Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев – 4

Маркиза
 Молитва. Художник Альфредо Родригес.


Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
299
Маркиза
Когда европейцы появились в Новом Свете 500 лет назад, было совершенно невозможно составить ясную картину жизни индейцев, даже если бы первые в то время были знакомы со всеми современными научными и техническими достижениями антропологии. Картина была слишком сложна и многообразна. Если сейчас сохранившиеся 263 индейских племени, включая самые малочисленные, говорят на 50–100 языках, то 200 лет назад существовало около 600 племен, говоривших не менее чем на 300 языках.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Когда европейцы появились в Новом Свете 500 лет назад, было совершенно невозможно составить ясную картину жизни индейцев, даже если бы первые в то время были знакомы со всеми современными научными и техническими достижениями антропологии. Картина была слишком сложна и многообразна. Если сейчас сохранившиеся 263 индейских племени, включая самые малочисленные, говорят на 50–100 языках, то 200 лет назад существовало около 600 племен, говоривших не менее чем на 300 языках.
Маркиза
Чрезвычайно трудно проследить прямую линию связи того или иного племени со своими предками. Лишь один из индейских языков имел письменность. Это был язык племени чироков. Постоянное перемещение по территории континента приводило к смешению и осложняло выявление линии их культурного родства и традиций. Только в тех районах, где племена длительное время жили оседлой жизнью, удается проследить, кто был прямым предком того или иного племени.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Чрезвычайно трудно проследить прямую линию связи того или иного племени со своими предками. Лишь один из индейских языков имел письменность. Это был язык племени чироков. Постоянное перемещение по территории континента приводило к смешению и осложняло выявление линии их культурного родства и традиций. Только в тех районах, где племена длительное время жили оседлой жизнью, удается проследить, кто был прямым предком того или иного племени.
Маркиза
Итак,  предлагаемая  схема расселения индейских племен по пяти основным районам североамериканского континента, исключая арктические районы и Мексику. Здесь приведено около 100 племен из известных шестисот.
1. Юго-запад. Основные племена: пима, папаго, хопи, индейцы пуэбло, марикопа. Позднее здесь появились навахо, апачи и йаки.
 
2. Лесная зона востока
а) Племена восточно-алгонкинской языковой группы: абнаки, пенобскоты, могикане, пеннакоки, Массачусетс, вампаноаги, наррагансеты, пекоты, делавары, поухатан.
б) Конфедерация (или Союз, Лига) ирокезских племен: сенека, кайюга, онейда, онондага, могаука. Позднее присоединились тускарора.
в) Племена центрально-алгонкинской языковой группы: оджибвеи, или чиппевы, оттавы, меномини, санти, дакоты, саук, лисы, кикапу, виннебаго, потаватоми, иллинойс, майами.
г) Племена юго-востока («Пять цивилизованных племен»): крики, чикасавы, чоктавы, чироки и семинолы; также кэддо, натчезы (натчи), купавы.
 
3. Район Великих Равнин. Основные племена: черноногие, пиеган, кри, ацины или гровантры, ассинибойны, кроу, манданы, хидатсы, арикара, шошоны, юты, госьюты, шайены, арапахо, пауни, понки, омахи, айовы, канзы, миссури, кайовы, осейджи, команчи.
 
Сиуязычные племена: группа племен восточных сиу (дакотов): мвдекантоны, вапекуты, сиссетоны, вапетоны.
 
Группа племен равнинных сиу (тетонов и лакотов): оглала, брюле, санс-арк, черноногие, миниконжу, охенонпы.
 
Группа племен вициела-сиу или накотов: йанктоны и йанктонаи.
 
4. Калифорния и район Большого Бассейна. Основные племена: шушвапы, лиллуе, селиш и кутеней (плоскоголовые), йакима, кер д'Алены, неперсе, банноки, пайюты, шошоны, юты, чемухевы, валапаи, хавасупаи, мохаве, йавапаи, юма, кокопы, юрок, вийоты, винтуны, ючи, помо, яна, майду, патвины, мивок, костанью, салинан, йокут, шумаши.
 
 5. Северо-запад. Основные племена: тлинкиты, хайда, цимшиан, хайла, бела-кула, хилсук, нутка, мака, квинолт, чинук, тиламук, кулапуа, кламат, карок, шаста.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Итак,  предлагаемая  схема расселения индейских племен по пяти основным районам североамериканского континента, исключая арктические районы и Мексику. Здесь приведено около 100 племен из известных шестисот.
1. Юго-запад. Основные племена: пима, папаго, хопи, индейцы пуэбло, марикопа. Позднее здесь появились навахо, апачи и йаки.
 
2. Лесная зона востока
а) Племена восточно-алгонкинской языковой группы: абнаки, пенобскоты, могикане, пеннакоки, Массачусетс, вампаноаги, наррагансеты, пекоты, делавары, поухатан.
б) Конфедерация (или Союз, Лига) ирокезских племен: сенека, кайюга, онейда, онондага, могаука. Позднее присоединились тускарора.
в) Племена центрально-алгонкинской языковой группы: оджибвеи, или чиппевы, оттавы, меномини, санти, дакоты, саук, лисы, кикапу, виннебаго, потаватоми, иллинойс, майами.
г) Племена юго-востока («Пять цивилизованных племен»): крики, чикасавы, чоктавы, чироки и семинолы; также кэддо, натчезы (натчи), купавы.
 
3. Район Великих Равнин. Основные племена: черноногие, пиеган, кри, ацины или гровантры, ассинибойны, кроу, манданы, хидатсы, арикара, шошоны, юты, госьюты, шайены, арапахо, пауни, понки, омахи, айовы, канзы, миссури, кайовы, осейджи, команчи.
 
Сиуязычные племена: группа племен восточных сиу (дакотов): мвдекантоны, вапекуты, сиссетоны, вапетоны.
 
Группа племен равнинных сиу (тетонов и лакотов): оглала, брюле, санс-арк, черноногие, миниконжу, охенонпы.
 
Группа племен вициела-сиу или накотов: йанктоны и йанктонаи.
 
4. Калифорния и район Большого Бассейна. Основные племена: шушвапы, лиллуе, селиш и кутеней (плоскоголовые), йакима, кер д'Алены, неперсе, банноки, пайюты, шошоны, юты, чемухевы, валапаи, хавасупаи, мохаве, йавапаи, юма, кокопы, юрок, вийоты, винтуны, ючи, помо, яна, майду, патвины, мивок, костанью, салинан, йокут, шумаши.
 
 5. Северо-запад. Основные племена: тлинкиты, хайда, цимшиан, хайла, бела-кула, хилсук, нутка, мака, квинолт, чинук, тиламук, кулапуа, кламат, карок, шаста.
illaryia, 2 ребенкаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Итак,  предлагаемая  схема расселения индейских племен по пяти основным районам североамериканского континента, исключая арктические районы и Мексику. Здесь приведено около 100 племен из известных шестисот.
1. Юго-запад. Основные племена: пима, папаго, хопи, индейцы пуэбло, марикопа. Позднее здесь появились навахо, апачи и йаки.
 
2. Лесная зона востока
а) Племена восточно-алгонкинской языковой группы: абнаки, пенобскоты, могикане, пеннакоки, Массачусетс, вампаноаги, наррагансеты, пекоты, делавары, поухатан.
б) Конфедерация (или Союз, Лига) ирокезских племен: сенека, кайюга, онейда, онондага, могаука. Позднее присоединились тускарора.
в) Племена центрально-алгонкинской языковой группы: оджибвеи, или чиппевы, оттавы, меномини, санти, дакоты, саук, лисы, кикапу, виннебаго, потаватоми, иллинойс, майами.
г) Племена юго-востока («Пять цивилизованных племен»): крики, чикасавы, чоктавы, чироки и семинолы; также кэддо, натчезы (натчи), купавы.
 
3. Район Великих Равнин. Основные племена: черноногие, пиеган, кри, ацины или гровантры, ассинибойны, кроу, манданы, хидатсы, арикара, шошоны, юты, госьюты, шайены, арапахо, пауни, понки, омахи, айовы, канзы, миссури, кайовы, осейджи, команчи.
 
Сиуязычные племена: группа племен восточных сиу (дакотов): мвдекантоны, вапекуты, сиссетоны, вапетоны.
 
Группа племен равнинных сиу (тетонов и лакотов): оглала, брюле, санс-арк, черноногие, миниконжу, охенонпы.
 
Группа племен вициела-сиу или накотов: йанктоны и йанктонаи.
 
4. Калифорния и район Большого Бассейна. Основные племена: шушвапы, лиллуе, селиш и кутеней (плоскоголовые), йакима, кер д'Алены, неперсе, банноки, пайюты, шошоны, юты, чемухевы, валапаи, хавасупаи, мохаве, йавапаи, юма, кокопы, юрок, вийоты, винтуны, ючи, помо, яна, майду, патвины, мивок, костанью, салинан, йокут, шумаши.
 
 5. Северо-запад. Основные племена: тлинкиты, хайда, цимшиан, хайла, бела-кула, хилсук, нутка, мака, квинолт, чинук, тиламук, кулапуа, кламат, карок, шаста.
Какую культуру истребили, сколько крови пролилось. Людей на их же территории считать дикарями. Мне до сих пор это не понятно, как так можно было ...
МаркизаВ ответ на illaryia
illaryia
Какую культуру истребили, сколько крови пролилось. Людей на их же территории считать дикарями. Мне до сих пор это не понятно, как так можно было ...
История переписки2
Комплекс бога.
Маркиза
Теперь я вам приведу отрывки из книги Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура. Джон Мэнчип Уайт.
Независимо от того, где индеец жил и к какому по численности племени он принадлежал, у него было занятие, захватывающее его целиком - охота. Охотничий инстинкт передавался индейцу от поколения к поколению еще от далеких предков, охотившихся на бескрайних просторах Сибири. Индейцы не были вегетарианцами. Хотя они включали в свой рацион рыбу и овощи, главную роль в нем играла высокобелковая пища – мясо, которое добывалось посредством охоты на самых различных животных: как крупных, так и средних и мелких. Лишь столетие назад белые американцы научили индейцев разводить коз, овец и крупный рогатый скот; правда, надо сказать, что индейцы все это быстро и хорошо усвоили и сегодня являются хорошими животноводами и пастухами. Но в большинстве случаев, даже во времена новой истории, после гибели нескольких земледельческих культур, жизнь и выживание целых племен практически целиком зависели от охоты.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Теперь я вам приведу отрывки из книги Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура. Джон Мэнчип Уайт.
Независимо от того, где индеец жил и к какому по численности племени он принадлежал, у него было занятие, захватывающее его целиком - охота. Охотничий инстинкт передавался индейцу от поколения к поколению еще от далеких предков, охотившихся на бескрайних просторах Сибири. Индейцы не были вегетарианцами. Хотя они включали в свой рацион рыбу и овощи, главную роль в нем играла высокобелковая пища – мясо, которое добывалось посредством охоты на самых различных животных: как крупных, так и средних и мелких. Лишь столетие назад белые американцы научили индейцев разводить коз, овец и крупный рогатый скот; правда, надо сказать, что индейцы все это быстро и хорошо усвоили и сегодня являются хорошими животноводами и пастухами. Но в большинстве случаев, даже во времена новой истории, после гибели нескольких земледельческих культур, жизнь и выживание целых племен практически целиком зависели от охоты.
Маркиза
Индейское племя обычно разделялось на несколько отрядов, которые охотились каждый на своей территории, так что племя собиралось в полном составе либо в случае войны, либо по религиозным праздникам. Каждый отряд имел свою структуру и своих командиров; контакты между отрядами одного племени были столь редки, что подчас индейцы разных отрядов говорили на различных языках и диалектах. Численность отряда обычно составляла 100–150 человек, однако зачастую она была меньше. Когда численность отряда начинала расти и достигала считавшейся критической точки в 200 человек, отряд делился на более мелкие, так как много людей было трудно прокормить.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Индейское племя обычно разделялось на несколько отрядов, которые охотились каждый на своей территории, так что племя собиралось в полном составе либо в случае войны, либо по религиозным праздникам. Каждый отряд имел свою структуру и своих командиров; контакты между отрядами одного племени были столь редки, что подчас индейцы разных отрядов говорили на различных языках и диалектах. Численность отряда обычно составляла 100–150 человек, однако зачастую она была меньше. Когда численность отряда начинала расти и достигала считавшейся критической точки в 200 человек, отряд делился на более мелкие, так как много людей было трудно прокормить.
Маркиза
Для сообщества в 100 человек требовалось минимум 1,8 кг мяса в день на каждого человека. Чтобы добыть такое количество мяса, группа лучших охотников сообщества в составе 5–10 человек должна была убивать ежедневно четырех оленей или одного марала либо еженедельно – трех-четырех лосей или двух бизонов. Это было очень непростой задачей. Неудивительно, что индейские мальчики с детства учились пользоваться миниатюрным луком и стрелами, а их первыми игрушками были ножи и копья, к которым их приучали с момента, как они начинали ходить. Охотник, который обладал зорким глазом, твердой рукой и был легким на подъем, занимал ведущее положение в сообществе.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Для сообщества в 100 человек требовалось минимум 1,8 кг мяса в день на каждого человека. Чтобы добыть такое количество мяса, группа лучших охотников сообщества в составе 5–10 человек должна была убивать ежедневно четырех оленей или одного марала либо еженедельно – трех-четырех лосей или двух бизонов. Это было очень непростой задачей. Неудивительно, что индейские мальчики с детства учились пользоваться миниатюрным луком и стрелами, а их первыми игрушками были ножи и копья, к которым их приучали с момента, как они начинали ходить. Охотник, который обладал зорким глазом, твердой рукой и был легким на подъем, занимал ведущее положение в сообществе.
