Вы заботитесь о всестороннем развитии малыша? Тогда отведите его... на кухню! Вместо того чтобы тестировать на ребенке «развивающие» методики и дидактические материалы, просто включите его в собственную бытовую деятельность! У маленьких детей всегда есть интерес к тому, что делает мама: их не столько занимают яркие «умные» игрушки, сколько обычные для нас, взрослых, предметы, а кухонная утварь и вовсе представляется чем-то магическим. Дети подрастают и тянутся «помогать», и важно не угасить их естественный живой интерес и трудолюбие. Хотя, конечно, иногда после активной помощи маме достается двойная уборка!
Зачем же пускать детей на кухню? Что может развивать такое обыденное занятие, как приготовление пищи?
Малыши от нуля до трех
Малышам до трех лет просто необходимо для гармоничного развития исследовать окружающий мир, начиная с обычных бытовых предметов. И, конечно же, лучше всего дети усваивают информацию в совместной деятельности с родителями. Прежде всего, для развития моторики нужны вовсе не специальные «дидактические материалы», а окружающие предметы и осмысленные действия с ними. На кухне требуется множество «моторных» умений: осторожно подать яйцо, не разбив его; резать игрушечным ножом, подражая маме; насыпать муку точно в емкость и прочее. Все это подчеркивает «самость» маленького ребенка, дает ему ощущение собственной значимости. Также это важно для нравственного воспитания, ведь участвуя в приготовлении еды, ребенок проявляет заботу о других.
Ребенок называет ингредиенты и усваивает новые слова. Мама объясняет ему, что будем делать, зачем и в какой последовательности — он воспринимает алгоритм действия, развивается мышление.
Он может потрогать интересующие его вещи и попробовать их на вкус — получает тактильные и вкусовые ощущения. Для малыша очень важно получать информацию от разных каналов восприятия, тем полнее он представляет образ объекта. Можно дать ребенку понюхать простые пряности, вроде ванили или корицы: это развивает обоняние. Предложите ему отгадать по запаху, что это такое? К игре можно подключить папу и предложить с закрытыми глазами и по запаху определить, что же сегодня будет на десерт.
Дошкольный возраст (4—7 лет)
Малыш подрос, и в возрасте старше 4 лет ребенку уже можно доверить некоторые самостоятельные действия.
Можно начать с самого простого. Для ребенка на данном этапе важно обзавестись собственными обязанностями, и в процессе приготовления пусть у него тоже будут «свои» действия. Например, именно ребенку доверяют сделать украшение десерта, или только он «главный» по перемешиванию исходных ингредиентов. Дошкольный возраст — период творческий, и важно дать ребенку возможность проявлять творческое начало в повседневной жизни, а не только «для галочки» на занятии. Поэтому форма игры более доступна для легкого усвоения навыков и выгодно отличается от тех занятий, которые порою бывают скучны в дошкольных учреждениях.
Пусть ребенок попробует для начала собственные варианты украшений и добавок (например, выберет, чем украсить готовый десерт: посыпать сахарными сердечками или собственноручно вырезанными формочкой цветочками из марципана). Постепенно можно предоставлять больше самостоятельности в приготовлении, вплоть до придумывания собственного десерта. Может быть, на первых порах придуманные им рецепты будут не очень удачными, а результаты не очень вкусными (а может, и вовсе несъедобными). Но не ошибается тот, кто ничего не делает! Поддерживайте стремление придумывать что-то самостоятельно.
Для ребенка дошкольного возраста очень важно заботиться о семье — из эгоистичного малыша, который кричал «мое!» он должен постепенно вырасти в человека, который умеет думать о других и делать для других. Поэтому просите ребенка сделать что-то приятное для близких, и не обязательно по важному поводу, такому, как день рождения. Может, просто маленький сладкий сюрприз дождливым скучным днем?
Младший школьный возраст (7—10 лет)
Это возраст, когда растут и ширятся социальные связи, ребенок выходит в большой социум. Его умения дают ему возможность приобрести адекватную самооценку и чувствовать собственную значимость. Ребенок уже умеет готовить простые блюда. На этом этапе стоит осваивать больше практических действий, даже при полном оснащении кухни «умной» техникой умения сделать что-то самостоятельно всегда пригодятся в жизни. Не стоит относиться к занятиям на кухне чересчур серьезно. Просто проживайте с ним удивительные моменты новых открытий и в свою очередь учитесь ценить время, проведенное вместе.
Ребенок уже усваивает, что не все, что вкусно, — полезно. Можно научить его, как приготовить вкусные и сбалансированные по содержанию углеводов десерты; как правильно сочетать продукты, чтобы получать нужные микроэлементы и витамины. В этом возрасте ребенок уже может быть полностью ответственным за приготовление некоторых блюд, пусть у него будет «свой» день, когда он готовит для всей семьи что-то вкусненькое, и свой «коронный» десерт с секретным рецептом!
Есть решение? Конечно, есть!
Компания Kamis, которая хорошо знакома хозяйкам по ассортименту специй, рада помочь маленьким выдумщикам и их родителям в реализации самых смелых сладких идей и специально для них создала Галерею идей и французских рецептов с использованием высококачественных ингредиентов. Мгновения, проведенные с мамой за придумыванием и реализацией маленьких кулинарных чудес, станут не только полезным развивающим времяпрепровождением, но и останутся в памяти детей теплым воспоминанием, которое они пронесут с собой через годы во взрослую жизнь. Самостоятельно приготовленные угощения будут вкуснее любой сладости, купленной в магазине, ведь ребенок приготовил их сам, сам вместе с мамой! Счастье на десерт — это так просто!
#камисмамам
Марина Озерова, педагог-психолог, руководитель дистанционного израильского центра «Дети в семье».
Также читайте об особенностях детсадов в российской глубинке