Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
Из мемуаров: Крестьянское хозяйство в Череповецком уезде конца XIX века – дом с железной крышей, "на участке были огород и сад с яблонями, малиной и смородиной. В хозяйстве имелось несколько лошадей, коров, овец, кур. Свиней не держали – не умели. Посевы составляли не менее 3-4 гектаров, ещё покос для сена, общественный выгон. Это было нормальное хозяйство, называлось – «середняцкое»".
История переписки3
А сколько взрослых к этому "Крестьянскому хозяйству в Череповецком уезде конца XIX " принадлежало? Если "да два челоыека всего мужиков-то: отец мой, да я", то вспахать 4 га табун лошадей не поможет.
ЕвдокияВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
А сколько взрослых к этому "Крестьянскому хозяйству в Череповецком уезде конца XIX " принадлежало? Если "да два челоыека всего мужиков-то: отец мой, да я", то вспахать 4 га табун лошадей не поможет.
История переписки4
Отец, мать, 4 сына и 2 дочери, дед, бабка.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
Отец, мать, 4 сына и 2 дочери, дед, бабка.
История переписки5
И зачем столько лошадок? Их кормить зимой дороже выйдет, чем они пользы принесут. Не ели же коней на Руси, не так ли? И молока они не дают... Странно..
Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
И зачем столько лошадок? Их кормить зимой дороже выйдет, чем они пользы принесут. Не ели же коней на Руси, не так ли? И молока они не дают... Странно..
История переписки6
Моя бабушка из бедной семьи, у них было 3 лошади, 3 коровы, птица(куры, гуси. утки), поросят держали, овцы, 6 га пахоты, ну и под домом 16 соток + под картошку 16. Но вот обрабатывать эту всю землю могли только 2 мужика(отец и брат бабушки), 4 девки в семье, да мать, вот и считались бедными, на земле работать было некому. А лошадей давали в аренду.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Елена Меркушина
Елена Меркушина
Моя бабушка из бедной семьи, у них было 3 лошади, 3 коровы, птица(куры, гуси. утки), поросят держали, овцы, 6 га пахоты, ну и под домом 16 соток + под картошку 16. Но вот обрабатывать эту всю землю могли только 2 мужика(отец и брат бабушки), 4 девки в семье, да мать, вот и считались бедными, на земле работать было некому. А лошадей давали в аренду.
История переписки7
Ок, про аренду я не сообразила.
ЕвдокияВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
И зачем столько лошадок? Их кормить зимой дороже выйдет, чем они пользы принесут. Не ели же коней на Руси, не так ли? И молока они не дают... Странно..
История переписки6
У моего прадеда была маслобойня на конской тяге. Это кроме пахоты.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
У моего прадеда была маслобойня на конской тяге. Это кроме пахоты.
История переписки7
Маслобойня, я так понимаю, в таких маштабах, была одна на село или несколько сел. А речь идет о среднестатистическом хозяйстве.
ЕвдокияВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Маслобойня, я так понимаю, в таких маштабах, была одна на село или несколько сел. А речь идет о среднестатистическом хозяйстве.
История переписки8
Маслобойня (или правильней маслобойка на конской тяге) на большую семью. За эту маслобойню раскулачили и расстреляли.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
Маслобойня (или правильней маслобойка на конской тяге) на большую семью. За эту маслобойню раскулачили и расстреляли.
История переписки9
Если такая большая семья, что масло на маслобойне в промышленных маштабах производить нужно, я же в самом начале сказала, тогда наличие нескольких лошадей оправданно. Или если на продажу. А так - нет и нет.
Александра СуслинаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
И зачем столько лошадок? Их кормить зимой дороже выйдет, чем они пользы принесут. Не ели же коней на Руси, не так ли? И молока они не дают... Странно..
История переписки6
Жеребят дают. Продать можно.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Александра Суслина
Александра Суслина
Жеребят дают. Продать можно.
История переписки7
Сомнительно... Коровы тоже телят дают, но и молоко дают. Да и жеребят дорого только с конных заводов продавали. Выгодное, кстати, предприятие было.
Александра СуслинаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Сомнительно... Коровы тоже телят дают, но и молоко дают. Да и жеребят дорого только с конных заводов продавали. Выгодное, кстати, предприятие было.
История переписки8
Жеребят с конных заводов крестьянин не мог позволить себе купить. Там до 19 века разводили лошадей для обеспечения армии, кавалерии и занимались выведением новых пород для богатых людей. А тягловых, рабочих лошадей крестьяне, как правило, покупали друг у друга либо на торгу, на ярмарке. Массовое производство и продажа "заводских" лошадей началась только с середины позапрошлого столетия.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Александра Суслина
Александра Суслина
Жеребят с конных заводов крестьянин не мог позволить себе купить. Там до 19 века разводили лошадей для обеспечения армии, кавалерии и занимались выведением новых пород для богатых людей. А тягловых, рабочих лошадей крестьяне, как правило, покупали друг у друга либо на торгу, на ярмарке. Массовое производство и продажа "заводских" лошадей началась только с середины позапрошлого столетия.
