Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Развитие речи у мальчиков и девочек

Разница в речевом развитии мальчиков и девочек, несомненно, есть: она статистически подтверждена и установлена исследователями разных стран. Я это подчеркиваю, чтобы избежать обвинений в сексизме со стороны тех, кто считает, что половые различия в интеллектуальной сфере являются дискриминационными по отношению к одной из сторон.


Фото: Legion-Media.ru

Однако факт остается фактом - разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания. Скорее всего, истина где-то посередине.

Нам же, как воспитателям, достаточно просто знать, что среднестатистическая двадцатимесячная девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем среднестатистический двадцатимесячный мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше. Таким образом, благодаря жизненному опыту, мы знаем, что девочки раньше начинают говорить: у них - в соответствующем возрасте - более четкое и правильное произношение, в речи раньше появляются предложения.

Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят девочек. Непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению. Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...». Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.

Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?

Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.

Кстати, в выражении эмоций тоже есть подобная разница, подкрепленная еще и стереотипами воспитания. Девочки чаще выражают эмоции словами и плачем. Мальчики – действиями, и нередко эти действия выглядят агрессивными: например, от большого огорчения мальчик может наброситься на маму с кулаками, порвать и разбросать по комнате неудавшийся рисунок, и тому подобное.

Есть разница и в восприятии мальчиками и девочками информации. Девочки воспринимают мнения и наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики, в основном, черпают информацию из поведения взрослых, и часто копируют это поведение. Особенно следует помнить об этом родителям, которые, например, не всегда переходят улицу на зеленый свет. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут. Увы, мы в этом не всегда преуспеваем.

В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.

Ко всем этим особенностям нужно, видимо, относиться способом «от обратного»: стараться их сгладить. Помогать ребенку там, где его пол «отстает», и не слишком «давить» на сильные стороны. Чтобы у нас не вырастали в чистом виде «болтушки-плаксы-сплетницы», в ужасе убегающие с уроков физики, и мрачные замкнутые «технари», не умеющие сказать девушке «люблю».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
43
Julie***
"В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником". Вот она - женская любовь к болтовне, когда уже проявляется)))))
СсылкаПожаловаться
Мария Алейникова
спасибо за ответ! сейчас нам 2г 8мес. угла у нас нет, но вот на кроватке сидим регулярно. очень любит мультики смотреть-наказывали на три дня, воспитательница жаловалась не помогло. заставляла игрушки убрать-2-часа что только не делала и уговаривала, и ругала, и вместе пытались и ремнем пугала (не била просто трясла). помогла только "Свинка Пэпа" за 10 минут все убрал сам и без мамы. пока шел мультик. на истерики просто уже не обращаем внимание. что с ним делать даже не знаю!!!
СсылкаПожаловаться
Оля Просто
В ответ на комментарий от Мария Алейникова
Мария Алейникова
у меня сын 2,1год. По поводу говорить слова за нами повторяет но в основном получается первый и последний слог так машина-мина, мячик-мяки и т.д. но уже старается не просто машина, а машина красная, или машина черная. водичку-водика, чистая-грязная. Мама, пап, деда-дед(четко), баба. четко говорит кого как зовут. Мама Мата, баба Таня, папа Мимим (Вадим), дядя Ваня и так далее. Киса,бака. все понимает. но он очень эмоционален. и если что не так как нужно ему он может и ударить, и истерика, и бросает все что под руку попало, и ущипнуть и укусить и что делать даже не знаю. подскажите что делать, пожалуйста!
СсылкаПожаловаться
Здравствуйте, Мария. У меня, конечно, опыт небольшой, но это мы уже проходили. Я просто его три раза предупреждаю, что так делать нельзя и что за это будет (какое наказание). Наш сын ОБОЖАЕТ металлические машинки. У него их много. Мы обещали, что если он будет кусаться (драться, щипаться и т.п.), машинки от него уедут. Потом спрятали после третьего предупреждения. ПОДЕЙСТВОВАЛО! И через пару дней, когда он уже бесконечно соскучился по ним, не стал делать плохо, машинки мы достали. Так еще несколько дней он только и делал, что играл с ними тихонько и не ломал.
Попробуйте.
Или оставьте в углу или просто где-то, сделав упор на то, что с ним после его выходок никто не будет играть. А ребенок всегда хочет внимания. Ему станет невыносимо, что он один. И попросится.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru