Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Ворота в Северную Африку – 5

Маркиза
 
Поездка в эту страна-искушение похожа на путешествие в волшебную арабскую сказку. Знаменитые  пляжи Агадира, шумные рынки маленького Марракеша – Таруданта, величественные мечети Рабата, миндальный Тафраут, снежный Ифран – это всё Марокко, где смешались горячий темперамент Черного континента, тысячелетние восточные традиции и современные технологии Запада….
 


Ифран: марокканская Швейцария
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
227
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
 
12 Правил Безопасного Путешествия по Марокко от Аси Вергун

В 1994 году, когда мне было 25 лет, я провела несколько недель, путешествуя в одиночку по Марокко. Я бы не стала утверждать, что в Марокко самый высокий уровень домогательства, однако несколько правил я все же для себя усвоила. А они, в свою очередь, сделали мое путешествие более приятным. 
1.ЕСЛИ С ТОБОЙ ЗАГОВОРЯТ НА УЛИЦЕ
Марокканские мужчины никогда не будут подходить слишком близко к марокканской женщине. Если же они делают это с тобой – значит, они проявляют к тебе свое неуважение. Лучше, конечно, просто их игнорировать. Когда они становятся просто невыносимыми, я громко и уверенно произношу одну фразу на классическом арабском языке: «Я не разговариваю с мужчинами на улице» – La atakallem ma’a rrijalati shshari. Я делаю это как можно громче, чтобы люди вокруг нас услышали меня и поняли, что я веду себя достойно (марокканские женщины никогда не разговаривают с чужими мужчинами на улице). Как правило, это срабатывает, и они отвечают что-то типа “ты ведешь себя, как типичная марокканка”, и даже если продолжают настаивать, то недолго. Я думаю, что этой фразы вполне достаточно, продолжать дальнейшие объяснения чревато, так как, как только ты начнешь им отвечать, ты от них уже не отвяжешься, они будут следовать за тобой всюду.
2. ПЕРЕДВИГАЙСЯ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ
Таким образом ты не будешь слышать то, что большинство людей вокруг тебя говорит, так что все будет так, будто тебя никто не беспокоит. Многие марокканские мужчины думают, что ты буквально жаждешь их внимания, и будут стараться заговорить с тобой, даже если тебе будет казаться, что ты не проявила к ним совершенно ничего. Чем меньше ты будешь обращать на них внимания, тем быстрее они переключатся на кого-то другого и отстанут.
3. ЛУЧШЕ НЕ УЧИ ИХ ЯЗЫК
Безусловно, когда ты находишься в другой стране, зная хоть немного ее язык, тебе намного легче адаптироваться, однако как тяжело жить, когда понимаешь все оскорбления и матерные слова, которые местные жители включают в свой разговор. Лучше уж не понимать вообще ничего, чем слышать это. Особенно гадко находиться на базаре, так как там каждый мужчина норовит наговорить такого, что щеки вспыхивают.
4. ПРИДЕРЖИВАЙСЯ ПАР ИЛИ ЖЕНЩИН
Марокканские мужчины невероятные трусы. Если ты рядом с другой женщиной (особенно дамой среднего возраста) или парой, они навряд ли будут отпускать в твою сторону какие-нибудь шуточки, так как вторая женщина может подумать, что они оскорбляют ее, а уж это им с рук не сойдет точно. Так что, если есть такая возможность, лучше придерживаться на улице парочек или других женщин.
Маркиза
 5. НЕ БОЙСЯ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ
Как я уже сказала, мужчины там просто ужасные трусы. Несколько раз на моей практике случалось так, что какой-нибудь преследователь увязывался за мной где-нибудь на рынке и неприкрыто следовал по магазинам. Тем не менее, когда я начинала реагировать на него негативно, он сбегал. Нет смысла сдавать их в полицию, у меня вообще было такое ощущение, что они ей приплачивают. Но, если ты уверенно и смело окажешь им сопротивление, скорее всего, они отступят.
 6. НЕ ВЕРЬ ТОМУ, ЧТО ТЕБЕ ГОВОРЯТ НА УЛИЦЕ
Местные жители также могут тебя легко и просто обмануть. Они будут направлять туда, где им за это приплачивают, убеждая тебя, что там, куда ты изначально направлялась, очень опасно. Конечно, они будут стоять на том, что никакой выгоды они с этого не имеют, но верить не стоит. Даже сам продавец никогда не сознается в том, что он специально нанял человека, чтобы тот созывал к нему покупателей. Но будь уверена, что свою комиссию они точно получат, особенно если ты у него что-то купишь.
 7. ПРОСИ ПОМОЩИ У ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ
Лучше всего, если вдруг у тебя возникла такая необходимость, просить помощи у женщин или пожилых джентльменов. Молодые люди резво отреагируют на тебя, но лучше бы они этого не делали, в итоге ты сама пожалеешь, что к ним обратилась.
 8.ГОНИ ЧУВСТВО ВИНЫ ПРОЧЬ
Безусловно, Марокко – достаточно бедная страна, но ты не должна чувствовать в этом своей вины и стараться обогатить каждого, кто встретится на твоем пути. Я лично выбрала для себя определенную сумму денег, которую могу раздать, и делилась только с пожилыми мужчинами и женщинами, которые уже просто не в силах работать и зарабатывать самостоятельно.
 9. ОДЕВАЙСЯ КОНСЕРВАТИВНО
Я думаю, что ты слышала это уже тысячу раз, однако это действительно очень важно. Это не значит, что ты должна одеваться, как твоя бабушка, просто избегай, к примеру, излишне коротких шорт и юбок. По поводу того, что лучше носить юбку, а не брюки, я могу сказать только, что люди относились ко мне одинаково, что бы я ни выбирала. Единственное, что ты должна помнить, если ты идешь в мечеть (это правило распространяется на любые страны), ты должна надеть приличную юбку и кофту с длинными рукавами. Ношение солнцезащитных очков также очень хорошо помогает скрыться от неприятных приставаний, так как ты точно не встретишься с незнакомцами глазами, а значит, не спровоцируешь их на невоспитанное поведение. Если ты хочешь одеваться, как марокканские женщины, у тебя есть два варианта. Ты можешь носить традиционное джеллабе, или робу. Такой вариант отлично подходит тем, кто путешествует один, а также, если ты не слишком бледна. Кстати, многие берберы сами обладают белесыми чертами и, в частности, голубыми глазами, так что никто не будет к тебе придираться. Ты можешь купить джеллабе на рынке (не забудь поторговаться) и носить прямо поверх своей привычной одежды. Тебе не обязательно носить на голове платок, ты можешь просто завязать волосы в хвост или заплести косу, такой вид встречается достаточно часто. Для большего соответствия местным традициям, на ноги ты можешь надеть сандалии вместо кроссовок. Безусловно, тот факт, что ты носишь джеллабе, не убедит всех, что ты урожденная марокканка, но так ты будешь более гармонично смотреться в данном месте, и к тебе будут реже приставать. Я несколько раз так одевалась, и это действительно счастье и невероятное чувство свободы, когда ты понимаешь, что можешь вольно перемещаться везде, не переживая, что к тебе кто-нибудь пристанет.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
