Александр Морозов, учитель, соучредитель нескольких благотворительных организаций, отец двоих детей, автор волонтерской программы для школьников «Переменка доброты».
«Занятие благотворительностью, безусловно, воспитывает в ребенке понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это замечательная возможность развить привычку к доброте, научить думать о тех, кому хуже, чем нам.
Все просто: дети воспитываются примером, и если им с раннего детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина станет их жизненной моделью. Недаром почти все дети воцерковленных родителей часто или не очень, но ходят в храм: дело не в религиозности или убеждениях, во многом это дань традициям, которыми жила семья.
Поэтому, если родители хотят, чтобы милосердие стало значимым качеством для их ребенка и чтобы в будущем он испытывал внутреннюю необходимость помогать тем, кому сложно, безусловно, они должны учить малыша благотворению. Причем делать это можно и нужно с самого раннего возраста.
Например, уже года в два-два с половиной ребенок в состоянии понять, кто такие детдомовцы. Дети уже знают мультфильм про Мамонтенка, и им вполне можно рассказать о том, что у кого-то нет мамы.
Можно найти слова, которые вызовут в сердце вашего маленького человека сочувствие и сопереживание. После этого попробуйте вместе выбрать игрушки для того, чтобы передать их в детский дом – детям, которым никто не приносит подарков.
Еще один хороший вариант развития эмпатии – забота о животных. В любом городе у нас сейчас есть приюты для бездомных животных, и там всегда нужны руки: убирать вольеры, готовить еду, просто приласкать этих несчастных зверей.
Возьмите детей с собой. Конечно, необязательно заставлять их принимать участие в уборке собачьих отходов, пусть просто бегают и гуляют вокруг, пока вы орудуете метлой. Тогда мероприятия подобного рода станут для них нормой.
И не стоит бояться знакомить ребенка с какими-то неприятными, печальными или даже трагичными сторонами жизни. Жизнь такая, какая она есть. И пусть лучше родитель найдет правильные слова для объяснения сложных вещей, потому что ребенок рано или поздно столкнется с этим миром. Дайте ему заранее ответы на главные вопросы».
Александра Г., психолог, волонтер, соорганизатор благотворительных мероприятий, мама троих детей.
«Вводить детей в работу по благотворительности надо очень аккуратно, и чем позже, тем лучше. Маленькому человеку совсем необязательно знать о гадостях и мерзостях, которые творятся в мире. Ему не нужно специально показывать трагедии и ужасы: поверьте, он успеет на все это насмотреться и решить, как вести себя в тех или иных ситуациях.
Благотворительность – это не развлечение и не удовольствие. Это очень тяжелая и выматывающая история, и не каждый может и должен этим заниматься. Если человек чужд идее помогать другим – это не значит, что он плохой.
Все устроены по-разному, я знаю очень многих взрослых, которым невыносимо тяжело смотреть и даже думать о больных детях. Они не помогают потому, что им проще делать вид, что такой проблемы не существует. Окружающие должны уважать их выбор. Каждому свое.
Также и родители должны уважать своего ребенка и не настаивать на получении такого душевно тяжелого опыта. Я не могу жить без того, чтобы помогать малышам, которых никто не любит. Это огромная часть моей жизни. Но это моя жизнь, и я ни в коем случае не хочу навязывать свой выбор детям.
Нужно помнить: если ребенок не очень добрый по своей природе (а такое, поверьте мне, встречается), если у него нет внутреннего стремления помогать другим и неоформленной, но острой необходимости чувствовать себя хорошим, не стоит заставлять его заниматься благотворительностью.
Ребенок лет до 12 не может сформулировать причину, по которой он не хочет делать что-то, что его близкие считают очень хорошим и правильным.
А в случае с благотворительностью у детей может сработать банальная система самозащиты психики или элементарная брезгливость. Понимая, что ему не нравится делать что-то безусловно хорошее, ребенок будет страдать, считать себя плохим, отсюда появляется масса комплексов.
Одна моя коллега взяла с собой 5-летнюю дочь на Новый год в детский дом для детей с задержками развития, который мы курируем. Ей объяснили, что у малышей нет родителей, что они очень больны, и сказали, что надо устроить им праздник, чтобы им стало повеселее.
Во время мероприятия было видно, что девочка очень напугана. У нас, к сожалению, так устроено общество: мы не видим инвалидов, мы не привычны к людям на колясках и, тем более, к детям с ДЦП. Девочка так впечатлилась, что рыдала почти двое суток напролет. Но не потому, что ей стало жалко этих несчастных детей, а потому, что она боялась стать дауном. А еще больше она испугалась, что мама ее бросит. Стоило ли вести ее на тот вечер? По-моему, ответ однозначный».
Интересные факты
В США благотворительные акции устраивают даже в детских садах. Традиционно все малыши на все праздники собирают мешки с одеждой и игрушками, которые передают в помощь детям из малоимущих семей. Уже в младших классах школьники ставят спектакли и организуют концерты, а деньги, полученные от продажи билетов, передают в помощь всевозможным благотворительным фондам, в том числе и заграничным.
В большинстве европейских стран детей начинают приучать к благотворительности с самого раннего возраста. В больших городах несколько раз в год устраивают массовые благотворительные марафоны, ярмарки и уличные праздники, во многом ориентированные именно на привлечение детей. Большинство магазинов игрушек устраивают благотворительные акции, призывая малышей приносить свои игрушки в помощь нуждающимся.
В октябре 2012 года школьники одной из московских школ собрали несколько миллионов рублей на операцию своей однокласснице, больной раком.