Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Ошибаетесь. Это довоенный, сталинский «Доктор Айболит».
Ошибаетесь. Это довоенный, сталинский «Доктор Айболит».
У вас появился шанс стать суперзнатоком. Факты эти немногим известны. Первый, зрительный, можно раскопать относительно просто, если внимательно смотреть: это надпись The Beatles на стене заполненного желтой листвой бассейна в парке, куда приходит Моро искать Спартака под музыку Магомаева. Её не сразу заметишь, потому что надпись частично заслоняет паренек, который стоит слева от тусовки, оккупировавшей скамейку (этот паренек мой племяш). Но паренёк переминается, и надпись ясно видно. Другой момент посложнее: это условный свист, которым Геннадий Люй с бутылкой кефира в руке подзывает Спартака в зоопарке. Свист этот – мелодия песни "From Me To You". Он стал условным свистом нашего двора в Алма-Ате еще в моем детстве, в 60-х годах. Тут я и отдал дань детству и неосуществленному фильму "Король Брода" о тех временах, который мечтал снять с Цоем (наша самая первая встреча с Цоем и Каспаряном была именно об этом фильме, сюжет которой я им рассказал). Третий момент самый сложный, и об этом знали только считанные люди: мой звукооператор, мой брат, Виктор и может быть еще кто-то, кому мог сказать. Когда Моро возвращается после драки с наркоманами в квартиру, где по телевизору слышно "Доктора Айболита", он открывает дверь в кухню.
У вас появился шанс стать суперзнатоком. Факты эти немногим известны. Первый, зрительный, можно раскопать относительно просто, если внимательно смотреть: это надпись The Beatles на стене заполненного желтой листвой бассейна в парке, куда приходит Моро искать Спартака под музыку Магомаева. Её не сразу заметишь, потому что надпись частично заслоняет паренек, который стоит слева от тусовки, оккупировавшей скамейку (этот паренек мой племяш). Но паренёк переминается, и надпись ясно видно. Другой момент посложнее: это условный свист, которым Геннадий Люй с бутылкой кефира в руке подзывает Спартака в зоопарке. Свист этот – мелодия песни "From Me To You". Он стал условным свистом нашего двора в Алма-Ате еще в моем детстве, в 60-х годах. Тут я и отдал дань детству и неосуществленному фильму "Король Брода" о тех временах, который мечтал снять с Цоем (наша самая первая встреча с Цоем и Каспаряном была именно об этом фильме, сюжет которой я им рассказал). Третий момент самый сложный, и об этом знали только считанные люди: мой звукооператор, мой брат, Виктор и может быть еще кто-то, кому мог сказать. Когда Моро возвращается после драки с наркоманами в квартиру, где по телевизору слышно "Доктора Айболита", он открывает дверь в кухню.
Песню исполняет Муслим Магомаев, а вот название ее я не знаю. Я попросил своего звукооператора Андрея Влазнева найти редкую песню 60-х, и он нашел её в фонотеке Казахфильма.
Что Вы знаете о записанной музыке к фильму? Правда ли, что было несколько версий?
Музыки было записано с большим запасом. Естественно, не вся она вошла в фильм. Так что вполне могут быть куски, которых вы не услышите в "Игле". Не знаю, из какого именно источника записана звуковая дорожка у поклонников. Мастер-бобина хранилась у Виктора, её точная копия для монтажа - на "Казахфильме". Так что версия была одна.
Песню исполняет Муслим Магомаев, а вот название ее я не знаю. Я попросил своего звукооператора Андрея Влазнева найти редкую песню 60-х, и он нашел её в фонотеке Казахфильма.
Что Вы знаете о записанной музыке к фильму? Правда ли, что было несколько версий?
Музыки было записано с большим запасом. Естественно, не вся она вошла в фильм. Так что вполне могут быть куски, которых вы не услышите в "Игле". Не знаю, из какого именно источника записана звуковая дорожка у поклонников. Мастер-бобина хранилась у Виктора, её точная копия для монтажа - на "Казахфильме". Так что версия была одна.
Не имеет смысла спорить с теми, кто считает Иглу фильмом о наркомании. Пусть он будет для них о наркомании, ради бога. Это хорошо. Даже если ни для меня, ни для Цоя, ни для Мамонова с Башировым он не был о наркомании, пусть у каждого будет своя правда. Так веселее.
Не имеет смысла спорить с теми, кто считает Иглу фильмом о наркомании. Пусть он будет для них о наркомании, ради бога. Это хорошо. Даже если ни для меня, ни для Цоя, ни для Мамонова с Башировым он не был о наркомании, пусть у каждого будет своя правда. Так веселее.
Идея «совести»… Наверное, вы правы. Когда оглядываешься назад, понимаешь, что она имела важное место в работе. Я и политикой-то занялся только поэтому: не мог спокойно наблюдать, как достоинство моей страны насилуется и втаптывается в грязь её «вождями». И все же при работе об этом не думаешь. Ни у Цоя, ни у меня никакой «высшей идеи» не было. Мы просто понимали, что каждый из нас нормальный парень, нам было легко вместе - и в жизни, и на съемках (которую мы от жизни не отделяли) - и никаких мучительных вопросов о бесцельно прожитых годах, часах и минутах не возникало. Прямо наоборот. И этого было достаточно. Не берусь судить, насколько удачна в этом смысле «Игла», но именно это было главным для меня при её создании. Впрочем, как и в других вещах, которыми я когда-либо занимался.
Идея «совести»… Наверное, вы правы. Когда оглядываешься назад, понимаешь, что она имела важное место в работе. Я и политикой-то занялся только поэтому: не мог спокойно наблюдать, как достоинство моей страны насилуется и втаптывается в грязь её «вождями». И все же при работе об этом не думаешь. Ни у Цоя, ни у меня никакой «высшей идеи» не было. Мы просто понимали, что каждый из нас нормальный парень, нам было легко вместе - и в жизни, и на съемках (которую мы от жизни не отделяли) - и никаких мучительных вопросов о бесцельно прожитых годах, часах и минутах не возникало. Прямо наоборот. И этого было достаточно. Не берусь судить, насколько удачна в этом смысле «Игла», но именно это было главным для меня при её создании. Впрочем, как и в других вещах, которыми я когда-либо занимался.
Это и сон, и иллюзия, и реальная поездка – всё вместе. Если припомните, то первый фрагмент этого эпизода Моро видит во сне в начале фильма, когда он задремал на кровати в квартире Дины – он выплыл из перемешавшихся со сном телевизионных кадров. Точно так же вы имеете право трактовать всю поездку к морю как продолжение этого сна. Ведь если выкинуть поездку, то получается непрерывное действие: Моро ночью вернулся в квартиру Дины, застав её вмазавшейся. Она просит его увезти её на море. Потом они просыпаются следующим утром в кровати, Моро говорит: "Завтра уедем отсюда". И тут приходит доктор Артур. Можно предположить, что эта поездка - лишь сон после вмазки Дины. Однако вполне возможно представить, что все это случилось наяву. Аральское море – это не сон, это суровая реальность. И в сценарии эта поездка выписана именно как реальность. Поэтому я оставляю этот вопрос полностью на толкование зрителя.
Это и сон, и иллюзия, и реальная поездка – всё вместе. Если припомните, то первый фрагмент этого эпизода Моро видит во сне в начале фильма, когда он задремал на кровати в квартире Дины – он выплыл из перемешавшихся со сном телевизионных кадров. Точно так же вы имеете право трактовать всю поездку к морю как продолжение этого сна. Ведь если выкинуть поездку, то получается непрерывное действие: Моро ночью вернулся в квартиру Дины, застав её вмазавшейся. Она просит его увезти её на море. Потом они просыпаются следующим утром в кровати, Моро говорит: "Завтра уедем отсюда". И тут приходит доктор Артур. Можно предположить, что эта поездка - лишь сон после вмазки Дины. Однако вполне возможно представить, что все это случилось наяву. Аральское море – это не сон, это суровая реальность. И в сценарии эта поездка выписана именно как реальность. Поэтому я оставляю этот вопрос полностью на толкование зрителя.
Еще одна подсказка - там же в начале этот женский голос добавляет: "не забудьте обратить внимание на употребление времён". Я всё действие разбил по часам и минутам. Если вы уберете поездку к морю, то по этим часам увидите, что весь фильм занял двое суток. Однако, всё в той же доктрине "пустого действия", я не стал указывать дни недели, чтобы оставить этот вопрос открытым и допустить двойное толкование для тех, кому милее представить поездку на море как реальное. Для таких есть их собственная подсказка: "Две недели прошло" (как титр, повторенный словами Моро). Поэтому оба толкования имеют равное право на существование и зависят только от желания зрителя трактовать так или иначе. Как и сам финал: можно считать, что Моро погиб, а можно надеяться на то, что он добрел до больницы, которая была всего в двух кварталах от того места. В фразе в конце фильма тоже есть свой маленький секрет.
