Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup)

КапсЮль
Херлуф Бидструп – художник непростой судьбы, практически забытый нынче на родине из-за своих левых убеждений, но хорошо памятный тем, кому довелось держать в руках его советский альбомный четырёхтомник. Подпольщик-нелегал, скрывавшийся от немцев, оккупировавших Данию, и рисовавший карикатуры на Гитлера. Лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами», окончивший жизнь на родине в нужде, многие годы он страстно отстаивал в своих карикатурах гуманистические идеалы, а с помощью рисованных рассказов умел одинаково рассмешить и растрогать зрителя…
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
277
КапсЮль, 2 ребенка
Год спустя фашистские войска вторглись в Польшу, сея на своем пути смерть и пожары. Настал черед Дании. Собственно говоря, я считал, что мне следует бежать из страны, но оказалось, что "народ господ" вел в небольшом королевстве сравнительно умеренную политику, предназначив Дании роль своей продовольственной базы. Конечно, любые антифашистские выступления были запрещены, но внешне жизнь текла по-прежнему.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
Год спустя фашистские войска вторглись в Польшу, сея на своем пути смерть и пожары. Настал черед Дании. Собственно говоря, я считал, что мне следует бежать из страны, но оказалось, что "народ господ" вел в небольшом королевстве сравнительно умеренную политику, предназначив Дании роль своей продовольственной базы. Конечно, любые антифашистские выступления были запрещены, но внешне жизнь текла по-прежнему.


- Вы ведь ощущаете угрозу, не правда ли?

"Культуркампен", 1939
КапсЮль, 2 ребенка
В 1943 году художник вступил в запрещенную в Дании Коммунистическую партию и начал рисовать для ее нелегальной газеты "Ланд ог фольк" (Land og folk). Его карикатуры также печатались массовым тиражом в виде открыток. Вырученные от их продажи деньги поступали в фонд партии.
Несмотря на анонимность карикатур, почерк художника был хорошо узнаваем и вместе с женой и маленьким сыном он до конца Второй мировой войны вынужден был жить в небольшом дачном доме под Копенгагеном. Одновременно с нелегальной работой для Компартии Бидструп посылал рисунки и в "Сосиал демократен".
В 1945 году появился первый легальный номер газеты "Ланд ог фольк" с рисунком художника. В последующие годы его карикатуры ежедневно печатались в этой газете. Херлуф ушел из "Сосиал демократен", хотя он и был самым высокооплачиваемым сотрудником.
КапсЮль, 2 ребенка

Весной девушки так соблазнительны
КапсЮль, 2 ребенка

Власть музыки
КапсЮль, 2 ребенка

Воскресное утро
КапсЮль, 2 ребенка
В Дании политическим рисунком можно выразить мнение острее, чем это фактически дозволено законом, и в этом заслуга буржуазных карикатуристов. Они создали прецедент: рисунок может быть смелым, лишь бы он вызывал смех. Если бы журналист позволил себе выразиться так же смело, как художник, его сразу осудили бы за "оскорбление личности". Он не может, например, обозвать премьер-министра верблюдом. Но никому не придет в голову возражать, если художник изобразит премьер-министра в виде верблюда. Словом, придворные шуты все же сделали доброе дело.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
В Дании политическим рисунком можно выразить мнение острее, чем это фактически дозволено законом, и в этом заслуга буржуазных карикатуристов. Они создали прецедент: рисунок может быть смелым, лишь бы он вызывал смех. Если бы журналист позволил себе выразиться так же смело, как художник, его сразу осудили бы за "оскорбление личности". Он не может, например, обозвать премьер-министра верблюдом. Но никому не придет в голову возражать, если художник изобразит премьер-министра в виде верблюда. Словом, придворные шуты все же сделали доброе дело.
Когда я в свое время сделался газетным художником, передо мной встала проблема: как рисовать? В наш век индивидуализма каждый художник стремится прежде всего найти свой индивидуальный "почерк", для чего прибегает к помощи особых завитушек. Я же решил не предпринимать подобных усилий, а, наоборот, придавать своим рисункам, елико возможно, безличный характер, рисовать так, чтобы читатели любого возраста могли понять нарисованное. Мою форму определяли тема рисунка, газетная полоса, а также те люди, для которых я работал. Я старался, чтобы толщина штриха гармонировала с характером шрифта газетной полосы, чтобы рисунок и набор представляли собой единое целое. Я стремился также выражать свои мысли типично, как мне кажется, "датским образом". Дело в том, что большинству датчан чувство юмора, чувство комического и чувство иронии присуще от рождения. Это, по-видимому, было заложено и во мне. Вообще же нельзя заранее решить, что будешь рисовать смешное. От этого рисунок смешным не станет. Известно ведь, что нельзя разъяснить анекдот - от этого становится только скучно.
КапсЮль, 2 ребенка
Хотя в годы "холодной войны" политическая сатира и была моей основной работой, и зачастую я чувствовал себя юмористом, отбывающим "воинскую повинность", все же каждую неделю я помещал в газете "Ланд ог фольк" юмористическую серию рисунков на общечеловеческую тему.

