Откуда рвется крик
Для начала поразмышляем о том, почему родители вообще кричат, вместо того, чтобы говорить спокойно. Обычно они так делают, когда испытывают сильные чувства – радости, гнева, возмущения. Радость мы рассматривать не будем: если вы восторженно закричите ребенку: «Саша! Смотри, какого чудесного я принесла котенка!», – от этого никакого вреда не будет.
А вот гнев и возмущение, к сожалению, куда более часто становятся поводом для крика, и вред они принести могут. Обычно родители злятся и возмущаются, когда дети делают не то, чего мы от них ждем: не моют посуду, не учат уроки, громко включают музыку, и вообще – не слушаются. Как будто бы в них встроен режим «ребенок всегда должен делать то, что ему велели взрослые», но вдруг он забарахлил. В такой ситуации взрослые часто руководствуются стереотипом, что если повторить свой приказ несколько раз и очень громко, то малыш тут же исправится. Однако, в большинстве случаев, дети отлично слышали то, что им велели мама или папа. Но решили не слушаться по каким-то своим причинам. Например, маленький ребенок устал после долгого похода по магазинам, он капризничает, и если на него закричать: «Перестань ныть!», дело неизбежно закончится слезами. Детская истерика от родительского крика тоже, разумеется, не прекратится. Тем не менее, взрослые продолжают кричать – от отчаяния, от того, что они не знают, как изменить ситуацию, от того, что они и сами устали.
Есть ли у крика шанс
Я категорически против повышения голоса, потому что мне в свое время так папа очень сильно психику попортил. И в будущем - школа, универ, бытовая жизнь - это сослужило мне очень недобрую службу: я абсолютно не могу нормально реагировать на крик. Если на меня повышают голос, то все - слезы, истерика. Я не могу рационально мыслить и спокойно отвечать на претензии. Так что задумайтесь, так ли полезен ваш крик в будущем детям, как вы думаете.
Спокойным разговором можно добиться гораздо большего результата. По крайней мере, у родителей появится возможность понять, почему ребенок что-то делает или, напротив, не делает. А когда произойдет это осознание, то гнев взрослых тоже уменьшится, потому что больше всего мы злимся на то, чего не в силах понять.
Регулярные «профилактические» скандалы – вообще неважный воспитательный метод. Некоторые дети после них начинают слушаться, но доверять родителям перестают, так как ощущают постоянный страх. Они даже могут начать часто болеть, потому что на больных обычно не кричат.
Некоторые дети смотрят на вопящих родителей со снисходительной улыбкой и продолжают заниматься тем, что им нравится, не реагируя на слова мамы и папы. Это сигнализирует о потере авторитета родителей в глазах малыша. Другие дети перенимают родительскую манеру и тоже начинают кричать на членов семьи, товарищей в саду или в школе.
Рот не на замке
Человек сделан из плоти и крови, а не из железа, поэтому, как ни сдерживайся, а повысить голос ему иногда случается. Но ребенок способен правильно отреагировать на спонтанный окрик взрослого. Он с пониманием отнесется к гневу, который как пламя, зажглось и потухло, если это касается только что состоявшейся ситуации.
Если же мама или папа копили свое недовольство долгое время и «вылили» его на малыша неожиданно и не к месту, это, скорее всего, приведет ребенка в замешательство. Родителям не следует накручивать себя, яростно перечисляя все проступки ребенка, начиная с первой разбитой им чашки, и заканчивая полученной сегодня двойкой. Искреннюю вспышку гнева малыш поймет и не обидится, она будет эффективнее долгих нотаций или физического наказания. Хотя лучше использовать спокойный, доверительный разговор.
Если сдержаться не удалось, и вы сорвались на ребенка, объясните ему, что во всем виновата усталость. И не забудьте извиниться за это. Тогда ему будет легче смириться с криком мамы или папы.
А главное, ребенок всегда должен знать, что родители его любят, даже в тот момент, когда кричат: существуют даже термин в психологии – «итальянские семьи», где все разговаривают друг с другом на повышенных тонах, но при этом никто не сомневается в том, что все крикуны друг друга любят.