Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Но в северных и восточных регионах было полегче, чем в центральных губерниях.
Данные о среднем поголовье скота в середняцких крестьянских хозяйствах взяты из этнографических исследований XIX-ХХ веков. Я верю этим им. И в семьях моих прадедов было несколько лошадей, а они зажиточными кулаками не были.
Но в северных и восточных регионах было полегче, чем в центральных губерниях.
Данные о среднем поголовье скота в середняцких крестьянских хозяйствах взяты из этнографических исследований XIX-ХХ веков. Я верю этим им. И в семьях моих прадедов было несколько лошадей, а они зажиточными кулаками не были.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
К животным относились бережно: старались их по возможности хорошо кормить, поить, давали им ласковые клички. Новорождённых телят держали дома, берегли от падежа. Рождение жеребёнка, телёнка, ягнёнка считали счастьем. Во время отёла свершали множество магических действий.
Гибель животного, особенно лошади или коровы, оплакивалась почти так же, как смерть человека. В русских деревнях падеж скота был довольно частым явлением. Болезни объясняли не только естественными причинами, но и воздействием сверхъестественных сил. Для сохранения скота существовало много обрядов.
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».
Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.
Именно с днем празднования памяти великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами, в том числе лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец. Этот день отмечается как праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на поля, пастухов угощали сытной яичницей, наделяли холстом и деньгами. Домашние животные в этот день "праздновали", поэтому запрещалось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки.