Несколько громких случаев, броская статья, тема на форуме и вот уже соцсети пестрят заголовками о самоубийствах, а испуганные таким ажиотажем родители начинают подозрительно коситься на своего ребенка, подозревая, что и он задумывается над тем, чтобы если не сегодня, так завтра свести счеты с жизнью. Мы решили разобраться в ситуации без лишних эмоций и обратились с вопросами к Ольге Серебровской, старшему психологу и логопеду Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения г. Москвы.
– Ольга Вячеславовна, когда разговоры ребенка о самоубийстве – это «поза», а когда нужно действительно бить тревогу?
– Можно выделить 3 основных типа суицидального поведения:
1. Демонстративное – внешнее изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.
2. Аффективное – импульсивные действия, совершаемые на высоте аффекта. При этом суицидальные намерения могут быть как демонстративными, так и серьезными, но кратковременными.
3. Истинное – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.
Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.
Суицидальные попытки демонстративно-шантажного и импульсивного типов, как правило, возникают при социально-психологическом неблагополучии, связанном, прежде всего, с внутрисемейными проблемами. С психологической точки зрения, семья, независимо от уровня материального достатка, в которой ребенок чувствует себя одиноким, не получает поддержки, внимания и понимания, является неблагополучной. Если родители поглощены собственной карьерой, а забота о ребенке сводится к обеспечению его материальных потребностей и контролю успеваемости в школе, то вероятность использования суицидальной попытки в качестве привлечения внимания к своим психологическим проблемам, очень высока.
Установлено, что дети и подростки из дисфункциональных семей, которые с ранних лет сталкиваются с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, как правило, в подростковом возрасте склонны принимать суицидальные решения. Риск существенно возрастает, если один или оба родителя, а также ближайшие родственники злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики.
– Дети какого возраста наиболее уязвимы?
– По нашим данным у мальчиков суицидальное поведение отмечалось в более раннем возрасте, начиная с 10-11 лет, однако в подавляющем числе случаев в этой возрастной группе суицидальные проявления носят демонстративно-шантажный характер. В подростковой группе (12-15 лет) преобладают девушки. Таким образом, наиболее уязвимым является подростковый возраст – с 12 до 15 лет.
– Это правда, что количество самоубийств среди детей и подростков за последнее время увеличилось?
– К сожалению, не только в России, но и в ряде западных стран в последние годы количество детских и подростковых самоубийств увеличилось. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за 30 лет число суицидов, совершаемых детьми и подростками в мире, возросло в 30 раз, а на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 10-20 суицидальных попыток. Несовершеннолетние с незавершенными суицидальными попытками и иными суицидальными проявлениями составляют до 50% от общего числа пациентов, госпитализируемых в психиатрический стационар в экстренном порядке. За 2015 год количество детей и подростков с суицидальными проявлениями, госпитализированных в психиатрическую больницу, увеличилось в 1,5 раза.
– Как правильно реагировать родителям, чей ребенок угрожает покончить с собой?
– Если ребенок угрожает покончить с собой, перед его родителями встают две важные задачи. Первая задача – понять, что стало причиной такого поведения. Необходимо вывести ребенка на откровенный разговор, вернуть его доверие, понять его настроение и эмоциональное состояние. Вторая задача – сделать все, чтобы шантажные высказывания не превратились в привычный и эффективный способ манипулирования взрослыми. Предположить манипулятивный характер угроз можно, если ребенок или подросток делает суицидальные заявления в ходе конфликтных ситуаций, преследуя определенные цели (например, не делать уроки, добиться разрешения поиграть в компьютерную игру, выйти на прогулку, напугать родителей или сверстников). Для таких угроз характерна выраженная демонстративность, почти театральность высказываний и поступков, направленная на окружающих участников (чаще всего – членов семьи).
Если очевидно, что угрозы изначально не направлены на достижение конкретной выгоды, к высказываниям надо отнестись максимально серьезно и к разрешению ситуации следует привлечь специальные службы (в частности, вызвать бригаду врачей скорой помощи). К сожалению, многие родители склонны либо недооценивать серьезность угроз, либо моментально удовлетворять требования сына или дочери. Важно понять причины, побудившие подростка заявить о намерении прекратить свое существование, в ходе спокойного доверительного разговора.