Еще одна подсказка - там же в начале этот женский голос добавляет: "не забудьте обратить внимание на употребление времён". Я всё действие разбил по часам и минутам. Если вы уберете поездку к морю, то по этим часам увидите, что весь фильм занял двое суток. Однако, всё в той же доктрине "пустого действия", я не стал указывать дни недели, чтобы оставить этот вопрос открытым и допустить двойное толкование для тех, кому милее представить поездку на море как реальное. Для таких есть их собственная подсказка: "Две недели прошло" (как титр, повторенный словами Моро). Поэтому оба толкования имеют равное право на существование и зависят только от желания зрителя трактовать так или иначе. Как и сам финал: можно считать, что Моро погиб, а можно надеяться на то, что он добрел до больницы, которая была всего в двух кварталах от того места. В фразе в конце фильма тоже есть свой маленький секрет.
Я часы ввел уже после того, как закончились съемки, и первый вариант монтажа был собран. Чего-то мне не хватало в собранном фильме. И тут совершенно интуитивно я понял: физического течения времени, неумолимого отсчета минут и секунд до финального удара ножом в живот. Определил места, куда хотелось вклеить циферблат, и прикинул примерное время суток для каждого эпизода. Потом дома брат поставил камеру перед электронными часами, и я их быстро пощелкал. Время, опять же, чисто интуитивно набирал. По поводу смены времен года. Строго говоря, лета в "Игле" нет. Самый первый кадр был снят в Москве в сентябре. Аральское море - в октябре, Алма-Ата - ноябрь-декабрь, с финальной сценой в январе. Если представлять все действие в двух днях - то это вполне мог быть ноябрь. Погода в Алма-Ате в этом месяце может смениться в течение двух дней с солнечной на пасмурную, со снегопадом к исходу второго вечера. Вот как это происходит в "Игле": первый день в городе солнечный и теплый. К вечеру холодает (пар изо рта Спартака помните во время сцены в ёлках?), а на следующее утро идет дождь (его слышно за кадром, когда они просыпаются после воображаемой поездки к морю).
Я часы ввел уже после того, как закончились съемки, и первый вариант монтажа был собран. Чего-то мне не хватало в собранном фильме. И тут совершенно интуитивно я понял: физического течения времени, неумолимого отсчета минут и секунд до финального удара ножом в живот. Определил места, куда хотелось вклеить циферблат, и прикинул примерное время суток для каждого эпизода. Потом дома брат поставил камеру перед электронными часами, и я их быстро пощелкал. Время, опять же, чисто интуитивно набирал. По поводу смены времен года. Строго говоря, лета в "Игле" нет. Самый первый кадр был снят в Москве в сентябре. Аральское море - в октябре, Алма-Ата - ноябрь-декабрь, с финальной сценой в январе. Если представлять все действие в двух днях - то это вполне мог быть ноябрь. Погода в Алма-Ате в этом месяце может смениться в течение двух дней с солнечной на пасмурную, со снегопадом к исходу второго вечера. Вот как это происходит в "Игле": первый день в городе солнечный и теплый. К вечеру холодает (пар изо рта Спартака помните во время сцены в ёлках?), а на следующее утро идет дождь (его слышно за кадром, когда они просыпаются после воображаемой поездки к морю).
Мне как раз интереснее мнение о недостатках, ведь о достоинствах было сказано выше крыши за все эти годы. Я понимаю, что личность Виктора трудно отделить от фильма – это одна неделимая ткань. В то же самое время этот фильм – моя глубокая, персональная фантазия, я творил его, как хотел, с полной, безусловной свободой, и ни одного кадрика или звука в нем не вставлено или убрано кем-либо, кроме меня (если не считать износа, порыва и переклейки копий киномеханиками). Ваше преимущество как зрителя: вы не знаете меня как личность, и поэтому вам нет нужды от неё абстрагироваться. Просто попробуйте довериться интуитивному чувству и понять, что в фильме вызывает неприятие. Что бы вы сделали по-другому? Я понимаю, что на свете нет двух персон, дышащих в полный унисон, потому нет и одной истины, но сверка дыхания всегда интересна, особенно между теми, кто дышит в близком ритме.
Мне как раз интереснее мнение о недостатках, ведь о достоинствах было сказано выше крыши за все эти годы. Я понимаю, что личность Виктора трудно отделить от фильма – это одна неделимая ткань. В то же самое время этот фильм – моя глубокая, персональная фантазия, я творил его, как хотел, с полной, безусловной свободой, и ни одного кадрика или звука в нем не вставлено или убрано кем-либо, кроме меня (если не считать износа, порыва и переклейки копий киномеханиками). Ваше преимущество как зрителя: вы не знаете меня как личность, и поэтому вам нет нужды от неё абстрагироваться. Просто попробуйте довериться интуитивному чувству и понять, что в фильме вызывает неприятие. Что бы вы сделали по-другому? Я понимаю, что на свете нет двух персон, дышащих в полный унисон, потому нет и одной истины, но сверка дыхания всегда интересна, особенно между теми, кто дышит в близком ритме.
Претензии Виктора сводились к двум вещам: недостаточно его музыки и излишнее хамство в сцене в больнице ("он тебя трахает" – конкретно эта фраза, он хотел её выкинуть). Это мнение он высказал при первом просмотре. Но такого, чтобы "разносить в пух и прах", не было близко. Наоборот, он был доволен результатом, а когда ему пошли одно за другим предложения сниматься, он говорил и мне, и при мне, что будет сниматься только у меня. Допускаю, что он мог говорить другие вещи другим людям, но мне такое неизвестно. Хорошо бы найти в публикациях, если есть. Что касается музыки, то практически вся она вошла в фильм. Наверное, Виктор хотел её слышать чаще и дольше, но у меня свой ритм, тут ничего не поделаешь, и он это признавал безоговорочно. Не забывайте, что фильм в то время, его стилистика, визуальная и звуковая, были необычны для нашего зрителя, и Виктор не исключение. Один из соавторов сценария, Александр Баранов, был так ошарашен, что даже потребовал категорическим тоном убрать свое имя из титров. Но потом и он въехал.
Претензии Виктора сводились к двум вещам: недостаточно его музыки и излишнее хамство в сцене в больнице ("он тебя трахает" – конкретно эта фраза, он хотел её выкинуть). Это мнение он высказал при первом просмотре. Но такого, чтобы "разносить в пух и прах", не было близко. Наоборот, он был доволен результатом, а когда ему пошли одно за другим предложения сниматься, он говорил и мне, и при мне, что будет сниматься только у меня. Допускаю, что он мог говорить другие вещи другим людям, но мне такое неизвестно. Хорошо бы найти в публикациях, если есть. Что касается музыки, то практически вся она вошла в фильм. Наверное, Виктор хотел её слышать чаще и дольше, но у меня свой ритм, тут ничего не поделаешь, и он это признавал безоговорочно. Не забывайте, что фильм в то время, его стилистика, визуальная и звуковая, были необычны для нашего зрителя, и Виктор не исключение. Один из соавторов сценария, Александр Баранов, был так ошарашен, что даже потребовал категорическим тоном убрать свое имя из титров. Но потом и он въехал.
Моро – пришло из моего проекта «Король Брода», который я писал с начала 80-х, вначале как воспоминания «бродовских» об алма-атинской жизни 60-х, затем как киносценарий, где Цой должен был сыграть этого самого Короля Брода по кличке «Моро». Кличка реальная, и за ней реальный человек, легендарная личность для узкого круга центровых ребят того времени. Моро умер при довольно темных обстоятельствах. Утонул. Дина и Артур Юсупович – по оригинальному сценарию Баранова и Килибаева. Спартак – подсказала сестра. У этого персонажа в сценарии было какое-то невнятное банальное имя, типа «Филя» или что-то в этом роде. Я хотел же найти нечто мужественное и в то же время нелепое в силу несопоставимости этой мужественности с персонажем, которого, как я сразу определил, будет играть мой вгиковский сокурсник Александр Баширов. Как-то долго не мог найти подходящее имя – всё казалось натянутым, с переборами в ту или иную сторону. И вдруг сестра помогла: назови «Спартаком», говорит - как одного нашего дальнего родственника. Мне понравилось. Архимед – это подлинное имя Архимеда Искакова, который сыграл в фильме друга Спартака.
