Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Tetyana NekrasovaВ ответ на Елена Меркушина
Елена Меркушина
Я могу только про Тульскую и Рязанские губерни сказать, есть 2 примера. В Тульской, деревня никогда не была под барином, вольная - под домом 13-16 соток + огород 14-16 соток и у моих было 6 га пахоты, это как было при царе, так при советах и осталось(ну кроме пахоты, это отобрали). В Рязанской, барская деревня, там даже фамилии у всех были по барину(одна на всю деревню), так же как и в Тульской 13-16 соток под домом + 14-16 под картошку или лук. Так что 10-15 грядок это неочем, большую семью с них не накормишь, под домом был так называемый овощник - где как раз были посажены морковь, огурцы, свекла и т.д, собственно так же и сейчас в деревнях.
История переписки4
Согласна. 10-15 грядок под один овощ - да (кроме картофеля), но не под все. Там же, кроме всего прочего, и кормовую свеклу для животных посадить нужно... Разве что грядки длиною Тула-Москва))
Tetyana NekrasovaВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Согласна. 10-15 грядок под один овощ - да (кроме картофеля), но не под все. Там же, кроме всего прочего, и кормовую свеклу для животных посадить нужно... Разве что грядки длиною Тула-Москва))
История переписки5
Да и появился картофель только в 18-м веке у нас.
Пошевел ПервыйВ ответ на Евдокия
Евдокия
Рядом с домом крестьяне разбивали огород, на котором выращивали овощи. «Огород для семьи подмога».
Огород состоял из 10-15 грядок, работали на нём женщины и дети, мужчины только копали грядки. «Огород – бабий доход». Женщины готовили рассаду, высаживали её, поливали, пропалывали и убирали урожай.
На огородах выращивали капусту, картофель, репу, морковь, свёклу, редьку, огурцы, лук, чеснок, горох, мак. Сажали и «поваренные травы»: укроп, тмин, цикорий, сельдерей, горчицу, портулак, салат, петрушку.
Посадка и уборка овощей часто обставлялась различными обрядовыми действиями.
В питании русских людей овощи были важнейшими продуктами питания, наряду с хлебом. Во многих областях России овощные блюда были главными на столе.

Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
Елена Меркушина, 4 ребенкаВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
История переписки2
Так выбор овощей то был не богат, а труд физический, мясо практически не было, вот и жили хлебом, с ним сытнее. Посты не даром придуманы, жрать было нечего, вот постились((
Tetyana NekrasovaВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
История переписки2
Больше труда, и хранить сложнее. И картофеля еще не было. И тяжелый физический труд - ноги протянуть можно на капусте-морковке. Да, а живность чем кормить без зерна?
Рыжим_можно_всёВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
История переписки2
Больше, гораздо больше. Та же капуста - растение-водохлёб, чуть не ведро воды в день одной капустине надо. У бабки моей сотки полторы-две под капусту было, вечерами мне хотелось там лечь и помереть прямо на грядке, потому что приходилось ведром воду таскать из ближайшего водоёма.
Вячеслав, 2 ребенкаВ ответ на Рыжим_можно_всё
Рыжим_можно_всё
Больше, гораздо больше. Та же капуста - растение-водохлёб, чуть не ведро воды в день одной капустине надо. У бабки моей сотки полторы-две под капусту было, вечерами мне хотелось там лечь и помереть прямо на грядке, потому что приходилось ведром воду таскать из ближайшего водоёма.
История переписки3
Мне вот всё интересно, сейчас на даче беру тачанку и цестерны литров по 30, и на тачанке за раз привожу очень много воды, и вот не помню что бы в деревнях так делали, неужели на себе таскать удобнее?
Рыжим_можно_всёВ ответ на Вячеслав
Вячеслав
Мне вот всё интересно, сейчас на даче беру тачанку и цестерны литров по 30, и на тачанке за раз привожу очень много воды, и вот не помню что бы в деревнях так делали, неужели на себе таскать удобнее?
История переписки4
Если от водоёма метров 200 и тачанки нет, приходится вёдрами таскать. Если б дальше, вешала бы вёдра на велосипед, и ещё какую-нибудь приспособу из пластика вешала бы.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
История переписки2
Вот что за дурацкий ассоциативный ряд у меня? Почитала эту тему и пошла жарить картошку на сале в десять вечера)) Без хлеба есть буду, поберегу фигуру))
Александра СуслинаВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
История переписки2
Хлеб - это спасение рода человеческого. У славян хлеб назывался житом, дающим жизнь. Продукты из зерна давали возможность не просто прожить одну зиму, но и не умереть в следующие. Урожай делился на 3 или 4 части. Одна часть - съедалась зимой, другая - сберегалась для следующего посева, а остальное хранилось в больших глиняных сосудах - корчагах - на случай голода, неурожая, войны. Храниться это зерно могло годами, потому так радовались собранному большому урожаю. На какой срок вы можете в деревне запасти овощи?молоко?мясо? А зерно - это запас еды надолго.
Сумашедшая белкаВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
История переписки2
Не знаю, я понимаю, что даже лет 100 назад я бы не прожила и умерла от голода, т.к. я питаюсь только мясом
Евдокия
Работа на земле была тяжёлой. В своей основной массе русские крестьяне не знали об опытах передовых агрономах XVIII-XIX веков, о тех нововведениях, которые могли бы облегчить их тяжёлый труд и получить более высокие урожаи. Все агротехнические новшества, которые им пытались вводить помещики и земские деятели, воспринимались крестьянами с большим недоверием, независимо от их качества и назначения. Первые сельскохозяйственные машины, например, появились в богатых крестьянских хозяйствах только в начале ХХ века. Крайнюю степень недоверия проявляли старообрядцы, которые верили, что при уменьшении труда в земледелии человек будет недостоин того, чтобы Господь дал ему урожай.
Крестьяне ориентировались на традиционный уклад жизни: «Как деды, так и мы». Они считали, что хорошо только то, что «заведено искони». Больше всего они ценили стабильность, а «барские новшества», по их мнению, придавали жизни неустойчивость, ощущение риска, соответственно, и не принимались.

Евдокия
Вместе с тем крестьянская аграрная культура находилась на достаточно высоком уровне. В её основе лежали глубокие эмпирические знания, передаваемые из поколения в поколение. Они накапливались, проверялись, корректировались на протяжении не одной сотни лет.
Русские крестьяне обладали прекрасным знанием природных явлений, которое позволяло им удачно выбрать место для пашни в лесу или степи, определить сроки пахоты, сева и жатвы. Они располагали огромным запасом знаний о восстановлении плодородия почвы. Они понимали, что культуры необходимо чередовать на одном поле, по-разному подготавливали почву под посев.
Крестьянские орудия труда были примитивными, но разнообразны и хорошо приспособлены к различным почвенно-климатическим условиям и системе земледелия, характерной для той или иной местности. Эти знания были доступны любой крестьянской семье. Однако в каждом селе были крестьяне, которые особо отличались знаниями сельскохозяйственного дела. К таким людям прислушивались, спрашивали совета.

Евдокия
Чтобы понять отношение крестьян к работе на земле надо знать их мировоззрение.
Крестьяне считали землю живым существом – «землёй-матушкой». По их мнению, земля, как человек может плакать, кричать, молить. Земля – мать всего сущего, женское производящее начало. Земля по-матерински относится к своим детям. Она скорбит о несчастьях, выпавших на их долю, плачет перед кровавой битвой, жалея мужчин, которым суждено погибнуть, переживает за детей, оставшихся без отца и матери. Крестьяне жалели землю, которая вынашивает для них урожай, терпя муки.
В этом почитании земли состояли и все обряды. Они проводились обычно в весенне-летнее время, когда земля находилась в полном цвету или приносила плоды. Наиболее яркими были так называемые именины земли (в разных губерниях разные дни). В свои именины, считали крестьяне, землю нельзя тревожить ни сохой, ни лопатой, ни палкой. «Грешно обижать её кормилицу - осерчает». В эти дни крестьяне устраивали праздник.

Евдокия
Скотоводство
Сложно представить крестьянское хозяйство без животных. Скот использовался как тягловая сила, навозом удобряли землю и это было основным удобрением. Животные давали молоко, мясо, шерсть, кожу.
Основные крестьянские животные – лошадь и корова. Лошадь считалась богатством крестьянина. Обычно одну и ту же лошадь использовали и для работы и для праздничного выезда семьи (например, на ярмарку). Выездные лошади., т.е. лошади предназначенные для лёгких упряжек, были только в состоятельных семьях. Кони для верховой езды – только у казаков.
Корова была вторым по значению животным – «корова – кормилица-поилица».

Евдокия
В крестьянских хозяйствах держали овец, из их шерсти делали толстое сукно или войлок. Козы встречались реже, в основном в Пензенской и Оренбургской губерниях, где был развит промысел по вязанию платков из козьего пуха. В большинстве губерний России разведением коз занимались лишь очень бедные крестьяне, небогатые горожане, бездетные старики, которым было трудно содержать корову, а козы отличались неприхотливостью к корму и плодовитостью.
Держали в хозяйствах и свиней, хотя в старообрядческой среде северных сибирских деревень они считались животными погаными (это связано с евангельской легендой).

Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В крестьянских хозяйствах держали овец, из их шерсти делали толстое сукно или войлок. Козы встречались реже, в основном в Пензенской и Оренбургской губерниях, где был развит промысел по вязанию платков из козьего пуха. В большинстве губерний России разведением коз занимались лишь очень бедные крестьяне, небогатые горожане, бездетные старики, которым было трудно содержать корову, а козы отличались неприхотливостью к корму и плодовитостью.
Держали в хозяйствах и свиней, хотя в старообрядческой среде северных сибирских деревень они считались животными погаными (это связано с евангельской легендой).

А что за легенда?
ЕвдокияВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
А что за легенда?
История переписки2
По евангельской легенде, в свиней вселились бесы, изгнанные Иисусом Христом из бесноватого.
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
По евангельской легенде, в свиней вселились бесы, изгнанные Иисусом Христом из бесноватого.
История переписки3
Понятно. Вообще к свиньям отношение что у мусульман, что у иудеев нехорошее.
ЕвдокияВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Понятно. Вообще к свиньям отношение что у мусульман, что у иудеев нехорошее.
История переписки4
И русские крестьяне к свинье относились как к нечистому животному. Её далеко не все разводили. Был обычай подавать на стол поросёнка в день святого Василия Кесарийского (1/14 января) - до революции день Василия был Новым годом, для нас - старый Новый год. Это рассматривалось как своеобразное разрешение на использование в пищу мяса свиньи. Крестьяне говорили: "Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь подпалит, а Василий зимний опалит". Хитрые))
Мадам Н.Д.В ответ на Евдокия
Евдокия
И русские крестьяне к свинье относились как к нечистому животному. Её далеко не все разводили. Был обычай подавать на стол поросёнка в день святого Василия Кесарийского (1/14 января) - до революции день Василия был Новым годом, для нас - старый Новый год. Это рассматривалось как своеобразное разрешение на использование в пищу мяса свиньи. Крестьяне говорили: "Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь подпалит, а Василий зимний опалит". Хитрые))
История переписки5
Самый забой свиней был как раз в Рождество и Новый год, это и хозяйственно понятно- свиньи за осень подрастали, а кормить дальше их особо зимой нечем было. Оставляли только производителей и свиноматок с маленькими поросятами. У нас тетя жила в своем доме, постоянно держала свинку, так и делала и нам так объясняла.
Мадам Н.Д.В ответ на Евдокия
Евдокия
По евангельской легенде, в свиней вселились бесы, изгнанные Иисусом Христом из бесноватого.
История переписки3
Исцеление Гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-37): Чудо было совершено в стране, лежавшей на восточном берегу Галилейского озера, называемой Гадаринской (у Марка и Луки) или Гергесинской (у Матфея). На берегу Иисуса и его учеников встретил бесноватый (у Матфея упоминается двое бесноватых). Бесы просили Иисуса, чтобы он «не высылал их вон из страны той», а пустил их в стадо пасущихся рядом свиней. Иисус позволил им это, и «всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». По утверждению Марка, погибло около двух тысяч свиней.
Евдокия
В среднем по зажиточности хозяйстве (не бедном!) северных и центральных губерний Европейской России обычно насчитывалось 2-3 лошади, 2-3 коровы, пара телят, от 2 до 10 овец. В южных губерниях условия для разведения скота были более благоприятные, соответственно в хозяйстве могло быть больше животных. Уровень скотоводства у помещичьих крестьян был значительно ниже.
Уходом за домашними животными занималась вся семья. Женщины ухаживали за коровами, овцами, свиньями, приготавливали и подавали им корм, убирали в хлевах, доили коров и коз, стригли овец, выращивали молодых животных. В полном ведении мужчин находились лошади.

Коза-дерезаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В среднем по зажиточности хозяйстве (не бедном!) северных и центральных губерний Европейской России обычно насчитывалось 2-3 лошади, 2-3 коровы, пара телят, от 2 до 10 овец. В южных губерниях условия для разведения скота были более благоприятные, соответственно в хозяйстве могло быть больше животных. Уровень скотоводства у помещичьих крестьян был значительно ниже.
Уходом за домашними животными занималась вся семья. Женщины ухаживали за коровами, овцами, свиньями, приготавливали и подавали им корм, убирали в хлевах, доили коров и коз, стригли овец, выращивали молодых животных. В полном ведении мужчин находились лошади.

1 лошадь, 3 коровы, свиньи, козы, птица, 9 детей... Семья моей прабабки была единственной зажиточной семьей на всю деревню. В 30-х их предупредили, что будут раскулачивать, и они сбежали, бросив все хозяйство.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
ЕвдокияВ ответ на Коза-дереза
Коза-дереза
1 лошадь, 3 коровы, свиньи, козы, птица, 9 детей... Семья моей прабабки была единственной зажиточной семьей на всю деревню. В 30-х их предупредили, что будут раскулачивать, и они сбежали, бросив все хозяйство.
По тексту складывается ощущение, что зажиточными были почти все. А в реальности как раз именно в северных губерниях их единицы.
История переписки2
Из мемуаров: Крестьянское хозяйство в Череповецком уезде конца XIX века – дом с железной крышей, "на участке были огород и сад с яблонями, малиной и смородиной. В хозяйстве имелось несколько лошадей, коров, овец, кур. Свиней не держали – не умели. Посевы составляли не менее 3-4 гектаров, ещё покос для сена, общественный выгон. Это было нормальное хозяйство, называлось – «середняцкое»".