«Я сама все решу»: как растить девочек вне гендерных стереотипов

«Я росла в семье, где никогда не звучало “девочки так себя не ведут” или “если будешь такой, тебя замуж никто не возьмет”. Мне говорили: учись, путешествуй, двигайся туда, где интересно, выбирай достойных и уважай себя», – о воспитании без навязывания гендерных ролей рассказывает семейный психолог и автор книг для детей и взрослых Ирина Чеснова. Мамам мальчиков тоже полезно знать!

Depositphotos_167807952_l-2015
Источник: depositphotos.com

Мы выросли из гендерных ролей, как из старой одежды

Наша культура все еще сильно ориентирована на гендерные стереотипы. Считается, например, что если ты будешь идеально вписываться в красивую рамку с надписью «Настоящая женщина» (то есть будешь мягкой, хозяйственной, мудрой, вдохновлять своего мужчину на подвиги), если ты все будешь делать «правильно» в рамках своей гендерной роли, твоя жизнь обязательно сложится.

Хорошая иллюзия.

Когда-то все это было оправдано. Когда-то – это в эпоху, когда традиционное общество и брак держались на том, что люди добросовестно исполняли свои социальные роли: мужчина – добытчик и защитник, обращенный во внешний мир, женщина – хранительница очага, занимающаяся домом, хозяйством, детьми. У каждого – своя четкая функция, каждый понимает, что должен делать и чего от него ждут, а там, где все понятно и предопределено, – почти безопасно.

Сейчас мы из всего этого выросли – как из старой одежды.

Сегодня и «добывать ресурсы», и вкладываться в уют своего дома, и качественно общаться с детьми может – при желании – любой взрослый человек, независимо от пола.

Мужчине нет необходимости «за все отвечать и все решать», а женщине не нужно (и даже вредно) быть зависимой, отказываться от своих желаний и планов, обслуживая чужие интересы. Оба могут и достичь социального успеха, если для них это ценность, и следовать любым своим целям, и договориться, кто за что отвечает в рамках конкретной семьи.

Родительские установки превращаются в тюрьму

Нам сложно предположить, в каком мире будут жить наши дети. Но мы все еще – возможно, бессознательно, «на автомате» – воспитываем их «по старинке», призывая ориентироваться не на понимание себя и контакт с другим человеком, а на «ты же девочка, девочка должна быть...»: опрятной, прилежной, сочувствующей, мудрой, хорошей хозяйкой. И не быть: решительной, настойчивой, активной, сильной («замуж никто не возьмет, будь слабее мужчины»).

Не шуметь, не пачкаться, не злиться, быть умной, но не слишком («умные мужчинам не нравятся»).

«Зачем тебе математика и карате, ты же девочка!» По идее, все эти послания должны работать на благо, на то, чтобы девочка вписалась в общество, не была изгоем и нашла свое «женское счастье». А в реальности – как? Работает?

В реальности эти внушенные установки превращаются в тюрьму, в которой тебя раздирают внутренние конфликты, чувство стыда и вина. И ты плохо представляешь, что для тебя важно и что тебе делать, если ты не вписываешься в социальные ожидания.

В этой тюрьме большинство выросших девочек ощущают себя «не такими», «дефектными».

От людей противоположного пола они тоже – что очень грустно – ждут чего-то «обобщенно-характерного»: мужчина должен быть сильным, «не плакать» и все выдерживать. И самое печальное: гендерные клише часто превращаются в манипулятивные послания в отношениях («нормальные женщины ждут мужа дома с горячим ужином», «а я думала, ты мужик!»), в призыв быть удобной/ым, «правильной/ым», читай – «такой/им, как мне надо, какой/им я хочу тебя видеть».

Ставьте на первое место не биологический пол, а личность

Я думаю, лучший подарок, который мы можем сделать своим детям, – это растить их вне гендерных стереотипов. Ставить во главу угла не биологический пол, а личность! Ее человеческие особенности и склонности, ее индивидуальность. Как это сделать?

Depositphotos_113404194_s-2019
Источник: depositphotos.com

Обратите внимание, как вы сами думаете и говорите

Откажитесь от стереотипных суждений «Это же мальчики, что с них взять?», «Девочки так себя не ведут». Все то же самое можно сказать, обращаясь к конкретному ребенку и не используя обобщения. Например, «Сегодня у нас день уборки, все вкладываются в общий уют и порядок» вместо «Что за бардак у тебя в комнате, не стыдно, ты же девочка!»

Наблюдайте

Какой он, ваш ребенок? Ваша девочка. Чем она увлекается, к чему ее тянет? Пусть она развивает любые свои качества и склонности – любознательность, активность, решительность, чувствительность, если они ей присущи.

Помогите ей «освоить себя» и с учетом ее личностных особенностей вписаться в этот мир.

Пусть у нее будут разные игрушки – не только традиционные куколки и мягкие зверушки, пазлы, мозаика, посуда и набор доктора, но и конструкторы, чтобы строить и разрушать, инструменты, если они ей нравятся, машинки, в которых можно кого-то возить. Поддерживайте ее увлечения, даже если окружающим кажется, что они совсем «неженские».

Общечеловеческие ценности не зависят от пола

Вместо «поло-ролевого подхода» («мальчик не плачут, девочки не дерутся») транслируйте ребенку общечеловеческую систему ценностей: никому нельзя делать больно. Защищать тех, кто уязвим и не может противостоять жестоким нападкам, – правильно.

«Учись понимать себя и слышать свои настоящие желания, говори о том, что чувствуешь, уважай себя и других, поддерживай тех, кто грустит и кому нужна помощь, проявляй мужество и смелость, высказывай свое мнение и учись слышать чужое, развивай самостоятельность, делай открытия...». Разве эти послания зависят от пола?

Этикет – один для всех

Помимо общечеловеческой системы ценностей существует ещё этикет. Вы можете учить свою девочку всему, что считаете «хорошим тоном», и тому, что считаете достойным поведением. Например, «в нашем обществе принято быть человеком тактичным и не навязывать своё общение тому, кто не показывает, что расположен общаться» – опять же независимо от пола.

Или: «лучше не надрываться и попросить поднять тяжелое того, кто физически сильнее, то есть мальчика, а в будущем – мужчину». Или: «позаботиться о любимом человеке, когда он пришел уставший с работы, а у тебя есть силы, мне кажется, очень правильным».

Подавайте пример

Свой пример того, что можно быть разным, сочетать в себе и условно «мужские» качества (упорство, целеустремленность), и условно «женские» (бережность, заботу, сострадание). В современном мире любой взрослый человек может выполнять практически все повседневные дела – оплатить счета, приготовить еду, утешить ребёнка, починить что-то самостоятельно, если он это может и умеет, или обратиться за помощью и поддержкой к тому, кто готов их оказать.

Нашим девочкам это очень пригодится в жизни. Они вырастут и сохранят веру в себя, уверенность, что они живут своей жизнью, что они могут выбирать любую дорогу.

Они будут ценить свою и чужую индивидуальность, не навязывать другому «правильный» взгляд на мир и смело отказываться от того, что им не подходит, не ложиться «костьми» в погоне за идеальным порядком, и быть при этом внутренне свободными и счастливыми.

Ирина Чеснова
Семейный психолог, автор 20+ книг для детей и взрослых