Маркиза
Большинство племен выбирало места для лагерей и поселений так, чтобы было удобно охотиться. Даже те племена, которые занимались сельским хозяйством, старались селиться в тех местах, где водилось много животных. Некоторые племена постоянно следовали за стадами либо большими группами животных. Другие делали крупные охотничьи вылазки, покидая на время свои постоянные поселения. Такие экспедиции планировались с чрезвычайной тщательностью. Когда урожай с полей был собран и уложен в запасники, почти все жители поселения принимали участие в этом охотничьем походе, который мог длиться недели и даже месяцы.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Большинство племен выбирало места для лагерей и поселений так, чтобы было удобно охотиться. Даже те племена, которые занимались сельским хозяйством, старались селиться в тех местах, где водилось много животных. Некоторые племена постоянно следовали за стадами либо большими группами животных. Другие делали крупные охотничьи вылазки, покидая на время свои постоянные поселения. Такие экспедиции планировались с чрезвычайной тщательностью. Когда урожай с полей был собран и уложен в запасники, почти все жители поселения принимали участие в этом охотничьем походе, который мог длиться недели и даже месяцы.
Маркиза
Еще до появления лошади индейцы изобрели ряд удобных приспособлений, очень помогавших в пути. Они были знакомы с приспособлениями для переноса груза на спине; они также умели носить груз на голове и использовали специальную подкладку из куска материи или части одежды, которую клали на голову под кувшин с водой. Со времен сибирских охотников, которым приходилось охотиться в арктических районах с суровым зимним климатом, древние индейцы пользовались санями и салазками, тобогганами и снегоступами, которые делали либо из цельного куска дерева, либо прикрепляли верхнюю часть кожаными ремнями к основанию из дерева или кости. Салазки передвигали либо волоком, либо при помощи нескольких собак, запряженных в упряжку. Собаки были единственным домашним животным, прирученным индейцами. Впрочем, утверждение, что они были приручены, скорее всего, является преувеличением: вероятнее всего, дикие собаки сами пришли к человеку и, образно говоря, сами его приручили.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Еще до появления лошади индейцы изобрели ряд удобных приспособлений, очень помогавших в пути. Они были знакомы с приспособлениями для переноса груза на спине; они также умели носить груз на голове и использовали специальную подкладку из куска материи или части одежды, которую клали на голову под кувшин с водой. Со времен сибирских охотников, которым приходилось охотиться в арктических районах с суровым зимним климатом, древние индейцы пользовались санями и салазками, тобогганами и снегоступами, которые делали либо из цельного куска дерева, либо прикрепляли верхнюю часть кожаными ремнями к основанию из дерева или кости. Салазки передвигали либо волоком, либо при помощи нескольких собак, запряженных в упряжку. Собаки были единственным домашним животным, прирученным индейцами. Впрочем, утверждение, что они были приручены, скорее всего, является преувеличением: вероятнее всего, дикие собаки сами пришли к человеку и, образно говоря, сами его приручили.
Маркиза
Один из способов передвижения, используемый индейцами, действительно можно назвать их «изюминкой» – это передвижение по воде при помощи каноэ, различных рыбачьих лодок и других многочисленных разновидностей небольших судов и суденышек. И на озерах, и на реках, и на водах океана можно было видеть целые флотилии искусно сделанных и разукрашенных весельных судов, на которых передвигались индейцы. Некоторые из них были выполнены из тростника, наподобие древнеегипетских судов из папируса. Другие были сшиты из кожи, либо выдолблены из ствола дерева. Однако лучшими лодками в своем роде были сделанные из шкур эскимосские каяки и умьяки.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Один из способов передвижения, используемый индейцами, действительно можно назвать их «изюминкой» – это передвижение по воде при помощи каноэ, различных рыбачьих лодок и других многочисленных разновидностей небольших судов и суденышек. И на озерах, и на реках, и на водах океана можно было видеть целые флотилии искусно сделанных и разукрашенных весельных судов, на которых передвигались индейцы. Некоторые из них были выполнены из тростника, наподобие древнеегипетских судов из папируса. Другие были сшиты из кожи, либо выдолблены из ствола дерева. Однако лучшими лодками в своем роде были сделанные из шкур эскимосские каяки и умьяки.
