мореплаватели добрались до Америки приблизительно в 1300 году до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы в различных частях Америки, похожие на древние китайские иероглифы. Однако никаких достоверных данных о мореплавании в эпоху Шан нет.

Статуя адмирала Чжэн Хэ, расположенная в Малакке, Малайзия
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Ольмекские каменные головы использовались в качестве «доказательства» и сторонниками теории о китайских контактах с древней Мезоамерикой. Уже упоминавшаяся Бетти Меггерс заявляла, будто ольмекская цивилизация была основана китайцами династии Шан. Британский военный Гевин Мензис стал автором нескольких псевдоисторических книг, утверждающих, что Чжэн Хэ достиг и Америки в 1421 году. Его утверждения были многократно опровергнуты профессиональными историками. Была версия, связывающая с Америкой мифическую землю Фусан, описанную в III веке и располагавшуюся в океане восточнее Китая. Но вероятнее под этим названием понималась Япония, и в описании упомянуто разведение лошадей, чего индейцы той эпохи не знали. Специалист по изучению китайской письменности Джон Рускамп считает, что китайские мореплаватели добрались до Америки приблизительно в 1300 году до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы в различных частях Америки, похожие на древние китайские иероглифы. Однако никаких достоверных данных о мореплавании в эпоху Шан нет.

Статуя адмирала Чжэн Хэ, расположенная в Малакке, Малайзия
Маркиза
Основной целью европейцев XV в. был поиск пути в Индию, сведения о которой были окутаны массой легенд. В Индию стремились попасть все, но прямые пути туда отсутствовали. На Индию смотрели как на магический символ, она вдохновляла многих мореплавателей. В XV в. был разработан новый тип судов, который мог предпринимать длительные поездки и маневрировать даже при сильном ветре, – каравелла. Были изобретены приборы, благодаря которым можно было ориентироваться в дальних морских походах, а картографы смогли подготовить специальные навигационные карты, с помощью которых можно было проложить курс через океанские просторы.