 5. НЕ БОЙСЯ ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ
Как я уже сказала, мужчины там просто ужасные трусы. Несколько раз на моей практике случалось так, что какой-нибудь преследователь увязывался за мной где-нибудь на рынке и неприкрыто следовал по магазинам. Тем не менее, когда я начинала реагировать на него негативно, он сбегал. Нет смысла сдавать их в полицию, у меня вообще было такое ощущение, что они ей приплачивают. Но, если ты уверенно и смело окажешь им сопротивление, скорее всего, они отступят.
 6. НЕ ВЕРЬ ТОМУ, ЧТО ТЕБЕ ГОВОРЯТ НА УЛИЦЕ
Местные жители также могут тебя легко и просто обмануть. Они будут направлять туда, где им за это приплачивают, убеждая тебя, что там, куда ты изначально направлялась, очень опасно. Конечно, они будут стоять на том, что никакой выгоды они с этого не имеют, но верить не стоит. Даже сам продавец никогда не сознается в том, что он специально нанял человека, чтобы тот созывал к нему покупателей. Но будь уверена, что свою комиссию они точно получат, особенно если ты у него что-то купишь.
 7. ПРОСИ ПОМОЩИ У ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ
Лучше всего, если вдруг у тебя возникла такая необходимость, просить помощи у женщин или пожилых джентльменов. Молодые люди резво отреагируют на тебя, но лучше бы они этого не делали, в итоге ты сама пожалеешь, что к ним обратилась.
 8.ГОНИ ЧУВСТВО ВИНЫ ПРОЧЬ
Безусловно, Марокко – достаточно бедная страна, но ты не должна чувствовать в этом своей вины и стараться обогатить каждого, кто встретится на твоем пути. Я лично выбрала для себя определенную сумму денег, которую могу раздать, и делилась только с пожилыми мужчинами и женщинами, которые уже просто не в силах работать и зарабатывать самостоятельно.
 9. ОДЕВАЙСЯ КОНСЕРВАТИВНО
Я думаю, что ты слышала это уже тысячу раз, однако это действительно очень важно. Это не значит, что ты должна одеваться, как твоя бабушка, просто избегай, к примеру, излишне коротких шорт и юбок. По поводу того, что лучше носить юбку, а не брюки, я могу сказать только, что люди относились ко мне одинаково, что бы я ни выбирала. Единственное, что ты должна помнить, если ты идешь в мечеть (это правило распространяется на любые страны), ты должна надеть приличную юбку и кофту с длинными рукавами. Ношение солнцезащитных очков также очень хорошо помогает скрыться от неприятных приставаний, так как ты точно не встретишься с незнакомцами глазами, а значит, не спровоцируешь их на невоспитанное поведение. Если ты хочешь одеваться, как марокканские женщины, у тебя есть два варианта. Ты можешь носить традиционное джеллабе, или робу. Такой вариант отлично подходит тем, кто путешествует один, а также, если ты не слишком бледна. Кстати, многие берберы сами обладают белесыми чертами и, в частности, голубыми глазами, так что никто не будет к тебе придираться. Ты можешь купить джеллабе на рынке (не забудь поторговаться) и носить прямо поверх своей привычной одежды. Тебе не обязательно носить на голове платок, ты можешь просто завязать волосы в хвост или заплести косу, такой вид встречается достаточно часто. Для большего соответствия местным традициям, на ноги ты можешь надеть сандалии вместо кроссовок. Безусловно, тот факт, что ты носишь джеллабе, не убедит всех, что ты урожденная марокканка, но так ты будешь более гармонично смотреться в данном месте, и к тебе будут реже приставать. Я несколько раз так одевалась, и это действительно счастье и невероятное чувство свободы, когда ты понимаешь, что можешь вольно перемещаться везде, не переживая, что к тебе кто-нибудь пристанет.
Маркиза
10. УБЕРИ ВОЛОСЫ НАЗАД
Я уже упоминала об этом, но данный вопрос заслуживает отдельного пункта. Лучше всего заплести волосы в косу или завязать в хвост и убрать их под платок, шляпу или кепку. Так ты будешь выглядеть менее сексуально, а значит, сведешь количество домогательств к минимуму. Я не знаю, почему марокканские мужчины считают распущенные волосы верхом сексуальности, но каждый раз, когда я носила подобную прическу, отбоя у мужчин просто не было, и это было невыносимо.
 11. НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ СОВЕТОВ
В общем и целом, я бы посоветовала не доверять там никому. Женщины там (за исключением женщин-берберок, которые будут пытаться продать тебе «серебряные» украшения в Марракеше) хорошие и достаточно приятные, хотя вряд ли сами будут к тебе подходить. Безусловно, многим людям нет до тебя дела, и они совершенно не замышляют против тебя что-то плохое, но все же нужно быть максимально внимательной. Если кто-то приглашает тебя на обед и ты не имеешь ничего против этого, купи для них подарок. Если все пройдет хорошо, то хозяину будет просто приятна твоя благодарность, если же это была уловка, тебе это поможет избежать лишних склок. Когда я жила в Фесе, никак не могла найти банк, в котором я смогла бы обменять свои деньги на марокканские. Я спросила одного местного владельца отеля о том, можно ли мне остановиться у них и оплатить на следующий день. Так он был настолько добр, что позволил мне не только заплатить позже, но и занял мне 100 дирхам, когда услышал о моем бедственном положении. Навряд ли кто-то из моего родного окружения был бы так же мил и отзывчив.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
10. УБЕРИ ВОЛОСЫ НАЗАД
Я уже упоминала об этом, но данный вопрос заслуживает отдельного пункта. Лучше всего заплести волосы в косу или завязать в хвост и убрать их под платок, шляпу или кепку. Так ты будешь выглядеть менее сексуально, а значит, сведешь количество домогательств к минимуму. Я не знаю, почему марокканские мужчины считают распущенные волосы верхом сексуальности, но каждый раз, когда я носила подобную прическу, отбоя у мужчин просто не было, и это было невыносимо.
 11. НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ СОВЕТОВ
В общем и целом, я бы посоветовала не доверять там никому. Женщины там (за исключением женщин-берберок, которые будут пытаться продать тебе «серебряные» украшения в Марракеше) хорошие и достаточно приятные, хотя вряд ли сами будут к тебе подходить. Безусловно, многим людям нет до тебя дела, и они совершенно не замышляют против тебя что-то плохое, но все же нужно быть максимально внимательной. Если кто-то приглашает тебя на обед и ты не имеешь ничего против этого, купи для них подарок. Если все пройдет хорошо, то хозяину будет просто приятна твоя благодарность, если же это была уловка, тебе это поможет избежать лишних склок. Когда я жила в Фесе, никак не могла найти банк, в котором я смогла бы обменять свои деньги на марокканские. Я спросила одного местного владельца отеля о том, можно ли мне остановиться у них и оплатить на следующий день. Так он был настолько добр, что позволил мне не только заплатить позже, но и занял мне 100 дирхам, когда услышал о моем бедственном положении. Навряд ли кто-то из моего родного окружения был бы так же мил и отзывчив.
