Жасмин: «Если меня довести, становлюсь мамой-монстром»

Певица, мама 25-летнего Михаила, 11-летней Маргариты и 6-летнего Мирона рассказала Детям Mail.ru, почему не дает денег старшему сыну и из-за чего младшие дети не берут ее в свои игры, которые называют «хумусиками».
Жасмин с дочкой Маргаритой и сыном Мироном
Жасмин с дочкой Маргаритой и сыном МирономИсточник: личный архив

«Поздновато ты мне их родила»

Раньше младшие дети могли поссориться из-за игрушек — из-за тех, которые нравились им обоим, например. Спорили так, что в детской стоял дым коромыслом! Маргарита прятала свои школьные принадлежности и игрушки от Мирона, не разрешала заходить в свою комнату. Сейчас дети наконец-то начали жить дружно.

Маргарита стала очень трепетно относиться к Мирону — обнимает, говорит, что он ее любимый братик. Поможет одеться, вымыть руки, причешет, иногда даже кормит его. А Мирон даже обещает жениться на ней, когда вырастет.

Им нравится вместе играть во что-то несерьезное, допустим, в свой театр, танцевать, всячески баловаться, беситься. Оба любят готовить, помогать мне, что-то делать с тестом, лепить из него фигурки. 

Наблюдать за ними в этом возрасте очень забавно, это постоянный смех.

Миша — идеальный старший брат, очень любит младших. Я рада и горда, что привила ему это. Но всегда говорит: «Поздновато ты мне их родила». Когда ему было года четыре, хотел братика, но не получилось. Так сложилась судьба. Большая пауза и разница в возрасте дают о себе знать — Миша не может быть постоянно рядом с нами. У него свои интересы, друзья, девушка. Он живет отдельно. 

Но в любом случае я могу на него положиться. Он хорошо разбирается в математике и, если я прошу пройти с Маргаритой сложные темы, решить задачи, выполнить упражнения, — все сделает. Почитать тоже может — у него есть коллекция прекрасных книг, и Маргарита часто пользуется его библиотекой. Искупать Мирона он, конечно, не сможет, как и уложить, но поиграть, занять — легко.

У Маргариты и Мирона есть одеяло, внутрь которого они ложатся, а Миша берет его за края и катает их по полу. Это их любимая игра.

Когда Миша приходит домой, младшие сразу бегут к нему с криками: «Миша, мы идем валяться на тебе!» Он ложится на пол, и они начинают на нем прыгать, скакать — только и слышу из-за двери: «Ой, ай!» 

Жасмин с сыновьями Михаилом и Мироном и дочкой Маргаритой
Жасмин с сыновьями Михаилом и Мироном и дочкой МаргаритойИсточник: личный архив

При этом Михаил часто говорит, что, когда у него будут свои дети, он отдаст мне их на воспитание, и, похоже, для него это шутка лишь наполовину. Хотя я совершенно не боюсь стать бабушкой — наоборот, быть молодой бабушкой очень здорово. Признаюсь, легче было бы, если бы невестка была из нашей культуры — тоже иудейкой. Нас одинаково воспитывают, у нас общие ценности, общие праздники, это все, безусловно, роднит уже само по себе.

Но выбор сына я приму в любом случае, каким бы он ни был. Внуков пусть воспитывают родители, а я буду их нещадно баловать.

Мирону было тяжело расставаться со мной

Двое моих старших детей — Михаил и Маргарита — учились в одной и той же школе, но в случае с Мироном мы приняли решение сделать упор на английский язык и отдали его в школу с британской системой обучения. Формально он уже во втором классе.

Мирону в школе нравится — у него много друзей, и он говорит, что «в школе нет трудных предметов».

Первый год он немного переживал — ему было тяжело уходить от меня на полдня. Но сейчас уже все прекрасно. Помимо школы, он занимается дополнительно русским языком, ведь в школе все обучение проходит на английском, а родной язык тоже запускать нельзя. Также Мирон ходит на спортивную гимнастику, плавает, занимается шахматами и с недавних пор играет на гитаре.

Стараюсь сделать так, чтобы график детей гармонично складывался из интеллектуальных занятий, спорта, творчества и, конечно, отдыха.

На детей нельзя давить

Маргарита очень разносторонняя девочка, ей все интересно. Помню, в детстве она даже просила нас отдать ее на бокс. Она обожает музыкальную школу и с огромным удовольствием безо всяких напоминаний репетирует дома за роялем. Занимается гимнастикой, шахматами, танцует в «Тодесе», ходит в вокально-театральный кружок в школе. Иногда берем уроки плавания, иногда рисования — по настроению.

Жасмин с дочкой Маргаритой
Жасмин с дочкой МаргаритойИсточник: личный архив

Причем с танцами интересно получилось: дочь начала заниматься в 6 лет, и ей всегда это очень нравилось, но в один год она вдруг стала отказываться туда ходить. Я не настаивала: раз ребенок не хочет, давить не надо. Но через год настроение снова изменилось — и Маргарита сама попросила записать ее в студию. Сейчас она занимается с радостью, танцует на отчетных концертах, а я всегда прихожу поддержать — для нее важно, чтобы я пришла посмотреть.

Считаю, что, если у ребенка есть тяга к какому-то хобби, это нужно поощрять. А если нет — попробовать провести по разным кружкам и секциям и остаться там, где загорелись глазки. 

Мальчики Маргариту пока не заботят — еще не пришло время, видимо. Но в последнее время она стала делиться со мной своими переживаниями по поводу подружек, если у них произошло какое-то недопонимание. Маргарита очень трогательно стремится к настоящей, искренней и глубокой дружбе.

Гаджетам за столом не место

Как и любой маме, мне хочется дать своим детям максимум, поэтому, конечно, я их балую. Все, что нужно для учебы, спорта и творчества, они получают по первой своей просьбе, а если просят что-то для баловства — тут я уже подумаю.

Раньше Мирон обожал машинки и хотел, чтобы ему купили все, какие были в магазине. Но тут мама несгибаема — выбирай одну, и точка.

Дети очень любят сладкое, приходится их и в этом ограничивать, мы договорились так: в Шаббат и в каникулы можно все, а в обычные дни от сладкого отказываемся. Еще приходится ограничивать их в использовании гаджетов для игры — у меня с этим все очень строго. Разрешаю сидеть в планшете ровно полчаса в день, не больше, причем категорически не разрешаю пользоваться им за обеденным столом.

Семейный ужин — это особенное время, когда мы можем поболтать с детьми, я узнаю, как прошел их день в школе, или мы вместе можем решить, как провести следующий день, если это выходной.

Не хочу, чтобы они подменяли настоящие ценности сидением в телефоне.

С Мишей, когда ему было лет 14–15, его любовь к гаджетам и мои попытки регулировать этот вопрос нередко приводили нас к ссорам. С младшими пока все проще. Однажды Мирон сильно набедокурил, и в качестве наказания я убрала его планшет в сейф. А Мирон о нем, честно говоря, и думать забыл. Как и я. И в итоге планшет пролежал в сейфе несколько месяцев. 

Старший сын против публичности

У младших детей — Маргариты и Мирона — есть свои аккаунты в соцсетях. Когда я их заводила, немного переживала по поводу хейта, ведь на просторах интернета есть злые люди, которым попросту нечего делать, и поэтому они льют негатив на других. Но Маргарита так просила меня это сделать, что я согласилась. Ведь ее просьбы были осмысленными, это не каприз — она на самом деле знает, что хочет показывать: как делать слаймы, разные фокусы или как играть на фортепиано.

Жасмин с мужем Иланом и детьми — Марком, Маргаритой и Михаилом
Жасмин с мужем Иланом и детьми — Марком, Маргаритой и МихаиломИсточник: личный архив

В своих соцсетях Маргарита пишет сама. Сначала она мне показывала черновики и спрашивала, можно ли выложить такое фото и так подписать, теперь уже я ей доверяю. В итоге негативные комментарии у нас случаются крайне редко, но, положа руку на сердце, Маргарита практически и не ведет аккаунты, у нее и без них много дел. Мирон свой аккаунт не читает, в нем пока балуется исключительно мама. А Михаил никогда не любил публичность, его аккаунт только для близких друзей.  

Любовь мамы не знает условностей

Впервые я стала мамой в 20 лет, а в третий раз — в 39. С одной стороны, в таком молодом возрасте все воспринимается проще, с другой — с первым ребенком сложнее.

Помните, как в анекдоте? «Первый ребенок: все стираем, гладим, кипятим. Второй ребенок: стираем, иногда гладим, смотрим, чтобы не ел из миски кота. Третий ребенок: если ребенок поел из миски кота, то это проблемы кота!»

Думаю, проще становится в том смысле, что перестаешь паниковать из-за каждой ерунды. Одна моя знакомая раньше удивлялась, как я могу иногда задним числом посмеяться, рассказывая о том, как мой ребенок из-за чего-то плакал. Когда, например, Маргаритка в три года устроила крик, узнав, что она по гороскопу Дракон, а она хочет быть принцессой. И неважно, что невозможно в принципе родиться в год принцессы. Это и правда забавно, согласитесь?

С другой стороны, уделить время каждому ребенку, когда их несколько, тоже сложно. У каждого свои уроки, кружки, увлечения, желания. Мамам иногда приходится просто разрываться. Вообще, я человек довольно спокойный, но, когда нужно что-то сделать быстро и не канючить, дети по тону понимают — сейчас лучше не баловаться.

Миша всегда говорит Маргарите, что у мамы есть три состояния: добрая, строгая и мама-монстр. И до последнего состояния меня лучше не доводить.

Маргарита в ответ хлопает глазками: «Я маму сразу слушаюсь». Она действительно покладистая и очень трудолюбивая девочка. С ней меньше всего хлопот. С мальчиками наоборот, нужно несколько раз сказать, чтобы сделали как надо.