1. Перемены в настроении: ребенок стал неразговорчивым, предпочитает проводить время в уединении, формально отвечает на вопросы, много времени проводит в интернете, заходя на сайты, прямо или косвенно связанные с суицидальной тематикой. 2. Ребенок раздаривает ценные для него вещи, намекает на бессмысленность существования и собственную ненужность, уклоняется от откровенных разговоров. 3. Нередко накануне суицидальной попытки ребенок выглядит бодро и воодушевленно, как человек, принявший решение.
Суицидальные намерения нередко возникают у детей на высоте эмоционального возбуждения; чаще – в ходе конфликтных ситуаций. Преследуя определенные цели (напугать родных, добиться от них разрешения, не делать уроки), дети используют угрозы шантажного характера – покончить собой или нанести себе самоповреждения. В таких демонстративно-шантажных действиях дети и подростки имитируют суицидальное поведение: выбегают на балкон, свешиваются через подоконник, наносят себе заведомо неопасные, поверхностные порезы на коже предплечий, имитируют удушение. У этих детей нет истинных суицидальных намерений.
– Что делать, если ребенок предпринял попытку суицида?
В первую очередь необходимо вызвать скорую. Реализация суицидальных угроз свидетельствует об остроте переживаний ребенка, за которой может стоять серьезное нарушение психики. Это нарушение может носить временный, преходящий, обратимый характер, но надо понимать, что в этот момент ребенок представляет угрозу сам для себя. Помощь врачей жизненно необходима, поскольку оценить психологическое и психическое состояние объективно могут только специалисты.
Если поводом для суицида становится малозначительный эпизод, который подобно «последней капле» провоцирует суицидальные действия, дети могут перейти грань опасности. Они намеренно совершают реально опасные для жизни и здоровья действия (отравление, падение с высоты, повешение, вскрытие вен), причем нередко они делают это без свидетелей, дождавшись подходящего момента, чтобы исключить возможность оказания медицинской помощи.
– Какие в основном причины желания покончить с собой?
– Мотивация может быть разной, однако в большинстве случаев к самоубийству приводит невозможность приспособиться к конфликтной ситуации. Подавляющее число суицидальных попыток связаны с разладом между ребенком и его «ближним кругом» – родителями, друзьями, учителями. Чаще всего попытка суицида – это отчаянная попытка ребенка восстановить нарушенные связи с окружающими.
- Непонимание со стороны родителей; - Безразличное отношение к проблемам ребенка; - Внутрисемейное насилие, неразделенная любовь; - Насмешки сверстников, психологическое давление учителей; - Чрезмерно высокие учебные требования, страх провалить экзамен; - Особенности психики (ранимость, впечатлительность, неумение выходить из конфликтных ситуаций, низкая самооценка, болезненное отношение к критике).
– Как вы работаете с такими детьми? О чем говорите с ними?
– С детьми, которые попадают к нам после суицидальных попыток, работает целая бригада специалистов: медицинский психолог, психотерапевт, психиатр, педагог. Только такой подход обеспечивает реальную помощь, поскольку и причины, и механизм формирования суицидального поведения многогранны. Мы стараемся помочь подростку разобраться в себе, в своих переживаниях. Работа начинается с первых суток и основной ее задачей является когнитивная (то есть рациональная, умственная) организация пережитого опыта. Ребенок должен понять сам для себя, что с ним произошло, и как этого можно было избежать.
Дальше, начиная со вторых суток, в работу включается семья. Родители ребенка тоже находятся в стрессовом состоянии. Нередко суицид ребенка является для них своеобразной психологической встряской, заставляющей обратить свое внимание на давно существующие внутрисемейные проблемы.
Чтобы предотвратить суицид, говорить с ребенком о ценности жизни недостаточно. Нужно помочь ребенку в решении его актуальных психологических проблем, научить его справляться со стрессами, показать ему альтернативные способы выхода из кризисных ситуаций.
Также читайте о том, что делать, если ребенка избили в школе.