Свои юмористические серии я строю всегда так, чтобы их можно было "читать" слева направо, как читают газеты. В ходе этого рассказа без слов я стараюсь изобразить действующих лиц таким образом, чтобы они предстали перед зрителем, как в кадрах кинопленки. Из рисунка в рисунок я передаю движение фигурок. Это оживляет их.
Вообще я никогда не мог понять, почему вызывать смех считается занятием более низменным, чем вызывать слезы. На мой взгляд, как смех, так и слезы дают выход чувствам человека, и в основе смеха могут лежать такие же глубокие проблемы, как и в основе слез.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
Хотя в годы "холодной войны" политическая сатира и была моей основной работой, и зачастую я чувствовал себя юмористом, отбывающим "воинскую повинность", все же каждую неделю я помещал в газете "Ланд ог фольк" юмористическую серию рисунков на общечеловеческую тему.

Свои юмористические серии я строю всегда так, чтобы их можно было "читать" слева направо, как читают газеты. В ходе этого рассказа без слов я стараюсь изобразить действующих лиц таким образом, чтобы они предстали перед зрителем, как в кадрах кинопленки. Из рисунка в рисунок я передаю движение фигурок. Это оживляет их.
Вообще я никогда не мог понять, почему вызывать смех считается занятием более низменным, чем вызывать слезы. На мой взгляд, как смех, так и слезы дают выход чувствам человека, и в основе смеха могут лежать такие же глубокие проблемы, как и в основе слез.
Темы для моих юмористических рисунков я чаще всего черпаю из повседневной жизни. Мои дети, так же как и воспоминания моего собственного детства и моих тогдашних представлений," естественно, дали повод для создания многих серий детских рисунков. Со временем не осталось, пожалуй, такой темы, которой я бы не касался, хотя отсутствие текста несколько ограничивает выбор. Зачастую сюжетом для моей сатиры были высокомерие, тщеславие, неблагодарность, любопытство и т.п.
КапсЮль, 2 ребенка