Иногда приходится играть в плохого полицейского, иначе будет катастрофа, сами понимаете. Мама-монстр может отобрать планшет на полгода, наказать домашним арестом или очень жестко отчитать. Мирон, например, боится даже заходить в мой рабочий кабинет, потому что, когда он слишком сильно шалит, я отвожу его в кабинет, закрываюсь с ним и провожу беседу. 

Жасмин
ЖасминИсточник: личный архив

Но какой бы строгой я ни была, всегда говорю детям, что тот факт, что я на них рассердилась, ни в коем случае не говорит о том, что я их не люблю. Объясняю им, что любовь мамы не знает условностей, она беззаветна и она навсегда, что бы там ребенок ни натворил.

Денег старшему сыну не даем

Илан (муж Жасмин. — Прим. ред.) вошел в жизнь Миши, когда сыну было 14, и они почти сразу стали хорошими друзьями. С самой первой их встречи я была удивлена, как легко они нашли общий язык: обсуждали гаджеты, музыку, машины — им было интересно вместе уже тогда. Илан вообще не отличается излишней строгостью, «плохой полицейский» в нашей семье я. И если дать Илану волю, он бы совсем избаловал Мишу.

Я немного сдерживала его, часто говорила, что не нужно дарить дорогие вещи просто так без праздника. Хотя сама нередко делаю старшему сыну подарки — обычно покупаю что-то из одежды. Но денег мы с мужем ему не даем, сын справляется сам — у него свой бизнес, он занимается автозапчастями.

Я придерживаюсь такого мнения: пока ребенок учится — его нужно содержать, чтобы не отвлекался от учебы на работу. А как только получил диплом — добро пожаловать во взрослую жизнь.

В воспитании детей я во многом ориентируюсь на своего папу и других старших родственников. Мы — еврейская семья и очень ценим традиции своего народа. В 13 лет еврейский мальчик проходит обряд бар-мицва — очень важное событие. В нашей культуре в этом возрасте ребенок становится взрослым, а мальчик — мужчиной. 

Михаил в подростковом возрасте посещал синагогу перед бар-мицвой, учился мудрости. Дома мы старались во всех детях взрастить чувство ответственности за себя и свои поступки, объяснить, что хорошо, что плохо и что, если поступил плохо, нужно это признать, извиниться, исправить ситуацию.

Я родилась на Кавказе в семье горских евреев, представители нашего народа — очень трудолюбивые люди. Девочек в Дагестане воспитывают в строгости, не побездельничаешь.

Уже в 5 лет я умела готовить, убираться, делать все домашние дела — меня постоянно чему-то учили.

Когда я, было, подумала, что умею уже все, мама и бабушки меня отправили учиться ткать ковры — только представьте! Большая гордость для жителя Дагестана — уметь красиво танцевать лезгинку, наш национальный танец. Мой папа был хореографом, он привил мне любовь к лезгинке, а я в свою очередь позаботилась, чтобы мои старшие дети — Миша и Маргарита — тоже научились танцевать лезгинку.

Дети не отпускали меня на работу

Обычно мне хватает собственной мудрости, чтобы наладить дома хорошую погоду, но однажды все же случилось обратиться к психологу. У Маргариты в раннем детстве (в период, когда я была занята гастролями по России и за границей) сформировалась, как мне тогда казалось, слишком сильная привязанность к няне — и я начала ревновать. Пришлось проработать эту ситуацию со специалистом.

Жасмин с сыном Мироном и дочкой Маргаритой
Жасмин с сыном Мироном и дочкой МаргаритойИсточник: личный архив

Вообще, будучи совсем маленькими, и Мирон, и Маргарита не отпускали меня на работу — с той только разницей, что Маргарита не отпускала одну, хотела ехать со мной (ей очень нравится моя работа), а Мирон просто хотел, чтобы мама всегда была рядом. Но постепенно дети смирились.

А еще, уходя в школу, Мирон первое время просил меня, чтобы я весь день сидела в кресле у входной двери и ждала его.

Или воевал с сестрой за мое внимание: спорил с Маргаритой, кого из них я сегодня буду укладывать спать. В итоге просто хватал меня за руку и утягивал в свою комнату. Маргарита сначала обижалась, потом уже только рукой махнуть могла и уступала младшему. 

Муж и дети не берут меня в свои игры

Илан — человек очень занятой, но на звонки детей всегда находит время. А созваниваются по видеосвязи они несколько раз в день. Когда мы вместе, во сколько бы он ни лег, обязательно встанет утром, чтобы позавтракать с детьми. Илан часто возит Маргариту и Мирона в кафе поесть йогуртовое мороженое, на картинг, на стрельбу из лука и другие спортивные активности.

Перед сном дети с папой играют в какие-то свои особенные игры, которые называют «хумусики».

Меня в них никогда не берут, поэтому даже не могу рассказать, что это такое. Но меня это совсем не обижает, наоборот — здорово, что у детей есть такие особенные моменты только с папой, только их общие секреты.

Фото на обложке: личный архив Жасмин

Читайте также:

Дарья Сачкова
Журналист, мама Нины и Марка