• На этом этапе нужно обратить внимание и на то, как ребенок понимает смысл слов. Дети в этот период осваивают нужный уровень обобщения и на первых порах часто ошибаются.
Малыш слышит вокруг себя фразовую речь, он хочет говорить предложениями, но ему не хватает слов и умения связывать их между собой. Как же дети выходят из положения?
Многие из них начинают попытки говорить фразами, присоединяя к значимому слову бессмысленное звукосочетание, например: «бабуля патпат», то есть, «бабуля пришла», или «ононо кафета!», то есть, «вкусная конфета».
Это не «собственное» слово ребенка (то есть, придуманное им для обозначения какого-то понятия), а просто набор слогов, который меняется раз от раза в одном и том же по смыслу предложении. Такие фразы дополняются обычно очень выразительными жестами и мимикой, что помогает родителям их понять.
Когда малыш набирает больший словарный запас, он может уже использовать значимые слова, но еще не умеет правильно связывать их между собой. Поэтому первые предложения из двух слов обычно носят характер «телеграфной речи».
Такие предложения могут состоять из разных частей речи, например: «Бабуя бакоо» («бабуля балкон» — два существительных), «киса куфать» («кошка кушать» — существительное и глагол), «лябака басая» («яблоко большая» — существительное и прилагательное).
Очень часто в первых двусловных фразах используются служебные словечки типа «это», «туда», «вот» — ребенок усваивает их очень рано и легко. В этих первых предложениях никогда не бывает предлогов и личных местоимений. Даже о себе ребенок говорит в третьем лице и называет по имени: «Петя гуясь», то есть, «Я (Петя) иду гулять», или «Я (Петя) хочу гулять», или «Я (Петя) только что погулял».
Вне конкретной ситуации невозможно понять, что именно имел в виду ребенок, поэтому постарайтесь разобраться и определить что значат его слова. Именно сейчас родители могут помочь ребенку научиться грамотно строить фразы.
Чтобы дать ему пример правильно построенного предложения, нужно точно понять, что именно он хотел сказать. «Кошка кушать» — это значит «кошка просит кушать», или «кошка покушала», или, вообще, «я хочу скушать кошку» (если кошка шоколадная, например)?
Родители должны сориентироваться в ситуации, предположить, что имел в виду ребенок, произнести правильно построенную фразу и обязательно получить подтверждение от малыша: «Кошка (или киса) просит кушать, да? Ты это хотел сказать? Она мяукает, просит молочка? Конечно, мы ей дадим молочка!».
На этом этапе нужно обратить внимание и на то, как ребенок понимает смысл слов. Дети сейчас осваивают нужный уровень обобщения, и на первых порах часто ошибаются: приписывают словам либо слишком узкий, либо, напротив, слишком широкий смысл.
Многие родители замечали, что малыши этого возраста могут считать, например, «столом» только один-единственный стол: тот, за которым семья обедает. Если, оказавшись в другом месте, попросить ребенка принести что-то с письменного или с кухонного стола, он не поймет задание, или побежит в другую комнату, к обеденному столу.
В этом случае нужно постараться придать этому слову в сознании малыша обобщенный смысл, создать «образ стола». Для этого не нужно пытаться сформулировать признаки объекта, это и невозможно, достаточно просто взять ребенка на руки и походить по дому, показывая разные столы: «это стол, и это стол, и это тоже стол, только маленький стол, видишь? А это — не стол, это табуретка, мы на ней сидим!».
Гораздо реже родители обращают внимание на противоположную крайность: когда дети называют одним словом совсем разные предметы или действия, чем-то похожие между собой. Например, моя старшая дочка называла все сладкие блюда из теста «пирогами»: вареники и печенье, пончики и пирожные.
А младшая обожала глагол «а-кой» (то есть, «открой»), но употребляла его в смысле «приведи эту вещь в действие»: «открой это» по отношению к бутылке воды обозначало «открой бутылку», «открой это» по отношению к телевизору - «включи телевизор», а «открой это» по отношению к яблоку и вовсе — «разрежь мне яблоко на ломтики так, как я люблю».
И это тоже работа для заботливых родителей: научить ребенка разным словам для отличающихся друг от друга предметов и действий.
Об авторе
Лара Шпильберг, коррекционный педагог. От первого лица: «Я занимаюсь диагностической педагогикой, то есть умею научить детей всему, что угодно: считать, читать, писать, понимать сложные науки. Из общения с ребенком мне становится понятно, в чем его сложность, почему не получается. Я придумываю разные игры, которые помогают детям легко и с удовольствием учиться, даже тем, кто сильно отстает в развитии, болен или травмирован. И мне кажется, что результат получается весьма убедительный».