Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

История создания фильма «Игла»

Маркиза
Огромное спасибо музыкантам Юрию Дмитриевичу Каспаряну, Игорю Рувимовичу Тихомирову, Александру Валентиновичу Титову и продюсеру проекта Александру Викторовичу Цою за возрождение группы «Кино»!  



80-е — одно из самых противоречивых и ярких десятилетий прошлого века. В том числе и в кинематографе. Пока в Голливуде набирали популярность фантастические картины с синтетическими саундтреками и подростковые ленты, в СССР кино жило другими темами. Заметно ослабевшая при Горбачеве цензура стала пропускать в кинотеатры картины, в которых поднимались ранее табуированные темы. Секс, наркотики, насилие стало возможно показывать в гораздо более натуралистичном ключе. Это нашло отражение в самых сильных лентах того времени: «Ассе», «Интердевочке», «Маленькой Вере», а еще — «Игле» Рашида Нугманова….

Андрей Загудаев

Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
209
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Как и «Асса» или «Маленькая Вера», с годами «Игла» только набирала вес и становилась лучше. Сейчас картина Нугманова — в том числе и окошко в ушедшую эпоху. Ну а для поклонников Виктора Цоя, которых с годами не становится меньше, «Игла» — это предмет культа: единственная большая роль кумира в кино!

Виктор Цой на съёмках фильма "Игла"
Маркиза
Хотя наличие Цоя в фильме не сделало его лидером проката, его гипнотический образ явно повлиял на аудиторию. В 1989 году по опросу зрителей самого популярного киножурнала СССР «Советский экран» Цоя назвали лучшим актером страны. Впервые в истории им стал музыкант: до Цоя эту награду получали такие глыбы, как Олег Янковский, Никита Михалков и Андрей Миронов, после — Дмитрий Харатьян. Сам Цой скептически относился к продолжению актерской карьеры, но не исключал, что музыка и кино будут существовать в его жизни параллельно.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Хотя наличие Цоя в фильме не сделало его лидером проката, его гипнотический образ явно повлиял на аудиторию. В 1989 году по опросу зрителей самого популярного киножурнала СССР «Советский экран» Цоя назвали лучшим актером страны. Впервые в истории им стал музыкант: до Цоя эту награду получали такие глыбы, как Олег Янковский, Никита Михалков и Андрей Миронов, после — Дмитрий Харатьян. Сам Цой скептически относился к продолжению актерской карьеры, но не исключал, что музыка и кино будут существовать в его жизни параллельно.
Маркиза
После съемок этого фильма Нугманов и Цой договорились сделать вместе еще несколько картин. Помимо продолжения «Иглы» существовали еще два проекта. Первый под названием «Дети Солнца» был определенным парафразом «Семи самураев» и «Великолепной семерки», главные роли в котором по замыслу Нугманова и Цоя должны были сыграть музыканты группы «Кино». После смерти музыканта режиссер сначала заморозил проект, но спустя год вернулся к нему и снял его уже с другими актерами и под новым названием — «Дикий Восток».

Рикошет в фильме «Дикий восток»
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
После съемок этого фильма Нугманов и Цой договорились сделать вместе еще несколько картин. Помимо продолжения «Иглы» существовали еще два проекта. Первый под названием «Дети Солнца» был определенным парафразом «Семи самураев» и «Великолепной семерки», главные роли в котором по замыслу Нугманова и Цоя должны были сыграть музыканты группы «Кино». После смерти музыканта режиссер сначала заморозил проект, но спустя год вернулся к нему и снял его уже с другими актерами и под новым названием — «Дикий Восток».

Рикошет в фильме «Дикий восток»
Маркиза
Третий проект — самый утопический и амбициозный — Нугманов придумал и написал за первые несколько дней 1990 года. Главным героем вновь был Моро из «Иглы», а события картины происходили в параллельной вселенной, в которой СССР развалился, всюду полыхает гражданская война, а последней свободной зоной является Ленинград. Персонаж Цоя проникает в город, чтобы добраться до гражданского аэропорта и улететь из страны. Но по ходу передвижений Моро решит спасти девочку Алису и «оказывается вовлеченным в эпицентр заговора по захвату власти монархистом-диктатором». Проект назывался «Цитадель смерти».

Рашид Нугманов
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Третий проект — самый утопический и амбициозный — Нугманов придумал и написал за первые несколько дней 1990 года. Главным героем вновь был Моро из «Иглы», а события картины происходили в параллельной вселенной, в которой СССР развалился, всюду полыхает гражданская война, а последней свободной зоной является Ленинград. Персонаж Цоя проникает в город, чтобы добраться до гражданского аэропорта и улететь из страны. Но по ходу передвижений Моро решит спасти девочку Алису и «оказывается вовлеченным в эпицентр заговора по захвату власти монархистом-диктатором». Проект назывался «Цитадель смерти».

Рашид Нугманов
Маркиза
С этим сценарием Нугманов на волне популярности после «Иглы» отправился вместе с Цоем на фестиваль «Санденс». Там он познакомился с продюсером Эдом Прессманом, который, в свою очередь познакомил Нугманова с Уильямом Гибсоном, тем самым «отцом киберпанка». В Сан-Франциско Нугманов показал ему «Иглу», напоил джином с тоником, и они решили вместе поработать над сценарием. По словам Нугманова, главный вклад Гибсона был в том, что он придумал «механического паука, заряженного атомной бомбочкой» по имени Boris The Spider, а также переименовал главного злодея из Безумного Шляпника в Доктора Друга и сделал его вместо директора завода популярным телеведущим. На эту роль Нугманов хотел пригласить лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна, который также должен был поучаствовать в создании саундтрека вместе с Цоем и «Кино».

Рашид Нугманов
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
С этим сценарием Нугманов на волне популярности после «Иглы» отправился вместе с Цоем на фестиваль «Санденс». Там он познакомился с продюсером Эдом Прессманом, который, в свою очередь познакомил Нугманова с Уильямом Гибсоном, тем самым «отцом киберпанка». В Сан-Франциско Нугманов показал ему «Иглу», напоил джином с тоником, и они решили вместе поработать над сценарием. По словам Нугманова, главный вклад Гибсона был в том, что он придумал «механического паука, заряженного атомной бомбочкой» по имени Boris The Spider, а также переименовал главного злодея из Безумного Шляпника в Доктора Друга и сделал его вместо директора завода популярным телеведущим. На эту роль Нугманов хотел пригласить лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна, который также должен был поучаствовать в создании саундтрека вместе с Цоем и «Кино».