История переписки9
А мы про какие века? Если картошка уже была?))) У меня прадед как раз таким заводом владел, просто вспомнилось))
ЕвдокияВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
И зачем столько лошадок? Их кормить зимой дороже выйдет, чем они пользы принесут. Не ели же коней на Руси, не так ли? И молока они не дают... Странно..
История переписки6
От лошади всегда польза - она первая помощница крестьянина. Если у каждого взрослого мужика в семье будет лошадь, то все работы семья делает быстрей - быстрей пашут землю, быстрей сено и зерно привозят во двор (1-2 ходки, а не 5-6), значит больше времени остаётся на другие заботы. Зимой на лошади можно на промысел отправиться, зная, что в семье ещё лошадь остаётся (а это дополнительный заработок семье). Кроме того, жеребята ведь не только для продажи выращивались - падёж среди скота был большой, иметь 2-3-4 лошади было выгодней, чем иметь одну. Жеребята со временем заменяли старых и больных лошадей.
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
От лошади всегда польза - она первая помощница крестьянина. Если у каждого взрослого мужика в семье будет лошадь, то все работы семья делает быстрей - быстрей пашут землю, быстрей сено и зерно привозят во двор (1-2 ходки, а не 5-6), значит больше времени остаётся на другие заботы. Зимой на лошади можно на промысел отправиться, зная, что в семье ещё лошадь остаётся (а это дополнительный заработок семье). Кроме того, жеребята ведь не только для продажи выращивались - падёж среди скота был большой, иметь 2-3-4 лошади было выгодней, чем иметь одну. Жеребята со временем заменяли старых и больных лошадей.
История переписки7
Очень сомнительный расчет. На прокорм лошади нужно просто адову прорву сена и еще зерно. А это сено мало того, что нужно заготовить, приложив существенные усилия, его еще и где-то скосить нужно. Если у большинства крестьян имеется несколько коров и лошадей понятно, что окрестности деревни будут в ноль обкошены и придется на этой же лошади ехать куда-то на дальние луга. А земель у крестьян, в том числе на выпас и покос было достаточно ограниченное количество. И земли под распашку у большинства столько просто не было, что бы требовалось несколько лошадей на вспашку. Для среднего хозяйства одной лошади за глаза. У трети хозяйств вообще не было ни одной. А если несколько лошадей, особенно не две, а три-четыре, это точно либо производство (мельница там или что-то подобное), которых опять же очень немного было, либо аренда.
ЕвдокияВ ответ на kryska loki
kryska loki
Очень сомнительный расчет. На прокорм лошади нужно просто адову прорву сена и еще зерно. А это сено мало того, что нужно заготовить, приложив существенные усилия, его еще и где-то скосить нужно. Если у большинства крестьян имеется несколько коров и лошадей понятно, что окрестности деревни будут в ноль обкошены и придется на этой же лошади ехать куда-то на дальние луга. А земель у крестьян, в том числе на выпас и покос было достаточно ограниченное количество. И земли под распашку у большинства столько просто не было, что бы требовалось несколько лошадей на вспашку. Для среднего хозяйства одной лошади за глаза. У трети хозяйств вообще не было ни одной. А если несколько лошадей, особенно не две, а три-четыре, это точно либо производство (мельница там или что-то подобное), которых опять же очень немного было, либо аренда.
История переписки8
Для зимнего содержания одной коровы требовалось в среднем около 1.7 т сена, лошади - 2,6 т, овцы - 0,6 т. Да, это количество для большинства крестьян было недосягаемой величиной (особенно для помещичьих крестьян), т.к. сенокосных угодий было мало, особенно в центральных губерниях. Поэтому рогатый скот кормили не столько сеном, сколько яровой, овсяной, пшеничной соломой, из которой получали мелкую сечку, которую посыпали мукой и обваривали кипятком. Лошадям кроме сечки, овса и ячменя(которые выращивали) давали и сено.
Но в северных и восточных регионах было полегче, чем в центральных губерниях.
Данные о среднем поголовье скота в середняцких крестьянских хозяйствах взяты из этнографических исследований XIX-ХХ веков. Я верю этим им. И в семьях моих прадедов было несколько лошадей, а они зажиточными кулаками не были.
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
Для зимнего содержания одной коровы требовалось в среднем около 1.7 т сена, лошади - 2,6 т, овцы - 0,6 т. Да, это количество для большинства крестьян было недосягаемой величиной (особенно для помещичьих крестьян), т.к. сенокосных угодий было мало, особенно в центральных губерниях. Поэтому рогатый скот кормили не столько сеном, сколько яровой, овсяной, пшеничной соломой, из которой получали мелкую сечку, которую посыпали мукой и обваривали кипятком. Лошадям кроме сечки, овса и ячменя(которые выращивали) давали и сено.
Но в северных и восточных регионах было полегче, чем в центральных губерниях.
Данные о среднем поголовье скота в середняцких крестьянских хозяйствах взяты из этнографических исследований XIX-ХХ веков. Я верю этим им. И в семьях моих прадедов было несколько лошадей, а они зажиточными кулаками не были.
История переписки9
военно-конские переписи регулярно во всех районах, все данные известны. Если в середине века еще были хозяйства с несколькими лошадьми, то к концу их число сократилось.
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
Из мемуаров: Крестьянское хозяйство в Череповецком уезде конца XIX века – дом с железной крышей, "на участке были огород и сад с яблонями, малиной и смородиной. В хозяйстве имелось несколько лошадей, коров, овец, кур. Свиней не держали – не умели. Посевы составляли не менее 3-4 гектаров, ещё покос для сена, общественный выгон. Это было нормальное хозяйство, называлось – «середняцкое»".
История переписки3
Кому тогда они лошадей в аренду давали, если таких нормальных хозяйств основная масса? Арендодателей всегда гораздо меньше, чем арендаторов.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Коза-дереза
Коза-дереза
1 лошадь, 3 коровы, свиньи, козы, птица, 9 детей... Семья моей прабабки была единственной зажиточной семьей на всю деревню. В 30-х их предупредили, что будут раскулачивать, и они сбежали, бросив все хозяйство.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
История переписки2
Может, одной семьёй пара домов называлась, вместе с взрослыми детьми, у которых уже свои семьи? Три коня точно перебор...
Енотик гугенотик, 1 ребенокВ ответ на Коза-дереза
Коза-дереза
1 лошадь, 3 коровы, свиньи, козы, птица, 9 детей... Семья моей прабабки была единственной зажиточной семьей на всю деревню. В 30-х их предупредили, что будут раскулачивать, и они сбежали, бросив все хозяйство.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
История переписки2
совсем бедные были зажиточные в местах вашей прабабки. "наши" кулаки держали и лошадей по несколько, и всякие маслобойки-косилки и прочие современные штуки. и батраков нанимали не по одному. видимо от местности зависит
Елена ВасиленкоВ ответ на Коза-дереза
Коза-дереза
1 лошадь, 3 коровы, свиньи, козы, птица, 9 детей... Семья моей прабабки была единственной зажиточной семьей на всю деревню. В 30-х их предупредили, что будут раскулачивать, и они сбежали, бросив все хозяйство.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
История переписки2
Бабушка и дед моей свекрови тоже зажиточными были. Уж что в хозяйстве было - не знаю, но история случилась такая: их предупредили, что будут раскулачивать, а их с Украины (Черниговская область) отправят в Сибирь. Перед самым отъездом, в ночь случился пожар в деревне, выгорела улица и их хозяйство тоже (не поджог, огонь пепекинулся с соседних домов). Так они и остались на своей родине, в нищете. Жили долго в баньке 2х2 метра всей семьей.
Евдокия
Самой большой заботой крестьян была заготовка кормов на зиму. Заготовить необходимое количества сена для скота для большинства крестьян было недосягаемой величиной, особенно в Центральных губерниях, где почти вся земля была распахана. Скот приходилось кормить не столько сеном, сколько яровой, овсяной и пшеничной соломой. Лошадей кормили лучше, чем коров и овец, чтобы весной они могли справиться с пахотными работами.
К животным относились бережно: старались их по возможности хорошо кормить, поить, давали им ласковые клички. Новорождённых телят держали дома, берегли от падежа. Рождение жеребёнка, телёнка, ягнёнка считали счастьем. Во время отёла свершали множество магических действий.
Гибель животного, особенно лошади или коровы, оплакивалась почти так же, как смерть человека. В русских деревнях падеж скота был довольно частым явлением. Болезни объясняли не только естественными причинами, но и воздействием сверхъестественных сил. Для сохранения скота существовало много обрядов.

Евдокия
В русском народе была сильна вера в святых покровителей домашних животных (это сохранилось с языческих времён) Главным считался святой Власий (11/24 февраля). Верили, что он заботится обо всех домашних животных, но особенно любит коров. Покровителями коров считали также святую Агафью Коровницу (5/18 февраля) и святого Вуколу Телятника (6/19 февраля).
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском народе была сильна вера в святых покровителей домашних животных (это сохранилось с языческих времён) Главным считался святой Власий (11/24 февраля). Верили, что он заботится обо всех домашних животных, но особенно любит коров. Покровителями коров считали также святую Агафью Коровницу (5/18 февраля) и святого Вуколу Телятника (6/19 февраля).
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Святой Георгий скорее покровитель земледельцев. Помните: "... вот тебе, бабушка, и Юрьев день"?
Александра СуслинаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Святой Георгий скорее покровитель земледельцев. Помните: "... вот тебе, бабушка, и Юрьев день"?
История переписки2
Святой Георгий - "многостаночник" :) Он покровительствует воинам и путешественникам, земледельцам и скотоводам.
Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.
Именно с днем празднования памяти великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами, в том числе лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец. Этот день отмечается как праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на поля, пастухов угощали сытной яичницей, наделяли холстом и деньгами. Домашние животные в этот день "праздновали", поэтому запрещалось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки.