А вы любите выступать на публике?
Да ведь и мы, взрослые, далеко не все любим и рвемся выступать на корпоративных мероприятиях или конференциях. С одной стороны, как раз именно потому, что далеко не все мы - натуры артистические.
А с другой стороны, страх перед публичными выступлениями взрощен в нас, как ни крути, родной школой, где чаще всего практикуется всего один вид такого выступления: ты стоишь у доски и бубнишь что-то, что никому не интересно, тебя никто не слушает, но тебе почему-то ставят оценку. Так себе опыт, честно говоря.
Ну, своим-то детям мы такого не пожелаем, правда? И попробуем сделать так, чтобы выступления эти, будь то доклад или новогодний стишок, были для них, если не удовольствием, то обычным делом.
Кому - праздник, а кому - работа
Поделюсь своим родительским опытом. Самые чудесные новогодние утренники, на которых я присутствовала, были в школе, где учился мой сын. Праздничные выступления для Деда Мороза готовили не дети, а педагоги, всем коллективом прилежно изображая снежинок, божьих коровок, читали стихи и исполняли танцевальные номера.
Дети были в восторге. Согласитесь, когда твоя учительница по английскому в костюме клубнички читает Деду Морозу стихи про Новый год - это впечатляет и обнадеживает.
В школе считали, что утренник - это удовольствие для детей, праздник, событие для радости и отдыха. Никто не заставлял детей читать стихи, не разучивал с ними танец снежинок или там золотых осенних листьев. Сын до сих пор вспоминает эти праздники с удовольствием.
Обычно же утренник - это нечто вроде отчета о проделанной работе в более-менее художественной форме. Кто отчитывается? Перед кем? Если подумать хорошенько, то с удивлением обнаружишь: это педагоги и воспитатели как бы отчитываются перед родителям в том, как хорошо они учат и воспитывают наших детей.
Педагоги отчитываются... руками, ногами и голосами детей. Почему-то принято считать, что по тому, как ровненько детки будут выходить в круг, держась за руку, и как прилежно читать стишки, можно представить, как вообще в этом детском саду дела.
И, собственно, переживают за утренник больше всего воспитатели-педагоги, немного прессуя родителей и сильно прессуя детей: мол, надо стишок непременно выучить к сроку, а то... А что - то..?
Улыбаемся и машем
Да, собственно, ничего. Ничего страшного не случится, если ребенок не выучит злополучный стишок. Или в последний момент вдруг расхочет выходить на сцену. Или заявит, что не будет исполнять роль пенечка, белочки, медвежонка, или какие там еще роли раздают на детских утренниках...
То есть, для Марьи Ивановны с двадцатилетним стажем работы или для Елены Николаевны с пятилетним - это, может быть, и равносильно тому, что небо упадет на землю. У них работа такая, так они ее понимают.
Но мы-то, родители, точно знаем, что главный результат утренника - это удовольствие и радость ребенка, а вовсе не без запинки прочитанное стихотворение и одинаковые носочки. Попробуем вместе с детьми выучить злополучный стих. Только без всякого «ты должен/должна», без ссылок на страдания Марьи Ивановны, совесть и долг.
Попробуем выучить, играя. Кто, вы или ребенок, первый вспомнить строчку? Кто из вас быстрее запомнит? У кого громче получится? Расскажем детям, как сами учили стихи в детстве. Вспомним какую-нибудь смешную историю про это.
Не забудем про костюм и постараемся сделать его вместе с ребенком, превратим это дело в повод для общения, в повод для забавных воспоминаний, в повод лишний раз побыть вместе...
И, между делом, как бы между прочим, двадцать раз повторим: здорово, что ты участвуешь. А дальше скажем: «Как получится выступить - так и хорошо, мне ты любым понравишься».
Кстати сказать, многим детям для ощущения праздника вполне достаточно, чтобы маме (и папе, если его удалось заманить на утренник) и правда нравилось, что там происходит. Если мама улыбается и рада, значит, все хорошо, даже если у меня не очень получился танец и я забыла от волнения половину песенки.