Маркиза
12. ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ В МАРОККО
 Этикет при встрече
Когда марокканцы приветствуют друг друга, они не очень торопятся и подолгу интересуются, как дела у членов их семей и друзей, а также разговаривают на общие темы.
Рукопожатия являются официальным приветствием между особями одного пола.
Это самое рукопожатие обычно происходит немного более ослабленно, чем на Западе.
После того как вы уже более-менее познакомились друг с другом, принято здороваться поцелуями в щеки, начиная с левой. При этом все сопровождается рукопожатием. Обычно это происходит опять же либо между мужчинами, либо между женщинами.
Когда здороваются мужчина и женщина, она должна протянуть руку первой. Если она этого не сделает, мужчина склоняет голову в знак приветствия.
Когда ты здороваешься не с одним человеком, а с группой людей, начинать нужно с того, кто находится правее всех, и после двигаться справа налево.
Когда ты уходишь, ты должна попрощаться с каждым отдельно.
Этикет при дарении подарков
Если тебя пригласили в гости, можешь в качестве подарка взять с собой сладкие пирожные, орехи, инжир, финики или цветы, чтобы подарить их хозяйке.
Небольшой подарок для детей будет воспринят положительно.
Не приноси с собой алкоголь, если не уверена, что хозяева его употребляют.
Подарки не будут вскрыты, как только они будут получены.
Обеденный этикет
Если тебя пригласили в марокканский дом, то:
 Ты должна снять обувь.
Хорошо и нарядно одеться. Это продемонстрирует твое уважение к хозяевам.
Убедись в том, что твой муж тоже был приглашен. Многие консервативные марокканцы не признают смешанного общества.
Пожми руку каждому присутствующему по отдельности.
Следи за своими манерами за столом
Еда обычно подается на столе высотой по колено.
Почетный гость обычно сидит рядом с хозяином дома.
Перед тем как приступить к еде, тебе будет предложен специальный умывальник. Держи в нем руки, пока вода не покроет их. После высуши руки предоставленным полотенцем.
Не начинай есть, пока хозяин не благословит еду и не начнет есть сам.
Блюда подают в общей миске.
Ешь из той секции, которая ближе к тебе. Никогда не тянись к тем, которые находятся в другой стороне.
Придерживай еду кусочком хлеба или первыми двумя пальцами правой руки.
Ешь и пей только с правой руки.
Не вытирай руки салфеткой.
Вода часто подается в общем кувшине. Если ты хочешь себе отдельный стакан, попроси об этом хозяйку.
После того как все поедят, тебе снова предоставят возможность ополоснуть руки.
Ожидай, что тебе предложат больше еды, чем всем остальным. Изобилие блюд свидетельствует о проявлении гостеприимства хозяев.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
12. ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ В МАРОККО
 Этикет при встрече
Когда марокканцы приветствуют друг друга, они не очень торопятся и подолгу интересуются, как дела у членов их семей и друзей, а также разговаривают на общие темы.
Рукопожатия являются официальным приветствием между особями одного пола.
Это самое рукопожатие обычно происходит немного более ослабленно, чем на Западе.
После того как вы уже более-менее познакомились друг с другом, принято здороваться поцелуями в щеки, начиная с левой. При этом все сопровождается рукопожатием. Обычно это происходит опять же либо между мужчинами, либо между женщинами.
Когда здороваются мужчина и женщина, она должна протянуть руку первой. Если она этого не сделает, мужчина склоняет голову в знак приветствия.
Когда ты здороваешься не с одним человеком, а с группой людей, начинать нужно с того, кто находится правее всех, и после двигаться справа налево.
Когда ты уходишь, ты должна попрощаться с каждым отдельно.
Этикет при дарении подарков
Если тебя пригласили в гости, можешь в качестве подарка взять с собой сладкие пирожные, орехи, инжир, финики или цветы, чтобы подарить их хозяйке.
Небольшой подарок для детей будет воспринят положительно.
Не приноси с собой алкоголь, если не уверена, что хозяева его употребляют.
Подарки не будут вскрыты, как только они будут получены.
Обеденный этикет
Если тебя пригласили в марокканский дом, то:
 Ты должна снять обувь.
Хорошо и нарядно одеться. Это продемонстрирует твое уважение к хозяевам.
Убедись в том, что твой муж тоже был приглашен. Многие консервативные марокканцы не признают смешанного общества.
Пожми руку каждому присутствующему по отдельности.
Следи за своими манерами за столом
Еда обычно подается на столе высотой по колено.
Почетный гость обычно сидит рядом с хозяином дома.
Перед тем как приступить к еде, тебе будет предложен специальный умывальник. Держи в нем руки, пока вода не покроет их. После высуши руки предоставленным полотенцем.
Не начинай есть, пока хозяин не благословит еду и не начнет есть сам.
Блюда подают в общей миске.
Ешь из той секции, которая ближе к тебе. Никогда не тянись к тем, которые находятся в другой стороне.
Придерживай еду кусочком хлеба или первыми двумя пальцами правой руки.
Ешь и пей только с правой руки.
Не вытирай руки салфеткой.
Вода часто подается в общем кувшине. Если ты хочешь себе отдельный стакан, попроси об этом хозяйку.
После того как все поедят, тебе снова предоставят возможность ополоснуть руки.
Ожидай, что тебе предложат больше еды, чем всем остальным. Изобилие блюд свидетельствует о проявлении гостеприимства хозяев.
Маркиза
 Деловой этикет в Марокко
Марокканцы предпочитают иметь дело с теми, кого они знают и уважают, поэтому, прежде чем выстраивать бизнес-отношения, будь готова провести время, культивируя отношения.
Намного важнее иметь больше связей, чем знаний, поэтому взращивай количество знакомств, которые могут помочь в работе, особенно когда дело доходит до бюрократии.
Когда ты встречаешь гостей, предлагай им мятный чай, это верный знак гостеприимства.
Марокканцы в своих делах очень многому научились у французов, поэтому для них невероятно важны вежливость и формальность.
Марокканцы о многом судят по твоей одежде, будь готова представить себя хорошо.
Этикет деловых встреч
Очень важно назначать все встречи заранее, а за несколько дней подтвердить, действительно ли все идет по плану.
Старайся избегать совещаний во время Рамадана, так как мусульмане не могут ни есть, ни пить во время этого праздника в течение дня.
Никогда не планируй никаких встреч на пятницу с 11.15 и до 15.00, так как в это время они молятся.
Приходи всегда вовремя, но будь готова ждать. Они всегда стараются прибыть вовремя, но частенько это бывает для них невыполнимой задачей.
Марокканцы практикуют открытую систему общения даже во время деловой встречи. Это означает, что в это время у тебя может случиться очень много перерывов. Кто-то может внезапно встать и начать ходить по комнате, а кто-то и вовсе начнет дискуссию на совершенно отвлеченную тему. Ты можешь к ним присоединиться, но ни в коем случае не возвращай их к предыдущей теме, пока они не сделают этого сами.
Как правило, встречи проходят на французском языке, хотя порой встречаются и англоязычные жители. Заранее узнай, на каком языке будет встреча, и, если в этом есть необходимость, вызови переводчика.
Бизнес-переговоры
Компании зачастую построены в иерархическом порядке. Человек, который находится на вершине, принимает все решения самостоятельно на основе того, что ему предоставила его группа.
Решения принимаются после серьезного обсуждения.
Если участвует правительство, обсуждение займет еще больше времени, так как для этого придется взять разрешение огромного количества различных министров.
Марокканцы всегда делают свой выбор в пользу долгосрочных отношений.
Не критикуй никого публично. Очень важно, чтобы ты ни в коем случае не сделала так, чтобы твои партнеры потеряли свое лицо.
Марокканцы совершенно не переносят конфронтации. Они обо всем смогут договориться.
Ожидай изрядное количество торга. Марокканцы редко принимают окончательное решение сразу же.
Решения принимаются очень долго. Не пытайся форсировать этот процесс, это может быть воспринято как оскорбление.
В данном обществе правит бюрократия. Большинство решений требует огромного количества разрешений.
Даже при решении совсем простых задач тебе может понадобиться множество встреч.
Не используй тактику сильного давления, так как в итоге она может сработать против тебя.
Марроканцы очень сильны в переговорах.
Этикет в одежде
Наряд для бизнеса имеет формальный и очень консервативный вид.
Мужчины на первую встречу должны надеть деловые костюмы темного цвета.
Женщины носят элегантные деловые костюмы, платья или брючные костюмы.
Женщины должны одеваться очень скромно, юбки должны закрывать колени, а рукава – охватывать большую часть плеча.
Не носи дорогие аксессуары.
Визитные карточки
Обмен визитными карточками происходит абсолютно просто, без лишнего пафоса.
С одной стороны визитка должна быть либо на французском, либо на арабском языке.
Когда ты даешь свою визитку другой стороне, проследи за тем, чтобы она была развернута к нему стороной, на которой все написано на его языке.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
 Деловой этикет в Марокко
Марокканцы предпочитают иметь дело с теми, кого они знают и уважают, поэтому, прежде чем выстраивать бизнес-отношения, будь готова провести время, культивируя отношения.
Намного важнее иметь больше связей, чем знаний, поэтому взращивай количество знакомств, которые могут помочь в работе, особенно когда дело доходит до бюрократии.
Когда ты встречаешь гостей, предлагай им мятный чай, это верный знак гостеприимства.
Марокканцы в своих делах очень многому научились у французов, поэтому для них невероятно важны вежливость и формальность.
Марокканцы о многом судят по твоей одежде, будь готова представить себя хорошо.
Этикет деловых встреч
Очень важно назначать все встречи заранее, а за несколько дней подтвердить, действительно ли все идет по плану.
Старайся избегать совещаний во время Рамадана, так как мусульмане не могут ни есть, ни пить во время этого праздника в течение дня.
Никогда не планируй никаких встреч на пятницу с 11.15 и до 15.00, так как в это время они молятся.
Приходи всегда вовремя, но будь готова ждать. Они всегда стараются прибыть вовремя, но частенько это бывает для них невыполнимой задачей.
Марокканцы практикуют открытую систему общения даже во время деловой встречи. Это означает, что в это время у тебя может случиться очень много перерывов. Кто-то может внезапно встать и начать ходить по комнате, а кто-то и вовсе начнет дискуссию на совершенно отвлеченную тему. Ты можешь к ним присоединиться, но ни в коем случае не возвращай их к предыдущей теме, пока они не сделают этого сами.
Как правило, встречи проходят на французском языке, хотя порой встречаются и англоязычные жители. Заранее узнай, на каком языке будет встреча, и, если в этом есть необходимость, вызови переводчика.
Бизнес-переговоры
Компании зачастую построены в иерархическом порядке. Человек, который находится на вершине, принимает все решения самостоятельно на основе того, что ему предоставила его группа.
Решения принимаются после серьезного обсуждения.
Если участвует правительство, обсуждение займет еще больше времени, так как для этого придется взять разрешение огромного количества различных министров.
Марокканцы всегда делают свой выбор в пользу долгосрочных отношений.
Не критикуй никого публично. Очень важно, чтобы ты ни в коем случае не сделала так, чтобы твои партнеры потеряли свое лицо.
Марокканцы совершенно не переносят конфронтации. Они обо всем смогут договориться.
Ожидай изрядное количество торга. Марокканцы редко принимают окончательное решение сразу же.
Решения принимаются очень долго. Не пытайся форсировать этот процесс, это может быть воспринято как оскорбление.
В данном обществе правит бюрократия. Большинство решений требует огромного количества разрешений.
Даже при решении совсем простых задач тебе может понадобиться множество встреч.
Не используй тактику сильного давления, так как в итоге она может сработать против тебя.
Марроканцы очень сильны в переговорах.
Этикет в одежде
Наряд для бизнеса имеет формальный и очень консервативный вид.
Мужчины на первую встречу должны надеть деловые костюмы темного цвета.
Женщины носят элегантные деловые костюмы, платья или брючные костюмы.
Женщины должны одеваться очень скромно, юбки должны закрывать колени, а рукава – охватывать большую часть плеча.
Не носи дорогие аксессуары.
Визитные карточки
Обмен визитными карточками происходит абсолютно просто, без лишнего пафоса.
С одной стороны визитка должна быть либо на французском, либо на арабском языке.
Когда ты даешь свою визитку другой стороне, проследи за тем, чтобы она была развернута к нему стороной, на которой все написано на его языке.
Маркиза
Иман Заглул — разбивает представление о восточных женщинах. Она живет в Марокко, не носит хиджаб, занимается разработкой программ по защите трудовых прав и выступает за продвижение идей равенства в обществе. Мы встретились с Иман на мероприятии ГО «Трудовые инициативы» и поговорили о том, насколько сложно девушке заниматься вопросами равенства в ее стране и с какими проявлениями несправедливости сталкиваются женщины в Марокко.
 
Иман, как человек, который занимается защитой трудовых прав в Марокко, расскажите, как обстоит сегодня ситуация с гендерным равенством на рынке труда в вашей стране?
Согласно последним данным Индекса гендерного разрыва, Марокко занимает 136 место. Десять миллионов женщин сегодня не трудоустроены, и это при том, что все население страны составляет меньше 40 млн. А если же говорить о разрыве в оплате труда, то в среднем мужчины в Марокко зарабатывают в четыре раза больше, чем женщины.
 
Но наблюдается ли хоть какой-то прогресс в вопросе прав женщин?
Позвольте мне рассказать вам одну историю. В 2012 году общественность потрясла история изнасилования 16-летней школьницы. В марокканском уголовном кодексе был пункт, позволяющий насильнику жениться на жертве и таким образом избежать тюремного заключения. Ту девушку к браку принуждали ее родственники, которые не хотели огласки скандала. Не выдержав давления, она покончила собой, приняв крысиный яд. После этой трагедии по всей стране вспыхнули протесты и акции в поддержку прав женщин. И в конце-концов, спустя два года эту статью убрали из кодекса. Так что, действительно, вопрос гендерного равенства поднимается в марокканском обществе.
 
Пару лет назад мы на WoMo писали о скандале вокруг марокканской телепрограммы, в которой женщин учили накладывать макияж, чтобы скрыть кровоподтеки и синяки — последствия домашнего насилия. Какие конструктивные меры предпринимаются, дабы решить проблему насилия?
Совсем недавно был принят закон о противодействии насилию в отношении женщин. Однако он очень туманный, и многие важные положения касательно превентивных мер и санкций в него не включены. Мы недавно провели исследование касательно положения женщин — это был внутренний закрытый опрос. Хотелось узнать, какова ситуация с ущемлением прав женщин на самом деле. Мы узнали, что 50% случаев насилия в отношении женщин — это, собственно, домашнее насилие. Однако оказалось также, что чаще всего насилию подвергаются учителя и работники сферы образования. Кто на них поднимает руку? Родители учеников и сами студенты. Второй момент — экономическое насилие, в рамках которого муж может ограничивать свою жену в средствах. Этот вид насилия, кстати, ведет за собой и физическое. Что касается сексуальных домогательств на работе, то в категорию риска попадают женщины, работающие в частном секторе, потому что зачастую они официально не оформлены и не имеют никаких прав на защиту. Я считаю, что гендерный вопрос, в частности проблема гендерно обусловленного насилия, должны быть включены во всевозможные важные документы: трудовое и уголовное законодательство, уставы на рабочих местах и т.д. И было бы целесообразно принять закон, касающийся насилия и сексуальных домогательств именно на работе.
 
Семья вас поддерживает в вашей активистской деятельности?
Моя семья — это семья активистов, поэтому я с ранних лет впитала этот дух бунтарства. Это у меня в крови. Да, я — мусульманка, но я не ношу головной убор. Морокко — это не Саудовская Аравия, где головной убор обязателен. Я свободна и не должна делать того, что не хочу. Но это не означает, что я не уважаю выбор других женщин покрывать голову.
 
А вы ощущаете давление со стороны общества или семьи, что должны как можно быстрее стать матерью?
Работающим матерям в Марокко приходится непросто — они несут двойную нагрузку, потому что, как правило, домашние обязанности лежат на плечах именно женщины. Со стороны общества я ощущаю давление, мол, время идет, биологические часы тикают. Но все зависит от семьи. Я замужем, но детей у меня пока что нет, и моя свекровь говорит, что «всему свое время».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Иман Заглул — разбивает представление о восточных женщинах. Она живет в Марокко, не носит хиджаб, занимается разработкой программ по защите трудовых прав и выступает за продвижение идей равенства в обществе. Мы встретились с Иман на мероприятии ГО «Трудовые инициативы» и поговорили о том, насколько сложно девушке заниматься вопросами равенства в ее стране и с какими проявлениями несправедливости сталкиваются женщины в Марокко.
 
Иман, как человек, который занимается защитой трудовых прав в Марокко, расскажите, как обстоит сегодня ситуация с гендерным равенством на рынке труда в вашей стране?
Согласно последним данным Индекса гендерного разрыва, Марокко занимает 136 место. Десять миллионов женщин сегодня не трудоустроены, и это при том, что все население страны составляет меньше 40 млн. А если же говорить о разрыве в оплате труда, то в среднем мужчины в Марокко зарабатывают в четыре раза больше, чем женщины.
 
Но наблюдается ли хоть какой-то прогресс в вопросе прав женщин?
Позвольте мне рассказать вам одну историю. В 2012 году общественность потрясла история изнасилования 16-летней школьницы. В марокканском уголовном кодексе был пункт, позволяющий насильнику жениться на жертве и таким образом избежать тюремного заключения. Ту девушку к браку принуждали ее родственники, которые не хотели огласки скандала. Не выдержав давления, она покончила собой, приняв крысиный яд. После этой трагедии по всей стране вспыхнули протесты и акции в поддержку прав женщин. И в конце-концов, спустя два года эту статью убрали из кодекса. Так что, действительно, вопрос гендерного равенства поднимается в марокканском обществе.
 
Пару лет назад мы на WoMo писали о скандале вокруг марокканской телепрограммы, в которой женщин учили накладывать макияж, чтобы скрыть кровоподтеки и синяки — последствия домашнего насилия. Какие конструктивные меры предпринимаются, дабы решить проблему насилия?
Совсем недавно был принят закон о противодействии насилию в отношении женщин. Однако он очень туманный, и многие важные положения касательно превентивных мер и санкций в него не включены. Мы недавно провели исследование касательно положения женщин — это был внутренний закрытый опрос. Хотелось узнать, какова ситуация с ущемлением прав женщин на самом деле. Мы узнали, что 50% случаев насилия в отношении женщин — это, собственно, домашнее насилие. Однако оказалось также, что чаще всего насилию подвергаются учителя и работники сферы образования. Кто на них поднимает руку? Родители учеников и сами студенты. Второй момент — экономическое насилие, в рамках которого муж может ограничивать свою жену в средствах. Этот вид насилия, кстати, ведет за собой и физическое. Что касается сексуальных домогательств на работе, то в категорию риска попадают женщины, работающие в частном секторе, потому что зачастую они официально не оформлены и не имеют никаких прав на защиту. Я считаю, что гендерный вопрос, в частности проблема гендерно обусловленного насилия, должны быть включены во всевозможные важные документы: трудовое и уголовное законодательство, уставы на рабочих местах и т.д. И было бы целесообразно принять закон, касающийся насилия и сексуальных домогательств именно на работе.
 
Семья вас поддерживает в вашей активистской деятельности?
Моя семья — это семья активистов, поэтому я с ранних лет впитала этот дух бунтарства. Это у меня в крови. Да, я — мусульманка, но я не ношу головной убор. Морокко — это не Саудовская Аравия, где головной убор обязателен. Я свободна и не должна делать того, что не хочу. Но это не означает, что я не уважаю выбор других женщин покрывать голову.
 