Маркиза
Главным оружием индейца были копья самых различных видов. Наконечник из кремня или кости тщательно затачивался, а затем обжигался на огне лагерного костра. Никто точно не знает, когда в Новом Свете начали пользоваться луком и стрелами. В Старом Свете они были известны еще около 5000 г. до н. э., но в Америке появились не ранее 500 г. н. э. Каждое племя делало стрелы на свой манер, используя дерево либо тростник и добавляя в оперение стрел перья орла, ястреба, канюка или индюка. Искусный стрелок из лука мог поразить движущуюся цель на расстоянии 46 метров; один белый американец видел своими глазами, как во время состязаний по стрельбе из лука индеец выпустил подряд восемь стрел с такой скоростью, что первая из них к моменту вылета последней еще не успела упасть на землю. Индейцы равнин, мчась на полном скаку с левой стороны от бизона, поражали его из своих небольших, менее 1 м в высоту, луков прямо в сердце, удерживаясь при этом на лошади только при помощи ног.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Главным оружием индейца были копья самых различных видов. Наконечник из кремня или кости тщательно затачивался, а затем обжигался на огне лагерного костра. Никто точно не знает, когда в Новом Свете начали пользоваться луком и стрелами. В Старом Свете они были известны еще около 5000 г. до н. э., но в Америке появились не ранее 500 г. н. э. Каждое племя делало стрелы на свой манер, используя дерево либо тростник и добавляя в оперение стрел перья орла, ястреба, канюка или индюка. Искусный стрелок из лука мог поразить движущуюся цель на расстоянии 46 метров; один белый американец видел своими глазами, как во время состязаний по стрельбе из лука индеец выпустил подряд восемь стрел с такой скоростью, что первая из них к моменту вылета последней еще не успела упасть на землю. Индейцы равнин, мчась на полном скаку с левой стороны от бизона, поражали его из своих небольших, менее 1 м в высоту, луков прямо в сердце, удерживаясь при этом на лошади только при помощи ног.
Маркиза
Ряд племен использовал и другие способы охоты. Так, чироки и ирокезы применяли для охоты в лесу и на болотах трубку длиной около 2,5 м, из которой выдувалась небольшая отравленная стрела с оперением из татарника; племена из Луизианы для поражения летящих уток и других птиц использовали приспособление, называвшееся бола, представлявшее собой струну или бечеву с закрепленными на ней грушевидными «гирьками». Некоторые охотники умели ловить воздухоплавающих птиц, подплывая к ним под водой и дыша при этом через торчащую из воды тростинку либо плавая среди них, надев на голову макет с изображением птицы, сделанный из тыквы. Индейцы очень умело пользовались всякого рода замаскированными ямами-ловушками, а также развешанными ловушками - приманками на ветках деревьев. Также племена объединяли усилия, чтобы загнать большое стадо животных туда, где они становились легкой добычей.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Ряд племен использовал и другие способы охоты. Так, чироки и ирокезы применяли для охоты в лесу и на болотах трубку длиной около 2,5 м, из которой выдувалась небольшая отравленная стрела с оперением из татарника; племена из Луизианы для поражения летящих уток и других птиц использовали приспособление, называвшееся бола, представлявшее собой струну или бечеву с закрепленными на ней грушевидными «гирьками». Некоторые охотники умели ловить воздухоплавающих птиц, подплывая к ним под водой и дыша при этом через торчащую из воды тростинку либо плавая среди них, надев на голову макет с изображением птицы, сделанный из тыквы. Индейцы очень умело пользовались всякого рода замаскированными ямами-ловушками, а также развешанными ловушками - приманками на ветках деревьев. Также племена объединяли усилия, чтобы загнать большое стадо животных туда, где они становились легкой добычей.
Маркиза
Индейцы были не только прекрасными охотниками, но и не менее искусными рыболовами. С давних времен рыболовы Великих озер пользовались удочками и леской, очень похожими на сегодняшние; они делали красивые поплавки и спиннинги, которые сегодня украсили бы любой магазин, торгующий рыболовными снастями и принадлежностями. Индейцы также использовали прием, известный сегодня всем мальчишкам: опускали руку с открытой ладонью в горную реку и держали ее неподвижно, пока в нее не врезалась рыба, и тогда ее можно было поймать. И на тихоокеанском, и на атлантическом побережье регулярно ловили и лакомились омарами, крабами, устрицами, моллюсками и морскими анемонами. Для крупного лова индейцы искусно сооружали плотины, запруды, искусственные мели; они также мастерски изготовляли загоны для рыбы из тростника и ивовых прутьев. Попавшую в ловушку рыбу поражали копьями, дубинками и стрелами, а также вылавливали при помощи корзин.