Рашид Нугманов
Маркиза
Вот как вспоминал о встрече с Нугмановым сам Гибсон: «Кто-то спрашивал о Викторе Цое из «Кино» . Меня однажды познакомили с молодым казахским режиссером Рашидом Нугмановым, автором фильма «Игла» с Виктором Цоем — драмой, снятой, как я полагаю, в родном городе Рашида Алма-Ате и на Аральском море (или на том, что от него осталось) — типа «мертвой зоны», по которой идет Кейс в «Распознавании образов». Рашид дал мне видеокассету с «Иглой» и кассету с записями «Кино». Мне сразу же понравилась и музыка, и то, как Цой выглядит в фильме. Он был наполовину русский, наполовину кореец, довольно симпатичный и очевидно, также увлекался боевыми искусствами, как и музыкой. Он был весьма харизматичный. Американский продюсер выразил интерес к тому, чтобы сделать совместный советско-американский фильм с Цоем, и мы с Рашидом начали работать над сюжетом. Но когда пришло время засесть за сценарий всерьез (для чего надо было ехать в Россию), я был очень занят работой над романом. Так как я не смог поехать, но мой интерес к этому странному проекту не исчез, я отправил своего друга Джека Уомака. Джек поехал вместо меня в Россию (обратите внимание на его чудесный роман Let’s Put The Future Behind Us, чтобы понять, что ему довелось там увидеть). Трагическая смерть Виктора в автокатастрофе поставила крест на этом проекте, но к тому времени группа «Кино» заняла свое место в моей персональной фонотеке.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Вот как вспоминал о встрече с Нугмановым сам Гибсон: «Кто-то спрашивал о Викторе Цое из «Кино» . Меня однажды познакомили с молодым казахским режиссером Рашидом Нугмановым, автором фильма «Игла» с Виктором Цоем — драмой, снятой, как я полагаю, в родном городе Рашида Алма-Ате и на Аральском море (или на том, что от него осталось) — типа «мертвой зоны», по которой идет Кейс в «Распознавании образов». Рашид дал мне видеокассету с «Иглой» и кассету с записями «Кино». Мне сразу же понравилась и музыка, и то, как Цой выглядит в фильме. Он был наполовину русский, наполовину кореец, довольно симпатичный и очевидно, также увлекался боевыми искусствами, как и музыкой. Он был весьма харизматичный. Американский продюсер выразил интерес к тому, чтобы сделать совместный советско-американский фильм с Цоем, и мы с Рашидом начали работать над сюжетом. Но когда пришло время засесть за сценарий всерьез (для чего надо было ехать в Россию), я был очень занят работой над романом. Так как я не смог поехать, но мой интерес к этому странному проекту не исчез, я отправил своего друга Джека Уомака. Джек поехал вместо меня в Россию (обратите внимание на его чудесный роман Let’s Put The Future Behind Us, чтобы понять, что ему довелось там увидеть). Трагическая смерть Виктора в автокатастрофе поставила крест на этом проекте, но к тому времени группа «Кино» заняла свое место в моей персональной фонотеке.
Иногда я думаю о том, чего мог бы добиться Виктор, если бы не погиб, ведь он был исключительно талантлив. Атмосфера сквота в «Распознавании образов» — эти бесконечные вечеринки и чувство какой-то одухотворенности, обязаны в том числе воспоминаниям Рашида, музыке «Кино» и опыту Джека. Идея Рашида для фильма, который мы так и не сняли, включала в себя ритуальные войны банд в альтернативном будущем в Ленинграде. Я вспоминал об этом, когда посмотрел начальную сцену фильма «Банды Нью-Йорка». Очень похоже! Я помню, как Рашид описывал массовую драку в заснеженном полуночном парке, где одна банда была вооружена заточенными пиками, а другая — казацкими саблями».

Уильям Гибсон
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Иногда я думаю о том, чего мог бы добиться Виктор, если бы не погиб, ведь он был исключительно талантлив. Атмосфера сквота в «Распознавании образов» — эти бесконечные вечеринки и чувство какой-то одухотворенности, обязаны в том числе воспоминаниям Рашида, музыке «Кино» и опыту Джека. Идея Рашида для фильма, который мы так и не сняли, включала в себя ритуальные войны банд в альтернативном будущем в Ленинграде. Я вспоминал об этом, когда посмотрел начальную сцену фильма «Банды Нью-Йорка». Очень похоже! Я помню, как Рашид описывал массовую драку в заснеженном полуночном парке, где одна банда была вооружена заточенными пиками, а другая — казацкими саблями».

Уильям Гибсон
История переписки2
Маркиза
Сценарий «Цитадели смерти» до сих пор существует и Нугманов не оставляет попыток когда-нибудь сделать из него фильм. Несколько лет назад режиссер заявил, что видит в главной роли сына Виктора Цоя — Александра, но до сих пор этот проект так и не запущен в производство.

Рашид Нугманов
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Сценарий «Цитадели смерти» до сих пор существует и Нугманов не оставляет попыток когда-нибудь сделать из него фильм. Несколько лет назад режиссер заявил, что видит в главной роли сына Виктора Цоя — Александра, но до сих пор этот проект так и не запущен в производство.

Рашид Нугманов
Маркиза
Вопросы - ответы о фильме «Игла». Сайт Йя Хха, Рашид Нугманов

Когда проходили съемки «Иглы»?
Съемки были в октябре (Аральское море) и ноябре-декабре (Алма-Ата) 1987. Финальный эпизод заснеженной аллеи на Тулебайке доснят в январе (Цой остался на Новый год, всё ждали крупного снегопада, и где-то числа 8-го он повалил наконец).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Вопросы - ответы о фильме «Игла». Сайт Йя Хха, Рашид Нугманов

Когда проходили съемки «Иглы»?
Съемки были в октябре (Аральское море) и ноябре-декабре (Алма-Ата) 1987. Финальный эпизод заснеженной аллеи на Тулебайке доснят в январе (Цой остался на Новый год, всё ждали крупного снегопада, и где-то числа 8-го он повалил наконец).
Не вполне понятен тот персонаж, который на дрезине едет. Версия: это образ всей жизни человека. Вопрос - "ты меня не узнал? ну ты даёшь!" оказывается как бы направленным к зрителю, который мог бы узнать в этом образе самого себя.

Человек на дрезине – сборщик конопли. Я планировал снять начальный эпизод в Москве, на тусовке в чьей-то квартире, где один незнакомец предложил бы косяк Цою. Этого незнакомца должен был сыграть человек, позже появляющийся на дрезине. Цой бы отказался от косяка, вышел из квартиры и направился в сторону вокзала (собственно с прохода по переулку «в сторону вокзала» и начинается «Игла»). Эпизод в квартире я так и не снял, а человек на дрезине остался. Кстати, это был один из самых сложных эпизодов для съемки, поскольку Виктор никак не мог удержать смех. Большинство дублей оказались испорченными. "Иглу" я предполагал начать сценой дома у Юфита в Питере, где в темной комнате народ курит бошетунмай и смотрит "Докторов-оборотней" Юфита. Вот с этой тусовки Моро и выходит на улицу и отправляется в сторону вокзала, чтобы урегулировать свои денежные проблемы в далекой Алма-Ате.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Не вполне понятен тот персонаж, который на дрезине едет. Версия: это образ всей жизни человека. Вопрос - "ты меня не узнал? ну ты даёшь!" оказывается как бы направленным к зрителю, который мог бы узнать в этом образе самого себя.

Человек на дрезине – сборщик конопли. Я планировал снять начальный эпизод в Москве, на тусовке в чьей-то квартире, где один незнакомец предложил бы косяк Цою. Этого незнакомца должен был сыграть человек, позже появляющийся на дрезине. Цой бы отказался от косяка, вышел из квартиры и направился в сторону вокзала (собственно с прохода по переулку «в сторону вокзала» и начинается «Игла»). Эпизод в квартире я так и не снял, а человек на дрезине остался. Кстати, это был один из самых сложных эпизодов для съемки, поскольку Виктор никак не мог удержать смех. Большинство дублей оказались испорченными. "Иглу" я предполагал начать сценой дома у Юфита в Питере, где в темной комнате народ курит бошетунмай и смотрит "Докторов-оборотней" Юфита. Вот с этой тусовки Моро и выходит на улицу и отправляется в сторону вокзала, чтобы урегулировать свои денежные проблемы в далекой Алма-Ате.
История переписки2
В этой сцене и тот сборщик конопли впервые сталкивается с Моро, отказываясь продать ему косяк, потому что тому нечего предложить взамен. Потому-то он в сцене на Аральском море и кричит: "Папиросы есть? На Кэмел меняю! А ты меня не узнал?" Но сцену у Юфита так и не сняли, смета и сроки не позволяли, а в моем стиле "открытой истории" она не была необходимой.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В этой сцене и тот сборщик конопли впервые сталкивается с Моро, отказываясь продать ему косяк, потому что тому нечего предложить взамен. Потому-то он в сцене на Аральском море и кричит: "Папиросы есть? На Кэмел меняю! А ты меня не узнал?" Но сцену у Юфита так и не сняли, смета и сроки не позволяли, а в моем стиле "открытой истории" она не была необходимой.
История переписки3
Получается, что Моро приехал в Алма-Ату за деньгами для косяка?
Опять же, в манере "пустого действия" это можно было бы и так толковать. Кому как милее. Хотя был бы этот эпизод в жизни Моро или не был, а деньги всё равно ему нужны. Ведь он не сидел на трубе.