А вы ощущаете давление со стороны общества или семьи, что должны как можно быстрее стать матерью?
Работающим матерям в Марокко приходится непросто — они несут двойную нагрузку, потому что, как правило, домашние обязанности лежат на плечах именно женщины. Со стороны общества я ощущаю давление, мол, время идет, биологические часы тикают. Но все зависит от семьи. Я замужем, но детей у меня пока что нет, и моя свекровь говорит, что «всему свое время».
Иман
Маркиза
 Согласно отчёту Всемирной Организации здоровья, Марокко  вышло на первое место по весьма печальному показателю – в стране самый высокий уровень женского суицида. Самоубийства женщин в Марокко получили рейтинг 3.6 (на 100 тысяч человек), это больше, чем в любой другой стране Северной Африки. По данным Всемирной организации здоровья (World Health Organization), в 2016 году в Марокко покончили с собой 1014 человек, из них – 613 женщин. Рейтинг женского суицида в королевстве достиг отметки 3.6, это самый высокий показатель в Северной Африке. На втором месте этого трагического списка – Ливия с рейтингом 2.3, третье место занял Тунис с рейтингом 2.2. Как можно судить по этим цифрам, Марокко опережает соседей с существенным отрывом. Статистика самоубийств марокканских женщин, к сожалению, не уменьшается. По подсчётам различных социальных исследований в последующие годы заявлены цифры примерно того же порядка. Только в небольшой провинции Шефшауэн за 2018 год покончили с собой 48 женщин, в том числе и совсем юные марокканки. Что говорить о крупных городах вроде Марракеша или Касабланки! Проблема довольно серьёзная, и марокканские власти думают, как с ней бороться. Марокканские социологи считают, что рост женского суицида в относительно благополучной на фоне других африканских территорий стране – результат смены ценностей, которая наблюдается последние годы. Обилие информации из интернета и независимых средств массовой информации разрушает психику и вгоняет в депрессию. Активисты правозащитных и феминистских организаций, наоборот, связывают показатели самоубийств марокканок с дремучим наследием средневековых канонов, в которых мусульманская женщина не имеет никаких прав. Любопытен тот факт, что по уровню самоубийств среди мужчин Марокко занимает самое последнее место в Северной Африке. Марокканцы, в отличие от своих соотечественниц, не спешат свести счёты с жизнью. Рейтинг мужского суицида в Марокко – 2.5 (на 100 тысяч жителей).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
 Согласно отчёту Всемирной Организации здоровья, Марокко  вышло на первое место по весьма печальному показателю – в стране самый высокий уровень женского суицида. Самоубийства женщин в Марокко получили рейтинг 3.6 (на 100 тысяч человек), это больше, чем в любой другой стране Северной Африки. По данным Всемирной организации здоровья (World Health Organization), в 2016 году в Марокко покончили с собой 1014 человек, из них – 613 женщин. Рейтинг женского суицида в королевстве достиг отметки 3.6, это самый высокий показатель в Северной Африке. На втором месте этого трагического списка – Ливия с рейтингом 2.3, третье место занял Тунис с рейтингом 2.2. Как можно судить по этим цифрам, Марокко опережает соседей с существенным отрывом. Статистика самоубийств марокканских женщин, к сожалению, не уменьшается. По подсчётам различных социальных исследований в последующие годы заявлены цифры примерно того же порядка. Только в небольшой провинции Шефшауэн за 2018 год покончили с собой 48 женщин, в том числе и совсем юные марокканки. Что говорить о крупных городах вроде Марракеша или Касабланки! Проблема довольно серьёзная, и марокканские власти думают, как с ней бороться. Марокканские социологи считают, что рост женского суицида в относительно благополучной на фоне других африканских территорий стране – результат смены ценностей, которая наблюдается последние годы. Обилие информации из интернета и независимых средств массовой информации разрушает психику и вгоняет в депрессию. Активисты правозащитных и феминистских организаций, наоборот, связывают показатели самоубийств марокканок с дремучим наследием средневековых канонов, в которых мусульманская женщина не имеет никаких прав. Любопытен тот факт, что по уровню самоубийств среди мужчин Марокко занимает самое последнее место в Северной Африке. Марокканцы, в отличие от своих соотечественниц, не спешат свести счёты с жизнью. Рейтинг мужского суицида в Марокко – 2.5 (на 100 тысяч жителей).
Маркиза
Теперь продолжаем о культуре.
Джигитовка — типично марокканское представление: всадники, одетые в самые красивые одежды и вооруженные копьями, гарцуют на своих верных скакунах (которые тоже украшены пышной сбруей и разноцветными украшениями) под аккомпанемент песен женщин. Кроме того, джигитовка традиционно сопровождается стрельбой (в воздух) из moukkala — длинных ружей, инкрустированных драгоценными камнями, так что запах пороха (baroud) — также неотъемлемая часть джигитовки.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Теперь продолжаем о культуре.
Джигитовка — типично марокканское представление: всадники, одетые в самые красивые одежды и вооруженные копьями, гарцуют на своих верных скакунах (которые тоже украшены пышной сбруей и разноцветными украшениями) под аккомпанемент песен женщин. Кроме того, джигитовка традиционно сопровождается стрельбой (в воздух) из moukkala — длинных ружей, инкрустированных драгоценными камнями, так что запах пороха (baroud) — также неотъемлемая часть джигитовки.
Маркиза
Музыка занимает важнейшее место в повседневной жизни марокканцев. Она сопровождает все события, как счастливые, так и несчастливые, и так повелось с незапамятных времен. В местной музыкальной культуре существует несколько музыкальных стилей при относительно ограниченном количестве музыкальных инструментов. Среди "классических" инструментов нужно отметить rebab, струнный инструмент, нечто вроде маленькой примитивной скрипки, от которого произошла трехструнная скрипка средневековой Европы; есть также традиционная европейская скрипка, но на ней играют поставив ее на бедро, что немного напоминает игру на виоле-да-гамба; кроме того, марокканцы играют на nay, это косая флейта из тростника, на арабской лютне, или ud; на тамбурине и derbouka — то есть на горшках, обтянутых кожей, которые используются в качестве ударных. Берберская музыка — это в основном довольно-таки однообразные песни, частично основанные на импровизации. Музыка берберов неотделима от танцев и вместе с ними представляет собой настоящий спектакль. У каждого племени есть свои обычаи и свой собственный музыкальный стиль, который проявляется во время значительных коллективных празднеств, таких, как ahidou или ahouache. В обоих случаях, танцуя под аккомпанемент бендира, танцоры одновременно поют и играют на музыкальных инструментах.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Музыка занимает важнейшее место в повседневной жизни марокканцев. Она сопровождает все события, как счастливые, так и несчастливые, и так повелось с незапамятных времен. В местной музыкальной культуре существует несколько музыкальных стилей при относительно ограниченном количестве музыкальных инструментов. Среди "классических" инструментов нужно отметить rebab, струнный инструмент, нечто вроде маленькой примитивной скрипки, от которого произошла трехструнная скрипка средневековой Европы; есть также традиционная европейская скрипка, но на ней играют поставив ее на бедро, что немного напоминает игру на виоле-да-гамба; кроме того, марокканцы играют на nay, это косая флейта из тростника, на арабской лютне, или ud; на тамбурине и derbouka — то есть на горшках, обтянутых кожей, которые используются в качестве ударных. Берберская музыка — это в основном довольно-таки однообразные песни, частично основанные на импровизации. Музыка берберов неотделима от танцев и вместе с ними представляет собой настоящий спектакль. У каждого племени есть свои обычаи и свой собственный музыкальный стиль, который проявляется во время значительных коллективных празднеств, таких, как ahidou или ahouache. В обоих случаях, танцуя под аккомпанемент бендира, танцоры одновременно поют и играют на музыкальных инструментах.
