начатый ранее.

">

А я кем быть хочу? Дошкольники примеряют профессии. Часть 2.

Уже дошкольником ребенок, играя, пробует себя в различных профессиональных ролях, познает их смысл, решает, нравятся они ему или нет. Какие же профессии нравятся нынешним шестилеткам? Сегодня мы продолжаем разговор, начатый ранее.

004d1de8af6b13f71724313a30a71ca2.jpg
Источник: Migration

Какие профессии нравятся детям и почему

Как и следовало ожидать, больше всего среди любимых у детей - самые известные профессии:
Врач («Потому что лечить можно родных»; «Потому что мама сказала, это очень полезно быть врачом»).
Медсестра («Медсестрой быть хорошо. Я ходила к папе на работу и к маме, я ходила везде и видела, как там очень работают хорошо»).
Продавец («Еще мне нравится в магазине продавать». - Почему?- «Вот ко мне, например, пришла бабушка моя, я ей могу бесплатно...»)
Повар («Готовить. Хочу научиться, когда подрасту, варить. Мама говорила, либо в восемь, либо в семь, либо в шесть с половиной, она научит меня готовить. Обещала»).
Строитель («Строитель. Вот буду я Титаник строить. Постараюсь»).
Милиционер («Больше всего мне нравится... милиция. Потому что там можно арестовать какого-нибудь... хулигана. Вот. Один раз по телеку видел, вот, что милиция едет на велосипеде. Так лучше. Или на снегоходах»).
Полицейский («Полицейские. Охрана, спецназы. Но спецназы и работают полицейскими. Они и есть полицейские»).
Художник («Тот, кто картины пишет»; «Мне нравятся профессии рисовать, красками рисовать, еще мне нравится там, где работает мама, я у нее на работе была»).

Детям нравятся также профессии учителя, воспитателя в детском саду, кассира, актрисы, космонавта, тренера по плаванию, балерины («балерина - это моя самая любимая мечта»), «музыкальной учительницы», редактора, пожарного («потому что пожарником - тушить дом»), мотоциклиста, работника в Макдональдсе и даже дворника.

Среди профессий, которые нравятся детям, есть и необычные: «лошадей водить», «наклеивать - там вырезать кружочек и наклеить, красивые узоры сделать»; «Я хочу стать мастером, который может все делать из дерева, и даже игрушки всякие. Пуговицы, одежды, умеет шить, вообще все делать».

Некоторым детям трудно выбрать какую-то одну профессию, они называли несколько:
- Продавец, художник, у меня хорошо получается писать, то есть рисовать.
- Рабочий там, художник.
- Я знаю, есть повар, есть врач...все нравятся.
- Дирижер, скрипач, летчик, вертолетчик, машинист
- Разные... Ну, я даже не знаю
- Шить, петь, танцевать.

Для других детей пока нет никаких любимых профессий, они не смогли назвать ни одной:
-Простая работа мне нравится. Просто работа, как мои мама и папа работают
-Ну, ну я точно не могу сказать. Мне каждый день разные нравятся.

А некоторые дети не поняли вопроса, так как не знают, что такое «профессия»:
- Ходить в школу. - Это такая профессия - ходить в школу? - Да.
- Мне нравится профессия как хорошо играть. Хорошо заниматься. И мне нравится, как на роликах кататься. И на самокате. И петь.

Какие профессии не нравятся детям и почему

Не все дети смогли ответить на этот вопрос. Некоторые говорили, что им все профессии нравятся: «Мне не нравятся... Ну, мне все нравятся. Нет таких профессий, которые мне не нравятся».

Для других плохие профессии - это прежде всего те, которые связаны с криминалом. Конечно вор, маньяк, грабитель, убийца - это не профессии как таковые, но дети профессиями их считают: «Работа вором - да, потому что он людей обижает. Маньяком»; «Красть. Ничего из сумки вытаскивать нельзя».

Не нравятся детям некоторые сложные профессии, в которых нужно тяжело работать:
- Мне не нравится на фабриках.
- Не нравится делать телевизоры, потому что их очень сложно делать
- Врач мне не нравится, президент - слишком сложно. Надо какие-то дела решать, надо что-то делать со страной. Представляешь, ты один человек такой простой, а целая огромная страна как бы у тебя под колпаком, как бы ты над ней властитель, главный, такой маленький, один человек и целая страна людей.

Также детей не привлекает «грязный» труд:
- Навозником быть. Который навоз отвозит. - Почему? - Мне что-то не нравится такая. Там надо трудиться очень сильно. Это очень тяжело. Мне она, конечно, нравится, но это очень тяжело.
- Мне не нравится в первую очередь дворник. Потому что, насколько я знаю от мамы, что дворник - он бездомный.

Интересно, что некоторым детям не нравятся самые обычные и распространенные профессии:
- Не нравятся...учителем. Потому что придут много детей, будут громко говорить.
- Скорая помощь. Потому что уши закрываешь, когда она гудит.
- Мне не нравятся повар там, водитель и учитель.
- Мне не нравится работать доктором, медсестрой нравится, а доктором не нравится. Просто медсестра красивей.

Некоторым детям не нравится профессия доктора, потому что «они зубы лечат» и «уколы делают». Другим не нравится профессия строителя, инженера, пожарного, милиционера, потому что «там скучно». Одна девочка сказала, что ей не нравится профессия строителя, потому что «там одни мальчики работают». А один мальчик сказал: «Я вообще не люблю профессии. Они мне не нравятся».

В целом можно заключить, что представление дошкольников о мире профессий довольно ограничено - они упоминают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Описывая профессии, которые им нравятся или не нравятся, дети ориентировались на поверхностные, легко видимые их характеристики.

Некоторые из детей уже думали о своей будущей профессии, другие еще не знают, кем хотят стать, когда вырастут. Кто-то из детей находится под влиянием родителей, испытывают своеобразное давление с их стороны (когда родители говорят, что хотели бы, чтобы ребенок выбрал ту или иную профессию). Другие дети сами хотят пойти по стопам родителей.

Безусловно, профессиональные предпочтения детей будут меняться по мере их взросления. Дети будут получать все больше информации о профессиях, «примеривать» их на себя. Нельзя оставлять детей одних на этом сложном пути выбора профессии. Им необходима помощь взрослых и, прежде всего, родителей. Очень хорошо, если родители рассказывают детям о своей профессии, о том, чем они занимаются на работе, что им нравится или не нравится в их трудовой деятельности. Но этого мало. Для того чтобы расширить возможности профессионального выбора детей, помочь им определиться со своей будущей профессией и не ошибиться при этом, важно с самого раннего возраста знакомить их с миром профессий, рассказывать о «плюсах», «минусах» и предъявляемых к человеку требованиях как можно большего числа профессий.

Надежда Зырянова