А есть ли у наших детей детство? Взгляд врача-невролога

 В последние несколько лет на приеме приходится видеть странную картину. Приятные и разумные с виду родители приводят ребенка с жалобами на «какую-то задержку в развитии».

9a6f8cb3f2443e6f9c16e55fa561e4a0
Источник: Migration

Начинаешь знакомиться с историей развития человека, общаться с ним, проводить осмотр и получается: никаких придирок к протеканию беременности и родов, развитие на первом году нормальное, а вот годам к двум-трем - бедная речь, невысокая эмоциональность (эдакий маленький взрослый человечек). И родители начинают беспокоиться, так ли развивается ребенок? Что со всем этим делать?

Ответ на эти вопросы не заставил себя долго ждать. Как-то я поехал к друзьям в гости. В коттеджный поселок. И увидел занятную картину. Трое дам среднего возраста и трое малышей. Детки одной кучкой, дамы - другой. От кучки дам к кучке деток - постоянно летящие фразы: «Артем, смотри, лужа!», «Снежана, не подходи близко к снегу - он холодный», «Настя, отдай Артему лопатку - у тебя своя есть»...

Странным было то, что дети наипослушнейшим образом исполняли все эти команды. Они и двигались как-то по-особому, по-взрослому, чинно шагали, тщательно обходили лужи... Друзья пояснили, что это - почти все имеющиеся в поселке дети со своими нянями.

Интересная сложилась картина: родители - с одиннадцати вечера до восьми утра, круг общения ограничен, уровень общения - тоже. Поскольку кучка детей, да еще разновозрастных, под контролем кучки нянь, согласитесь, - весьма своеобразное общество. И так на протяжении нескольких лет с «выездами в свет» по выходным... А все остальное время - такой вот узкий круг абсолютно зарегламентированной по принципу «как-бы-чего-не-вышло» жизни.

И эти две картинки - без причин задержанный в развитии ребенок и крайне ограниченная общением и впечатлениями жизнь в поселке - сложились в одну. И вот почему.

Дело в том, что природой запрограммированный на развитие ребенок постоянно получает информацию из окружающего его мира. Он постоянно в движении, постоянно в поиске, его интересует все - и яркие предметы (будь то игрушка или выпавшая из помойного ведра обертка), ему интересно потрогать холодный снег, видеть яркое небо или, напротив, тучи. Это самое «интересно» направляет в мозг малыша огромный поток информации, которая обрабатывается, усваивается, и, тем самым, стимулирует его (мозга) развитие.

А теперь, представьте себе, какой объем информации несет в себе общение в семье, с родителями, игры со сверстниками... И можно понять, какой ущерб возникает из-за того, что этот поток ограничивается.

Дети, которые растут в таком дефиците невольно задерживаются с освоением речи, и не только - они не знают, что такое коллектив. Они не знают людей. Они имеют лишь обрывочное представления о том, как надо общаться с незнакомыми - как сверстниками, так и взрослыми.

Оказавшись в саду или в школе, то есть в нормальном ребячьем коллективе, такие дети не могут найти себе в нем места, поскольку не умеют жить по его правилам. И снова оказываются в изоляции.

Конечно же, развитие таких детей требует коррекции с участием невролога, дефектолога, и иной раз психотерапевта... Я назвал это состояние «коттеджным синдромом». Как врач я понял причину, я знал, что делать...

Но как все-таки хочется сказать: не отдаляйтесь от своих детей, будьте с ними, не перекладывайте все на нянь, не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками... Это все не только позволит избежать беспокойства и общения с врачами, но и даст ребенку нормальное, счастливое и наполненное впечатлениями детство.