Маркиза
Марокканская литература – это литература, написанная на (марокканском) арабском, берберском или французском языках, и, конечно, в большинстве своем, марокканцами либо Аль-Андалусами. В Фесе находится один из самых старых университетов в мире. Университет Аль Караоуина был сначала построен в 859 году, и вскоре стал основным центром высшего образования в Марокко. С начала 12-го столетия он имел большое влияние на образование и в Средиземноморье, и в Европе. Среди ученых, которые учились и преподавали в Университете, были Ибн Халдоун, Ибн Аль-Хатиб, Ибн Аль-Битруджи, Ибн Харазим, Ибн Маймоун и Ибн Ваззан, а возможно даже и Римский папа Сильвестр II, который ввел арабские цифры в Европу. При династии Альмохад Марокко испытало период процветания и рост образования. Альмохад построил Мечеть Кутубийа в Марракеше, которая вмещала не менее чем 25 000 человек, а также прославилась своими книгами, рукописями, библиотеками и книжными магазинами, которые дали ей такое название. Это был первый книжный базар в истории. Калиф Абу Якаб Альмохад имел большую любовь к коллекционированию книг. Он основал большую библиотеку, которую, в конечном счете, перенесли в Касбах, и реорганизовали в общественную библиотеку. При династии Альмохад, суверены поощряли строительство школ и библиотек и поддерживали писателей, поэтов и ученых всех направлений. Ибн Рушд ( Averroes ), Ибн Туфайль, Ибн Зухр и остальные философы и поэты нашли здесь прибежище и служили правителям Альмохад. Наследие, оставленное литературой того времени, которое видело расцвет Аль-Андалуз, имеет влияние на марокканскую культуру вплоть до настоящего времени. Владение рукописями известных авторов было гордостью дворов во все времена в Марокко и дошло до современных времен. Большой правитель Ахмед Саадиан аль-Мансур (1578–1603 года) был королем-поэтом и его династия внесла большой вклад в библиотеку Тароудант. Еще одна библиотека - Тамегроут - была основана чуть позже. Большая часть книг сохранилась и до сегодня. По странному совпадению полная библиотека другого правителя Саадиана была также передана правительству в настоящее время. Из-за гражданской войны султан Зидан (1603–1627) погрузил свое полное собрание книг на корабль. Капитан корабля угнал судно и перевез коллекцию в Испанию, где она была передана в Эль Эскориаль. Современная марокканская литература началась в 1930-х. Два главных фактора дали Марокко пульс к развитию современной марокканской литературы. Марокко, находившемуся под французским и испанским протекторатом, получал возможность обменивать и производить литературные работы, имея свободный доступ к другой арабской и европейской литературе. В течение 1950-х и 1960-х, Марокко был убежищем и артистическим центром, что и привлекло сюда таких авторов, как Поль Боульз, Теннесси Вильямс, Брион Гисин, Уильям С. Беррос и Джек Кероуак. Марокканская литература процветала с такими писателями, как Мухаммед Чоукри, Дрисс Сраиби, Мухаммед Зафзаф и Дрисс Эль Хоури. Эти романисты были только несколькими из многих романистов, поэтов и драматургов, которые появились в то время. В 1960-х группа писателей основала группу под названием «Дыхание», которая первоначально была запрещена, но позже в 1972 году дала стимул поэзии и современным романтичным работам многих марокканских авторов.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Марокканская литература – это литература, написанная на (марокканском) арабском, берберском или французском языках, и, конечно, в большинстве своем, марокканцами либо Аль-Андалусами. В Фесе находится один из самых старых университетов в мире. Университет Аль Караоуина был сначала построен в 859 году, и вскоре стал основным центром высшего образования в Марокко. С начала 12-го столетия он имел большое влияние на образование и в Средиземноморье, и в Европе. Среди ученых, которые учились и преподавали в Университете, были Ибн Халдоун, Ибн Аль-Хатиб, Ибн Аль-Битруджи, Ибн Харазим, Ибн Маймоун и Ибн Ваззан, а возможно даже и Римский папа Сильвестр II, который ввел арабские цифры в Европу. При династии Альмохад Марокко испытало период процветания и рост образования. Альмохад построил Мечеть Кутубийа в Марракеше, которая вмещала не менее чем 25 000 человек, а также прославилась своими книгами, рукописями, библиотеками и книжными магазинами, которые дали ей такое название. Это был первый книжный базар в истории. Калиф Абу Якаб Альмохад имел большую любовь к коллекционированию книг. Он основал большую библиотеку, которую, в конечном счете, перенесли в Касбах, и реорганизовали в общественную библиотеку. При династии Альмохад, суверены поощряли строительство школ и библиотек и поддерживали писателей, поэтов и ученых всех направлений. Ибн Рушд ( Averroes ), Ибн Туфайль, Ибн Зухр и остальные философы и поэты нашли здесь прибежище и служили правителям Альмохад. Наследие, оставленное литературой того времени, которое видело расцвет Аль-Андалуз, имеет влияние на марокканскую культуру вплоть до настоящего времени. Владение рукописями известных авторов было гордостью дворов во все времена в Марокко и дошло до современных времен. Большой правитель Ахмед Саадиан аль-Мансур (1578–1603 года) был королем-поэтом и его династия внесла большой вклад в библиотеку Тароудант. Еще одна библиотека - Тамегроут - была основана чуть позже. Большая часть книг сохранилась и до сегодня. По странному совпадению полная библиотека другого правителя Саадиана была также передана правительству в настоящее время. Из-за гражданской войны султан Зидан (1603–1627) погрузил свое полное собрание книг на корабль. Капитан корабля угнал судно и перевез коллекцию в Испанию, где она была передана в Эль Эскориаль. Современная марокканская литература началась в 1930-х. Два главных фактора дали Марокко пульс к развитию современной марокканской литературы. Марокко, находившемуся под французским и испанским протекторатом, получал возможность обменивать и производить литературные работы, имея свободный доступ к другой арабской и европейской литературе. В течение 1950-х и 1960-х, Марокко был убежищем и артистическим центром, что и привлекло сюда таких авторов, как Поль Боульз, Теннесси Вильямс, Брион Гисин, Уильям С. Беррос и Джек Кероуак. Марокканская литература процветала с такими писателями, как Мухаммед Чоукри, Дрисс Сраиби, Мухаммед Зафзаф и Дрисс Эль Хоури. Эти романисты были только несколькими из многих романистов, поэтов и драматургов, которые появились в то время. В 1960-х группа писателей основала группу под названием «Дыхание», которая первоначально была запрещена, но позже в 1972 году дала стимул поэзии и современным романтичным работам многих марокканских авторов.
Иллюстрация из рыцарского романа четырнадцатого века « Хадис Bayâd в Рияд » (рассказ о Bayad и Рияде)
Маркиза
Национальный кинематограф очень популярен, об этом говорят цифры посещений и данные проката. “Пять из десяти самых популярных лент были произведены марокканскими кинематографистами”, – отмечает журналист euronews Лиз Педерсен. “У нас те же проблемы, что и во всем мире: с одной стороны, есть американское кино, с другой – национальный кинематограф. Последнему чрезвычайно сложно пробиться в прокат, потому что важна рентабельность и отдача. Разумеется, прокатывать американские ленты выгоднее, но мы не сдаёмся, мы понимаем, что нам есть что предложить зрителям, которые интересуются жизнью страны”, – говорит директор Национального центра кинематографии Марокко Сарим Фасси Фихри. Ещё одна сторона марокканского кинематографа – это сотрудничество в сфере предоставления услуг для съёмок. Об этом – бельгийский режиссер Жоаким Лафосс: “Я снимал в Марокко дважды. Весь технический персонал, который со мной работал, отличался чрезвычайно высоким уровнем профессионализма. Они умеют все, и понятно, почему: тут натурные съёмки проводят и голливудские “гранды”, и известные режиссёры из Европы. У марокканского кино, если говорить уже о создателях, есть и свой стиль, и свой особый почерк”. Кинематограф поддерживается на государственном уровне – король Марокко занимается этим и как лидер государства, и как синефил. На эту тему кинорежиссёр Саад Шраби: “Наш кинематограф очень разнообразен – и тематически, и жанрово: мы выпускаем в год от 20 до 25 полнометражных лент. Среди них есть и комедии, и авторские фильмы, “артхаус”, работы на социальные темы. Второй важный аспект – у нас сложилась система преемственности поколений, и я спокоен за будущее, потом что знаю, что через 5-10 лет придут молодые режиссёры, которые и станут новым лицом национального кинематографа”. Один из представителей такого поколения – Джавад Рхалиб. “Мой фильм называется “Рю де ля Фоли, дом номер 7”. Речь идет об отношениях, которые складываются у героинь с религией. Они бунтуют, не желая соблюдать ритуалов, выполнения которых требует их отец. К моему удивлению, картину очень тепло приняли даже практикующие мусульмане: в зале в Агадире, где я ее представлял, сидели женщины в традиционной одежде и сопровождающие их мужчины, братья или мужья, бородачи. На протяжении всего просмотра я себя спрашивал, уйду ли я живым, но в финале меня наградили аплодисментами”. Но существует и иная сторона: показ фильма Набиля Аюша “Сильно любимая” вызвал скандал – в ленте речь идет о проституции, тема, которая по-прежнему считается в стране табуированной для любого вида искусства, и тем более, для такого массового, как кино.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Национальный кинематограф очень популярен, об этом говорят цифры посещений и данные проката. “Пять из десяти самых популярных лент были произведены марокканскими кинематографистами”, – отмечает журналист euronews Лиз Педерсен. “У нас те же проблемы, что и во всем мире: с одной стороны, есть американское кино, с другой – национальный кинематограф. Последнему чрезвычайно сложно пробиться в прокат, потому что важна рентабельность и отдача. Разумеется, прокатывать американские ленты выгоднее, но мы не сдаёмся, мы понимаем, что нам есть что предложить зрителям, которые интересуются жизнью страны”, – говорит директор Национального центра кинематографии Марокко Сарим Фасси Фихри. Ещё одна сторона марокканского кинематографа – это сотрудничество в сфере предоставления услуг для съёмок. Об этом – бельгийский режиссер Жоаким Лафосс: “Я снимал в Марокко дважды. Весь технический персонал, который со мной работал, отличался чрезвычайно высоким уровнем профессионализма. Они умеют все, и понятно, почему: тут натурные съёмки проводят и голливудские “гранды”, и известные режиссёры из Европы. У марокканского кино, если говорить уже о создателях, есть и свой стиль, и свой особый почерк”. Кинематограф поддерживается на государственном уровне – король Марокко занимается этим и как лидер государства, и как синефил. На эту тему кинорежиссёр Саад Шраби: “Наш кинематограф очень разнообразен – и тематически, и жанрово: мы выпускаем в год от 20 до 25 полнометражных лент. Среди них есть и комедии, и авторские фильмы, “артхаус”, работы на социальные темы. Второй важный аспект – у нас сложилась система преемственности поколений, и я спокоен за будущее, потом что знаю, что через 5-10 лет придут молодые режиссёры, которые и станут новым лицом национального кинематографа”. Один из представителей такого поколения – Джавад Рхалиб. “Мой фильм называется “Рю де ля Фоли, дом номер 7”. Речь идет об отношениях, которые складываются у героинь с религией. Они бунтуют, не желая соблюдать ритуалов, выполнения которых требует их отец. К моему удивлению, картину очень тепло приняли даже практикующие мусульмане: в зале в Агадире, где я ее представлял, сидели женщины в традиционной одежде и сопровождающие их мужчины, братья или мужья, бородачи. На протяжении всего просмотра я себя спрашивал, уйду ли я живым, но в финале меня наградили аплодисментами”. Но существует и иная сторона: показ фильма Набиля Аюша “Сильно любимая” вызвал скандал – в ленте речь идет о проституции, тема, которая по-прежнему считается в стране табуированной для любого вида искусства, и тем более, для такого массового, как кино.
«Сильно любимая» (фр. Much Loved) — мароккано-французская кинодрама 2015 года
Маркиза
Экскурсия по городам
Танжер
Согласно греческой мифологии, этот город основал сын Посейдона и Геи — Антей. Когда Геракл задушил Антея, оторвав его от земли, город назвали по имени его вдовы — Тинги. Позднее название Тинги трансформировалось в Танжер. Порт Тинги упоминали еще карфагенские путешественники в 500 году до нашей эры. Финикийские моряки, вероятно, бывали здесь и ранее. После падения Карфагена Тинги вошел в состав берберского королевства Мавритании. Позднее, во времена правления императора Диоклетиана, Тинги был колонией Великой Римской империи, столицей мавританской Тингитании и частью Византийской империи. К XIV веку Танжер превратился в один из главных средиземноморских портов, куда часто заходили парусники из Европы, груженные тканями и металлом, которые на местных базарах меняли на кожу, ковры, сахар и пряности. Почти 300 лет город, занимавший уникальное географическое положение на стыке Африки и Европы, переходил из рук испанцев в руки португальцев и англичан. Настоящим яблоком раздора для Европы Танжер стал в конце XIX века. За него боролись Франция, Испания, Великобритания и Германия. В 1906 году была созвана специальная конференция, на которой Марокко поделили на зоны влияния: испанскую и французскую. А Танжеру, который так и не смогли поделить, был присвоен статус особой зоны под управлением международной комиссии. Войти в состав королевства Марокко город смог только после 1956 года, когда была объявлена независимость всей страны.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Экскурсия по городам
Танжер
Согласно греческой мифологии, этот город основал сын Посейдона и Геи — Антей. Когда Геракл задушил Антея, оторвав его от земли, город назвали по имени его вдовы — Тинги. Позднее название Тинги трансформировалось в Танжер. Порт Тинги упоминали еще карфагенские путешественники в 500 году до нашей эры. Финикийские моряки, вероятно, бывали здесь и ранее. После падения Карфагена Тинги вошел в состав берберского королевства Мавритании. Позднее, во времена правления императора Диоклетиана, Тинги был колонией Великой Римской империи, столицей мавританской Тингитании и частью Византийской империи. К XIV веку Танжер превратился в один из главных средиземноморских портов, куда часто заходили парусники из Европы, груженные тканями и металлом, которые на местных базарах меняли на кожу, ковры, сахар и пряности. Почти 300 лет город, занимавший уникальное географическое положение на стыке Африки и Европы, переходил из рук испанцев в руки португальцев и англичан. Настоящим яблоком раздора для Европы Танжер стал в конце XIX века. За него боролись Франция, Испания, Великобритания и Германия. В 1906 году была созвана специальная конференция, на которой Марокко поделили на зоны влияния: испанскую и французскую. А Танжеру, который так и не смогли поделить, был присвоен статус особой зоны под управлением международной комиссии. Войти в состав королевства Марокко город смог только после 1956 года, когда была объявлена независимость всей страны.
Маркиза
Танжерскую касбу, или крепость, построили португальцы в 1771 году. За материалом далеко ходить не пришлось — им стали сохранившиеся обломки строений времен Римской империи. Со смотровой площадки в касбе как на ладони виден Гибралтарский пролив и горы на его испанской стороне.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Танжерскую касбу, или крепость, построили португальцы в 1771 году. За материалом далеко ходить не пришлось — им стали сохранившиеся обломки строений времен Римской империи. Со смотровой площадки в касбе как на ладони виден Гибралтарский пролив и горы на его испанской стороне.