Выкурил
КапсЮль, 2 ребенка

Высшая точка
КапсЮль, 2 ребенка

Горе-рыбак
КапсЮль, 2 ребенка
Конкретные политические ситуации также послужили темой рисунков, которые позже воспринимались как просто комические. Так, серия "Гуманизм", помещенная в журнале "Фрит Данмарк" в 1954 году, в настоящее время выглядит как насмешка над преувеличенной любовью к животным, которая часто свойственна сердобольным пожилым дамам. На самом же деле на рисунке изображен известный радикальный культурный деятель, автор текста многих ревю, архитектор, известный до войны как антифашист. Он был сотрудником упоминавшегося ранее журнала "Культуркампен". Во время войны он уехал из Дании в Швецию, откуда с олимпийским спокойствием наблюдал за тяжелыми событиями, происходившими у него на родине.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
Конкретные политические ситуации также послужили темой рисунков, которые позже воспринимались как просто комические. Так, серия "Гуманизм", помещенная в журнале "Фрит Данмарк" в 1954 году, в настоящее время выглядит как насмешка над преувеличенной любовью к животным, которая часто свойственна сердобольным пожилым дамам. На самом же деле на рисунке изображен известный радикальный культурный деятель, автор текста многих ревю, архитектор, известный до войны как антифашист. Он был сотрудником упоминавшегося ранее журнала "Культуркампен". Во время войны он уехал из Дании в Швецию, откуда с олимпийским спокойствием наблюдал за тяжелыми событиями, происходившими у него на родине.
Вернувшись после окончания войны в Данию, он ко всеобщему изумлению стал рьяным защитником тех фашистов, с которыми теперь следовало рассчитаться. Таким образом, пес, изображенный на рисунке, олицетворяет фашизм. Он с яростью набрасывается на ни в чем не повинную маленькую Данию, представленную на рисунке в образе мальчика. Когда же мальчик дает псу сдачи, дама не помогает ребенку, а, наоборот, отворачивается от неприятного зрелища - она ведь не знает, каков будет исход борьбы. Только когда борьба заканчивается, дама начинает действовать, но всю свою ненависть и гнев изливает на мальчика, проявляя нежную заботу о поверженной твари.
КапсЮль, 2 ребенка
NapoliВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
И ведь верно!! Во все времена были "собачники", которые " перешагнут" через человека! На полном серьёзе, считающие собачье благополучие выше человеческой жизни и здоровья!!!
ЕленаВ ответ на Napoli
Napoli
И ведь верно!! Во все времена были "собачники", которые " перешагнут" через человека! На полном серьёзе, считающие собачье благополучие выше человеческой жизни и здоровья!!!
История переписки2
исключительно в ответ на аналогичные поступки по отношению к животным от недочеловеков
КапсЮль, 2 ребенка
В серии рисунков, озаглавленной "Храбрый страус", датское правительство предстает в образе страуса. Когда фашистская опасность надвинулась на Данию, страус, как и подобает трусливой птице, спрятал голову в песок. Он не возражал, когда Гитлер вырвал у него из хвоста "демократические" перья для собственного украшения, он даже позволил оседлать себя. Только когда был показан фильм о движении Сопротивления Дании, датское правительство стало проявлять "чудеса храбрости". "Бесстрашно" оно разделалось с изображением давно ушедшего к праотцам фюрера. Эти рисунки, следовательно, разоблачали существо политики правительства Дании в период оккупации, в них было показано его далеко не героическое поведение.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
В серии рисунков, озаглавленной "Храбрый страус", датское правительство предстает в образе страуса. Когда фашистская опасность надвинулась на Данию, страус, как и подобает трусливой птице, спрятал голову в песок. Он не возражал, когда Гитлер вырвал у него из хвоста "демократические" перья для собственного украшения, он даже позволил оседлать себя. Только когда был показан фильм о движении Сопротивления Дании, датское правительство стало проявлять "чудеса храбрости". "Бесстрашно" оно разделалось с изображением давно ушедшего к праотцам фюрера. Эти рисунки, следовательно, разоблачали существо политики правительства Дании в период оккупации, в них было показано его далеко не героическое поведение.
КапсЮль, 2 ребенка
В Советском Союзе я побывал впервые в 1952 году в составе делегации. В течение многих лет, с той поры как я себя помню, западная пропаганда - газеты, журналы, кино и не в меньшей мере учителя в школе - преподносила сведения о Советской стране в совершенно определенном духе. Теперь я мог сравнить созданную ими картину с действительностью и был поражен тем, как мало между ними сходства. Изображение Советского Союза, нарисованное западной пропагандой, было как бы негативом фотографии.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
В Советском Союзе я побывал впервые в 1952 году в составе делегации. В течение многих лет, с той поры как я себя помню, западная пропаганда - газеты, журналы, кино и не в меньшей мере учителя в школе - преподносила сведения о Советской стране в совершенно определенном духе. Теперь я мог сравнить созданную ими картину с действительностью и был поражен тем, как мало между ними сходства. Изображение Советского Союза, нарисованное западной пропагандой, было как бы негативом фотографии.


Зарисовки в московском метро
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль


Зарисовки в московском метро
История переписки2


Советские зарисовки
Жить хорошо!В ответ на КапсЮль
КапсЮль


Советские зарисовки
История переписки3
Очень интересная у него советская серия.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на Жить хорошо!
Жить хорошо!
Очень интересная у него советская серия.
История переписки4
Душевная такая, теплая. Нравился ему СССР