Мультфильмы, которые мы выбираем

Недавно журнал «Биржевой лидер» составил рейтинг самых популярных в России и на пост-советcком пространстве мультфильмов. Прочно лидируют в нем «Маша и медведь» и «Лунтик» (Россия), «Наруто» (Япония), «Тачки» (США) и «Смешарики» (Россия). А правильно ли родители отбирают мультфильмы для семейного просмотра?
2112604800.jpg
Источник: Migration

Психологи утверждают, что детский мультфильм – совсем не пустячная забава. Он оказывает мощнейшее влияние на психику малыша, более сильное, чем, к примеру, книга. Ведь зрительные образы в раннем возрасте – самые устойчивые. И потому, прежде чем выбрать тот или иной мультик, хорошенько все взвесьте. Но не уподобляйтесь нашим и украинским законотворцам, впавшим в мульт-истерию.

Не позволяйте решать за себя

Попыткой запретить самые любимые народом мультфильмы ознаменовалось принятие Закона о защите детей от вредной информации (01.09. 2012). Жертвами борьбы за детскую нравственность чуть было не пали «Ну, погоди!», «Чебурашка и крокодил Гена» и другие культовые мультики. Основная претензия к ним - пропаганда курения. Наиболее емко прокомментировал это писатель Эдуард Успенский: «Крокодил Гена не трубку курит, а мыльные пузыри из нее пускает... Это идиотизм, который должен скоро закончиться».

Действительно, при желании во всем можно найти вредоносную информацию. В «Карлсоне» это, конечно же, чревоугодие и непослушание; «Приключения поросенка Фунтика» - использование детского труда и незаконное хранение оружия; ну а «Бременские музыканты» - и вовсе пропаганда хулиганства, бродяжничества, мошенничества и азартных игр. Да и платье у принцессы коротковато... Словом, чтобы разобраться в этом вопросе, нужен научный подход.

Что советуют специалисты?

Психологи говорят о подражании, свойственном всем детям. Если мультфильм построен на опасном для жизни поведении, повторять которое в реальности глупо и опасно, его просмотр нецелесообразен. Подобным грешат многие японские аниматоры. Или другой пример – симпатяга Шрек. Если вы мечтаете привить ребенку хорошие манеры, вряд ли стоит показывать мультфильмы об огре дошколенку. Подросток понимает, что нельзя, к примеру, шумно испортить воздух в обществе, а детсадовец запросто воспримет такое поведение как руководство к действию.

Другой распространенный термин - заражение. Ребенок «заражается» психологией любимого героя. Именно поэтому рвущий все рейтинги «Маша и медведь» далеко не так безобиден, как кажется. Обаяшка-Маша по задумке положительный персонаж. Но так ли это на самом деле? Хотите ли вы, чтоб ваш малыш постоянно истерил, крушил все вокруг и нещадно эксплуатировал окружающих? Если нет, то ваша задача вовсе не запретить просмотр бестселлера, а доходчиво объяснить, почему нельзя вести себя, как Маша, и отчего вам жалко бедолагу-Мишку.

Любой родитель может и должен быть цензором для своего ребенка. И потому не ленитесь заранее сами просматривать мультфильмы. Решите, какую воспитательную цель вы преследуете, ведь все мультики делятся на три основные категории. Лучше, чтобы в домашней фильмотеке преобладали познавательные («Вовка в тридевятом царстве», «Астерикс и Обеликс» и др.), и обучающие («Смешарики» или, к примеру, «Даша-следопыт») мультфильмы. Развлекалочкам же, вроде «Тома и Джерри», следует уделять меньше времени.

Самые распространенные мифы

Вокруг мультфильмов сложилось множество мифов, вот самые распространенные из них:

• Любой советский мультик хорош для ребенка любого возраста. Это совершенно не так! Гениальный «Ежик в тумане», к примеру, - «взрослый» мультфильм для достаточно развитых подростков. У малыша пяти лет от роду он вызовет, скорее всего, испуг.

• Любой наш мультик даст 100 очков форы импортному. Явное преувеличение. Многие старые мультфильмы компаний «Дисней» и «Пиксар», («Король-Лев», «Белоснежка» и др.), ничуть не уступают отечественным ни по качеству, ни по интеллектуальному наполнению. Не лишайте своих детей такого удовольствия.

• Мальчикам для активного развития очень полезны мультики-экшены, вроде «Скуби-Ду». Ничего подобного! Согласно многим исследованиям, дети, посмотрев эту ленту, становятся более возбудимыми, даже агрессивными, им труднее сосредоточиться.

• Мой ребенок перерос отечественные мультфильмы, пускай смотрит на покемонов. Ой, так ли? А вы не допускаете, что коллизии «Золушки» или «Аленького цветочка» просто непонятны ребенку, ибо он уже перенял клиповое сознание? Это жирный минус вашему же воспитанию.

Вредоносные мультики

Есть мультики, смотреть которые не рекомендуется детям даже в сопровождении взрослых. Это ленты, где смакуется агрессия, жестокость, неуважение друг к другу, и презрение к слабым. Очень плохо, если зло побеждает добро, или хотя бы остается ненаказанным. Неправильно, если добрые герои выглядят отталкивающе. Ведь для ребенка внешность мультяшки имеет особое значение: положительный персонаж должен быть симпатичным. Если же происходит наоборот, то четких ориентиров для оценки поступков героев у малыша нет. Абсолютно не полезно также, когда у персонажей размыты гендерные признаки: к примеру, тот же Лунтик, несмотря на всю свою «плюшевость», безусловно, мальчик. А некоторые герои популярнейших аниме рядятся в девчачьи одежды, да и ведут себя, как девочки.

О технической составляющей: слишком яркие цвета, или дисбаланс цветов, безусловно вредны. Звуковой ряд также не должен быть слишком резким, музыкальный фон предпочтителен спокойный. Обратите внимание на что, чтобы мультик озвучивался несколькими актерами, ведь монотонный перевод убивает содержание. Отлично, если фильм насыщен диалогами – это развивает словарный запас ребенка.

Важно не только, что смотреть, но и как смотреть. Офтальмологи вообще не советуют мультики малышам до двух лет. Альтернатива – диафильмы. С 2-3 лет просмотр должен быть строго дозированным - 15-20 минут в день. И только к 5-6-ти годам сеанс можно увеличить до 40 минут в день. Очень важно, чтобы малыш сидел четко напротив экрана на расстоянии не менее двух метров от него. И потому все навороченные гаджеты для просмотра мультиков, в особенности автомобильные, лучше оставить в магазине.