Моро – пришло из моего проекта «Король Брода», который я писал с начала 80-х, вначале как воспоминания «бродовских» об алма-атинской жизни 60-х, затем как киносценарий, где Цой должен был сыграть этого самого Короля Брода по кличке «Моро». Кличка реальная, и за ней реальный человек, легендарная личность для узкого круга центровых ребят того времени. Моро умер при довольно темных обстоятельствах. Утонул. Дина и Артур Юсупович – по оригинальному сценарию Баранова и Килибаева. Спартак – подсказала сестра. У этого персонажа в сценарии было какое-то невнятное банальное имя, типа «Филя» или что-то в этом роде. Я хотел же найти нечто мужественное и в то же время нелепое в силу несопоставимости этой мужественности с персонажем, которого, как я сразу определил, будет играть мой вгиковский сокурсник Александр Баширов. Как-то долго не мог найти подходящее имя – всё казалось натянутым, с переборами в ту или иную сторону. И вдруг сестра помогла: назови «Спартаком», говорит - как одного нашего дальнего родственника. Мне понравилось. Архимед – это подлинное имя Архимеда Искакова, который сыграл в фильме друга Спартака.
Это был кинофестиваль "Золотой Дюк", в сентябре 1988 года. (В следующем 1989 году нас на нем не было). Это был первый кинофестиваль в длинной фестивальной истории "Иглы". А на экраны "Игла" вышла только в феврале 1989, но зато по первой категории с 1000 копий. "Золотой Дюк" проходил в Одессе под председательством Говорухина. Что-то вроде "фестиваля зрелищных фильмов". Говорухин вроде бы не очень хотел "Иглу", еще никому не известную и не вписывающуюся в привычные тогда критерии "зрелищности", да еще к тому же заявленную в фестиваль авангардного кино "Арсенал" в Риге, сразу следом за Одессой. Но кто-то продавил её участие, кажется, Кирилл Разлогов. Теплоход "Федор Шаляпин" отплывал и возвращался в Морпорт, там, где Потемкинская лестница. Мы втроем (Виктор, Наташа и я) держались особняком от всей киношной тусовки. Казалось, нас тоже все как-то сторонятся, мы чужие были, из другого мира. Но после показа "Иглы" изменилось отношение, много лестных слов пришлось услышать. Тем не менее, мы продолжали держаться особняком, пока не появился Никита Михалков – он одним вечером пришел в открытый фестивальный ресторан и прямиком сел за наш стол (это случилось уже после парохода), и потом все вчетвером ездили по региону на встречи со зрителями.
Это был кинофестиваль "Золотой Дюк", в сентябре 1988 года. (В следующем 1989 году нас на нем не было). Это был первый кинофестиваль в длинной фестивальной истории "Иглы". А на экраны "Игла" вышла только в феврале 1989, но зато по первой категории с 1000 копий. "Золотой Дюк" проходил в Одессе под председательством Говорухина. Что-то вроде "фестиваля зрелищных фильмов". Говорухин вроде бы не очень хотел "Иглу", еще никому не известную и не вписывающуюся в привычные тогда критерии "зрелищности", да еще к тому же заявленную в фестиваль авангардного кино "Арсенал" в Риге, сразу следом за Одессой. Но кто-то продавил её участие, кажется, Кирилл Разлогов. Теплоход "Федор Шаляпин" отплывал и возвращался в Морпорт, там, где Потемкинская лестница. Мы втроем (Виктор, Наташа и я) держались особняком от всей киношной тусовки. Казалось, нас тоже все как-то сторонятся, мы чужие были, из другого мира. Но после показа "Иглы" изменилось отношение, много лестных слов пришлось услышать. Тем не менее, мы продолжали держаться особняком, пока не появился Никита Михалков – он одним вечером пришел в открытый фестивальный ресторан и прямиком сел за наш стол (это случилось уже после парохода), и потом все вчетвером ездили по региону на встречи со зрителями.
Виктор Цой и Наташа Разлогова в Одессе
Виктор Цой и Наташа Разлогова в Одессе
Видеосъемок не было. "Игла" снималась на кинопленку 35мм. Все неиспользованные негативы и срезки с рабочих позитивов хранятся на "Казахфильме" один год после сдачи фильма. Затем они уничтожаются. Эта судьба постигла и "Иглу". Я действительно использовал видеокамеру до съемок, на коротких видеопробах, но эти материалы были стерты техниками тогда же. Надо было, конечно, скопировать. Но мы были слишком беспечными. Даже не подумали об этом. Но если все неиспользованные негативы сохранились, то можно было бы смонтировать забавный материал, этакую параллельную версию "Иглы". Ну, например, в той же последовательности эпизодов, но из неудавшихся дублей. Их там полно. Было бы веселое кино... Или, скажем, фильм из отснятых, но не вошедших в финальный монтаж эпизодов. И т.д. Можно было бы вполне официально запустить такую работу в монтаж.