Момент, когда Цой выходит из вагона на улицу и поворачивает голову направо. Правая сторона - известный символ правды, правильности. Его пытаются привлечь "на левую сторону", он всё равно обращен направо. Что же на самом деле символизирует этот момент?
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Получается, что Моро приехал в Алма-Ату за деньгами для косяка?
Опять же, в манере "пустого действия" это можно было бы и так толковать. Кому как милее. Хотя был бы этот эпизод в жизни Моро или не был, а деньги всё равно ему нужны. Ведь он не сидел на трубе.

Момент, когда Цой выходит из вагона на улицу и поворачивает голову направо. Правая сторона - известный символ правды, правильности. Его пытаются привлечь "на левую сторону", он всё равно обращен направо. Что же на самом деле символизирует этот момент?
История переписки4
Моро приехал из промозглого севера в Алма-Ату и сразу же по выходу из поезда кайфанул. Он смотрел на солнце. А в движении направо никакой символики не было вложено. Просто солнце светило справа. Светило бы слева, я поставил бы проводницу по другую сторону, и Цой пошел бы влево. Тетка эта не пыталась "привлечь его на левую сторону". По сценарию она просила у него денег за что-то. Диалог показался мне глупым, и звук я убрал, там только музыка звучит за кадром. А в результате стало возможным вкладывать в эту сцену любой смысл, в том числе и ваш. Вообще философия и эстетика "Иглы" прямо полярна символизму. Я старался максимально освободить фильм (сцены, диалоги, сюжет) от какой-либо символики, сделать его наподобие пустого сосуда, который каждый зритель мог бы заполнить собственной интерпретацией. И собственной символикой в том числе. Поэтому вы вправе истолковывать его миллионами способов. Вот и сайт КУБ, тоже из той же оперы. Его суть в том, чтобы дать пользователям пустое пространство, сосуд, который они могли бы наполнить собственным содержанием. Так и происходит. Если случилось, что стали превалировать политические темы и статьи, значит, таков интерес активных кубинцев, которые пишут в форумы и присылают статьи, значит это нужно для них. Хотя собственно политика как таковая не является ни сутью сайта, ни стержнем философии "кубизма".
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Моро приехал из промозглого севера в Алма-Ату и сразу же по выходу из поезда кайфанул. Он смотрел на солнце. А в движении направо никакой символики не было вложено. Просто солнце светило справа. Светило бы слева, я поставил бы проводницу по другую сторону, и Цой пошел бы влево. Тетка эта не пыталась "привлечь его на левую сторону". По сценарию она просила у него денег за что-то. Диалог показался мне глупым, и звук я убрал, там только музыка звучит за кадром. А в результате стало возможным вкладывать в эту сцену любой смысл, в том числе и ваш. Вообще философия и эстетика "Иглы" прямо полярна символизму. Я старался максимально освободить фильм (сцены, диалоги, сюжет) от какой-либо символики, сделать его наподобие пустого сосуда, который каждый зритель мог бы заполнить собственной интерпретацией. И собственной символикой в том числе. Поэтому вы вправе истолковывать его миллионами способов. Вот и сайт КУБ, тоже из той же оперы. Его суть в том, чтобы дать пользователям пустое пространство, сосуд, который они могли бы наполнить собственным содержанием. Так и происходит. Если случилось, что стали превалировать политические темы и статьи, значит, таков интерес активных кубинцев, которые пишут в форумы и присылают статьи, значит это нужно для них. Хотя собственно политика как таковая не является ни сутью сайта, ни стержнем философии "кубизма".
История переписки5
В эпизоде, когда Моро стоит в тамбуре, смотрит на связку ключей он на какое-то мгновение, видимо, вспоминает то, что было на море год или три назад. Так ли это?

Предполагалось, что три года назад в море была вода, и им "было хорошо", как позже напомнит ему Дина. В тамбуре от толчка прицепляемого локомотива сработал музыкальный механизм в брелке ключа от квартиры Дины. Посмотрев на него, Моро не только вспомнил о ней, но и, вы правы, о море. Однако сегодня их былые отношения полностью испарились, потому и море ему представляется пересохшим. Он видит в своем воображении сухое дно и перекати-поле, которое разваливается на глазах. Он и есть это самое одинокое перекати-поле, и у него та же перспектива: развалиться и исчезнуть в пустоте. Желая оттолкнуть мрачные мысли, Моро в последний момент выходит из не успевшего тронуться поезда и возвращается к Дине. Предлог выбирает самый простой: забыл отдать ключи.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В эпизоде, когда Моро стоит в тамбуре, смотрит на связку ключей он на какое-то мгновение, видимо, вспоминает то, что было на море год или три назад. Так ли это?

Предполагалось, что три года назад в море была вода, и им "было хорошо", как позже напомнит ему Дина. В тамбуре от толчка прицепляемого локомотива сработал музыкальный механизм в брелке ключа от квартиры Дины. Посмотрев на него, Моро не только вспомнил о ней, но и, вы правы, о море. Однако сегодня их былые отношения полностью испарились, потому и море ему представляется пересохшим. Он видит в своем воображении сухое дно и перекати-поле, которое разваливается на глазах. Он и есть это самое одинокое перекати-поле, и у него та же перспектива: развалиться и исчезнуть в пустоте. Желая оттолкнуть мрачные мысли, Моро в последний момент выходит из не успевшего тронуться поезда и возвращается к Дине. Предлог выбирает самый простой: забыл отдать ключи.
История переписки6
Маркиза
Трудность для меня представляет эпизод в "Игле", когда Цой обнаруживает у спящей Дины за спиной некий "рюкзачок" с наркотиками. У меня сложилось представление, что этот "рюкзачок на спине" есть образ чего-то неосознанного в человеческом сознании?
«Рюкзачок». Это сумочка в форме мягкой детской игрушки - жирафа. Я попросил моего ассистента сшить его специально для съемок. Не знаю, почему именно жирафа, просто пришло в голову. А почему в форме игрушки – это как бы единственное, что осталось у Дины из светлой поры детства, когда еще был жив не только отец (о его смерти дважды упоминается в фильме), а, следует полагать, и мама - о ней впрямую ничего не говорится, но жирафик является немым напоминанием о той поре.

Почему у Артура шрам в районе сердца? Символ того, что оно отсутствует?
Шрам у Артура в районе сердца реальный, не придуманный. Петр Мамонов получил этот шрам заточенной отверткой в молодости. К счастью, выжил, сердце не задето.

Что за картинка, которая выпадает из журнала, и которую Цой потом вывешивает? Что-то на индийский манер?
Картинка, выпавшая из журнала – это, действительно, два пухленьких индийских ребенка в национальных одеждах и украшениях, с надписью поверху: «Поздравляю!» Фотография черно-белая, подкрашенная кисточкой. Такие фотографии продавали в поездах глухие.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Трудность для меня представляет эпизод в "Игле", когда Цой обнаруживает у спящей Дины за спиной некий "рюкзачок" с наркотиками. У меня сложилось представление, что этот "рюкзачок на спине" есть образ чего-то неосознанного в человеческом сознании?
«Рюкзачок». Это сумочка в форме мягкой детской игрушки - жирафа. Я попросил моего ассистента сшить его специально для съемок. Не знаю, почему именно жирафа, просто пришло в голову. А почему в форме игрушки – это как бы единственное, что осталось у Дины из светлой поры детства, когда еще был жив не только отец (о его смерти дважды упоминается в фильме), а, следует полагать, и мама - о ней впрямую ничего не говорится, но жирафик является немым напоминанием о той поре.

Почему у Артура шрам в районе сердца? Символ того, что оно отсутствует?
Шрам у Артура в районе сердца реальный, не придуманный. Петр Мамонов получил этот шрам заточенной отверткой в молодости. К счастью, выжил, сердце не задето.

Что за картинка, которая выпадает из журнала, и которую Цой потом вывешивает? Что-то на индийский манер?
Картинка, выпавшая из журнала – это, действительно, два пухленьких индийских ребенка в национальных одеждах и украшениях, с надписью поверху: «Поздравляю!» Фотография черно-белая, подкрашенная кисточкой. Такие фотографии продавали в поездах глухие.
Фраза, которую произносит Спартак «У меня нет совести, только нервы» из «Сталкера» Тарковского?
Да. Эту фразу сымпровизировал Баширов прямо перед камерой во время съёмок.

В том эпизоде, когда во дворе появляется некий старичок-казах и что-то говорит, что он именно говорит?
Старик в посёлке на Аральском море говорит сначала: «Где девушка?» Цой отвечает по-русски: «Спит». Потом старик просит: «Ты дерево не жги в костре. Используй лучше кизяк, хорошо?»

Кто автор уже легендарной фразы «Одни люди сидят на трубах, а другим нужны деньги»?
Я. Придумал на ходу, во время съемок в подвале. Цою фраза понравилась, и он тут же повторил её перед камерой, слово в слово.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Фраза, которую произносит Спартак «У меня нет совести, только нервы» из «Сталкера» Тарковского?
Да. Эту фразу сымпровизировал Баширов прямо перед камерой во время съёмок.

В том эпизоде, когда во дворе появляется некий старичок-казах и что-то говорит, что он именно говорит?
Старик в посёлке на Аральском море говорит сначала: «Где девушка?» Цой отвечает по-русски: «Спит». Потом старик просит: «Ты дерево не жги в костре. Используй лучше кизяк, хорошо?»

Кто автор уже легендарной фразы «Одни люди сидят на трубах, а другим нужны деньги»?
Я. Придумал на ходу, во время съемок в подвале. Цою фраза понравилась, и он тут же повторил её перед камерой, слово в слово.
История переписки2
Были какие-то проблемы с цензурой или чиновниками?
Единственным моментом, который попросили вырезать в Госкино, была надпись "Советскому телевидению посвящается". Но я и тут настоял на своем: ничего вырезать не буду, не выпускайте фильм. Они махнули рукой и отвязались, к тому же на дворе пошла перестройка.

В "Игле", когда показывают скорпионов, звучит неизвестная музыка КИНО, которой нет на диске «КИНО в КИНО». Куда подевался этот трек?
Это не музыка "Кино". Мы со звукооператором Андреем Влазневым собирали сами звукоряд картины из десятков всяких кусков, включая и этот эпизод. Вообще я поставил ему задачу (как и раньше звукооператору "Йя-Ххи";): делаем богатый и самодостаточный звукоряд – чтобы он был не менее важен, чем изображение, ни в коем случае не исполнял лишь служебную роль, а мог существовать сам по себе, чтобы его можно было слушать вообще с закрытыми глазами и получить полноценное художественное переживание.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Были какие-то проблемы с цензурой или чиновниками?
Единственным моментом, который попросили вырезать в Госкино, была надпись "Советскому телевидению посвящается". Но я и тут настоял на своем: ничего вырезать не буду, не выпускайте фильм. Они махнули рукой и отвязались, к тому же на дворе пошла перестройка.

В "Игле", когда показывают скорпионов, звучит неизвестная музыка КИНО, которой нет на диске «КИНО в КИНО». Куда подевался этот трек?
Это не музыка "Кино". Мы со звукооператором Андреем Влазневым собирали сами звукоряд картины из десятков всяких кусков, включая и этот эпизод. Вообще я поставил ему задачу (как и раньше звукооператору "Йя-Ххи";): делаем богатый и самодостаточный звукоряд – чтобы он был не менее важен, чем изображение, ни в коем случае не исполнял лишь служебную роль, а мог существовать сам по себе, чтобы его можно было слушать вообще с закрытыми глазами и получить полноценное художественное переживание.
История переписки3
То есть работаем, словно сами являемся композиторами. Потому там всё очень тщательно собрано, как микс из самых разных кусков, частью которых была музыка Цоя и Кино. Даже фразы диалогов ритмовались, монтировались и вписывались так, чтобы соблюдать ритм, создать сложнопереплетенную аудио-видео амальгаму. Что-то лучше получилось, что-то хуже, но поставленной цели, по-моему, достигли. Поэтому-то в «Игле» важен не только образный ряд, но и звуковой, который порой живет самостоятельно. Мне даже попадались такие чудные поклонники, которые получали удовольствие от многократного прослушивания аудиокассеты с записью звука, отдельно от фильма. А один признался, что любил крутить звукозапись на вечеринках. Но это к слову.