Видеосъемок не было. "Игла" снималась на кинопленку 35мм. Все неиспользованные негативы и срезки с рабочих позитивов хранятся на "Казахфильме" один год после сдачи фильма. Затем они уничтожаются. Эта судьба постигла и "Иглу". Я действительно использовал видеокамеру до съемок, на коротких видеопробах, но эти материалы были стерты техниками тогда же. Надо было, конечно, скопировать. Но мы были слишком беспечными. Даже не подумали об этом. Но если все неиспользованные негативы сохранились, то можно было бы смонтировать забавный материал, этакую параллельную версию "Иглы". Ну, например, в той же последовательности эпизодов, но из неудавшихся дублей. Их там полно. Было бы веселое кино... Или, скажем, фильм из отснятых, но не вошедших в финальный монтаж эпизодов. И т.д. Можно было бы вполне официально запустить такую работу в монтаж.
Это его первая роль. Мы были знакомы с Петром и даже намеревались поставить спектакль "Кроткая" по Достоевскому в театре Анатолия Васильева в 1987. И когда вдруг подвернулась "Игла", у меня не было ни малейших сомнений, кто должен сыграть злодея. Кстати, первые кадры с Петром и Виктором мы сняли в сентябре в Москве на квартире Павла Хотина (клавишник "Звуков Му", в те же дни, что проход Виктора в самом начале фильма. К сожалению, эта съемка не сохранилась. Это был самый-самый первый опыт игры Петра перед камерой.
Это его первая роль. Мы были знакомы с Петром и даже намеревались поставить спектакль "Кроткая" по Достоевскому в театре Анатолия Васильева в 1987. И когда вдруг подвернулась "Игла", у меня не было ни малейших сомнений, кто должен сыграть злодея. Кстати, первые кадры с Петром и Виктором мы сняли в сентябре в Москве на квартире Павла Хотина (клавишник "Звуков Му", в те же дни, что проход Виктора в самом начале фильма. К сожалению, эта съемка не сохранилась. Это был самый-самый первый опыт игры Петра перед камерой.
8,9,15,16 - для "Иглы" не записывались. Иначе они, безусловно, в фильм вошли бы. Сам Виктор предложил начать фильм "Звездой" и закончить "Группой крови", а в середину включить только инструменталы. Все инструменталы вошли, но только по разу. Виктор ожидал, что инструментальные темы будут возвращаться периодически, но это противоречило фильму и моему стилю. Давайте я чуть подробнее об этом скажу, иначе постоянно возникает недопонимание в отношении "невошедшей" якобы музыке в "Иглу". Когда после первого просмотра Виктор задал мне вопрос, почему так скупо вошли инструменталы, я ответил: "Виктор, помнишь наши разговоры, когда я говорил тебе о принципе, открытом мной еще в архитектурном институте, и который прочно вошел в мой стиль во всем остальном? Когда я чертил и отмывал акварелью архитектурные проекты, всегда вырезал из картона длинную полосу размером во весь планшет с изображением. В середине вдоль этой полосы вырезал щель шириной в сантиметр и прикладывал к планшету. Если в этой щели появлялись хотя бы два фрагмента одинакового тона, для меня это означало, что работа не закончена, и я продолжал акварельную отмывку.
8,9,15,16 - для "Иглы" не записывались. Иначе они, безусловно, в фильм вошли бы. Сам Виктор предложил начать фильм "Звездой" и закончить "Группой крови", а в середину включить только инструменталы. Все инструменталы вошли, но только по разу. Виктор ожидал, что инструментальные темы будут возвращаться периодически, но это противоречило фильму и моему стилю. Давайте я чуть подробнее об этом скажу, иначе постоянно возникает недопонимание в отношении "невошедшей" якобы музыке в "Иглу". Когда после первого просмотра Виктор задал мне вопрос, почему так скупо вошли инструменталы, я ответил: "Виктор, помнишь наши разговоры, когда я говорил тебе о принципе, открытом мной еще в архитектурном институте, и который прочно вошел в мой стиль во всем остальном? Когда я чертил и отмывал акварелью архитектурные проекты, всегда вырезал из картона длинную полосу размером во весь планшет с изображением. В середине вдоль этой полосы вырезал щель шириной в сантиметр и прикладывал к планшету. Если в этой щели появлялись хотя бы два фрагмента одинакового тона, для меня это означало, что работа не закончена, и я продолжал акварельную отмывку.