Валерия: «Не нравится невестка? Зажмурься и не смотри». Большое интервью о семье

Певица, мама 29-летней Шены, 28-летнего Артемия и 24-летнего Арсения рассказала Детям Mail.ru, почему не покупала детям брендовые вещи и какую разницу заметила в воспитании детей и внуков.
Журналист, мама Нины и Марка
Валерия с сыновьями Артемием и Арсением, дочкой Шеной и супругом Иосифом Пригожиным
Валерия с сыновьями Артемием и Арсением, дочкой Шеной и супругом Иосифом ПригожинымИсточник: личный архив

Радуюсь, что внучка растет без гаджетов и сахара

У меня есть маленькая внучка Селин, ей 2 года. Глядя, как занимаются с малышкой ее мама и папа, Лиана и Арсений, я понимаю, насколько сильно изменился подход к воспитанию детей. Почти 30 лет назад, когда я впервые стала мамой, у нас не было доступа к тем знаниям, которые сейчас есть у молодых родителей. Чем кормить, как развивать — все делали по старинке, как наши родители. Не могу сказать, что это плохо, выросли же мы как-то.

Бабушка, помню, жарила на сливочном масле картошку, и я, совсем маленькая, могла целую сковородку этой вкуснятины съесть, да еще и на ночь глядя — и ничего, нормально. О здоровом питании никто не знал.

Зато занимались с детьми больше, а сегодня родители делегируют это гаджетам. В нашей семье, к счастью, такого нет. И это не потому, что я такая умная, всем объяснила, как надо жить. Лиана и Арсений сами выбрали такую линию воспитания.

Был момент, когда Селин заинтересовалась телефоном. Кто-то из нас показал ей видео с ней в главной роли — и все, ребенок «подсел». Внучка стала постоянно просить, чтобы ей давали телефон. И мы поняли — это плохая история. И быстренько ее свернули — просто перестали давать ребенку гаджет. Конечно, она его требовала, капризничала, но мы старались хитростью как-то отвлекать ее. И получилось.

Смотрю на Селин и лишний раз убеждаюсь: маленьким детям больше телефонов и игрушек нужно внимание.

Мы с ней можем часами развлекаться, просто изображая поезд, самолет, робот-пылесос, играя в ладушки или распевая песенки. Еще Селинка обожает, когда ей читают — ее редко можно увидеть без книжки в руках. Самую первую, фетровую, мы купили, когда внучке было 10 месяцев, а сейчас у нее своя мини-библиотека — и у себя дома, и у нас.

Что касается питания внучки, Лиана и Арсений тут тоже молодцы — не дают дочке сладкого. Я в свое время тоже попыталась ограничить детей в сахаре, но, к сожалению, не все в семье были на моей стороне…

В нашей семье не принято выяснять отношения

Мне повезло с невестками — и с женой Темы Наташей, и с Лианой. С Лианой мы вообще общаемся чаще, чем с Сеней, который все время на работе, — в основном, конечно, о внучке.

Похвастаться, что ко мне обращаются за советами, не могу, хотя жду: ну когда же у меня что-нибудь уже спросят, я же такая опытная!

Но ребята сами настолько умные и начитанные в этом плане, что ничего им подсказывать не нужно. Можем, конечно, что-то обсудить с ними, обменяться мнением. Недавно вот речь зашла о занятиях Селин по английскому языку: стоит ли уже начинать или еще рано?

Педагог, которому мы доверяем, сказал, что она еще слишком маленькая и мы просто выбросим деньги на ветер. Но у Селин такая хорошая память, она очень легко сейчас все запоминает и уже знает много английских слов. Например, ей можно сказать: «Give me а red book» — и она несет красную книжку. Поэтому и сомневаемся: может, уже все-таки приступить к обучению?

Я не из тех свекровей, что придираются к невесткам. У меня подход простой — кого любит мой сын, того люблю и я.
Валерия. Фото: Шелунин Сергей. Стиль: LikaforLika
Валерия. Фото: Шелунин Сергей. Стиль: LikaforLikaИсточник: личный архив

Хотя, возможно, мне просто очень повезло: и Наташа, и Лиана оказались семейными, заботливыми и любящими девочками.

Наташу я вообще знаю много лет, они с Темой вместе учились в школе. Но начали встречаться гораздо позже. Я сыну говорю: «Где были твои глаза? Мог такую девчонку упустить».

Но даже если бы меня что-то не устраивало в невестках, имела бы я право лезть в жизни сыновей? Думаю, нет.

У нас как-то в семье так повелось: никто никого не обсуждает, не выясняет отношения. 

Моя бабушка была прекрасной тещей моему папе, никогда не вмешивалась в семью молодых, всегда проявляла деликатность и тактичность. Если даже кто-то был не прав, бабушка делала вид, что она ничего не видела. Считаю, это правильный подход.

Если молодые живут и у них все хорошо — это же замечательно. А если свекровь что-то не устраивает, у меня один совет: зажмурься и не смотри. 

Никогда не баловала детей

Мои дети рано стали жить отдельно, рано начали зарабатывать. Скажу без ложной скромности: горжусь этим и считаю своей заслугой. Нам с Йосей всегда тяжело доставались деньги, и детей поэтому мы ими не баловали. Если наличные давались, то только по какому-то поводу, на праздник. Мы не покупали им брендовые вещи — только после 17 лет, в каких-то аутлетах, не за бешеные суммы.

Мы старались не приучать детей к шику, поэтому они выросли абсолютно приземленными — не мажорами. И когда захотели дорого одеваться, что-то себе покупать, сами пошли работать.

Помню, когда Артемий учился в Швейцарии, у многих его одноклассников были безлимитные банковские карты, на которые родители каждый месяц перечисляли внушительные суммы. Я не понимала, как можно совершать такую глупость по отношению к своему ребенку? Откуда ты знаешь, на что он, находясь в другой стране, тратит деньги? А вдруг на что-то запрещенное?

Поэтому мы отправляли Артемию деньги по минимуму, на какие-то канцелярские мелочи для учебы — ластики, тетрадки. Что-то помасштабнее покупалось нами, когда мы приезжали проведать сына. Позже, когда Артемий поступил в университет, мы привязали его банковскую карту к нашим, чтобы видеть, сколько и на что он тратит. Тема спокойно к этому относился, мог чеки показать, если мы просили. И так мы контролировали всех наши детей — исключений ни для кого не делали. 

Мечтаю жить с детьми в одном доме

Тема, Сеня и Шена очень дружны между собой.

Знаю примеры, когда братья с сестрами, став взрослыми, отдаляются друг от друга, мало общаются. К счастью, у нас не так.

Даже несмотря на то, что Тема живет в другой стране, а Сеня с Шеной в Москве, они все равно постоянно на связи, у них какие-то свои приколы, свои секреты. Мне, конечно, приятно это видеть. Я рада, что мы с Йосей сумели привить детям правильные ценности, что они понимают — нет ничего важнее семьи.

Не могу сказать, что мы что-то особенное для этого делали — скорее, дети просто смотрели на мои отношения с бабушкой, мамой и другими родственниками и впитывали все это. Как мы заботились о них, всегда поздравляли с праздниками, часто навещали. И несмотря на то, что мы не имеем возможности все вместе собираться за общим столом на воскресный обед, я вижу, что у каждого из детей есть очень важное понимание: семья всегда на его стороне и, случись что, всегда прикроет. 

Я бы, конечно, хотела, чтобы дети жили не только в одном городе, но и, желательно, в одном доме — сидели бы все кучкой и радовали маму.

Но Тема далеко, Сеня с Шеной рядом, но вижу я их все равно не так уж часто — они, как и я, много работают. Иногда звонят и жалуются: «На сон времени совсем нет. Поспать бы…»

Спрашиваю сына: «Терпишь меня, да?»

У меня нет каких-то особенных правил воспитания. Что я знаю наверняка: детей надо любить и как можно чаще хвалить.

Не на ровном месте, конечно, а за заслуги. Но ни одной не пропускать! А то у нас как бывает: за промахи поругать никогда не забываем, а если ребенок что-то хорошее сделал, воспринимаем это как должное. Также, считаю, нельзя фокусироваться на каких-то неудачах, плохих отметках, делать из этого трагедию. Надо вообще ко всему относиться проще – и жить станет легче. 

Я никогда не скупилась на похвалу. Мои дети каждый день слышали, что они самые красивые, умные, замечательные и любимые.

Они росли обласканными, зацелованными — считаю, тактильный контакт очень важен. И даже сейчас, когда дети уже выросли, продолжаю их тискать. Запросто в порыве любви могу накинуться на кого-то из них в магазине или в ресторане и вижу, что это им нравится, они этого не стесняются. В шутку как-то спрашиваю Тему: «Скажи честно — терпишь меня, да?» А он: «Да нет, мам, все хорошо».

Считаю, что когда ребенка вот так «залюбливаешь», он вырастает с ощущением, что он достоин такой любви, заслуживает ее — и у него от этого за спиной крылья вырастают. 

Рано выйти замуж — не значит стать счастливой

Валерия и Иосиф Пригожин. Фото: Шелунин Сергей. Стиль: LikaforLika
Валерия и Иосиф Пригожин. Фото: Шелунин Сергей. Стиль: LikaforLikaИсточник: личный архив

Шене 29 лет. И ей повезло — я не из тех мам, кто терроризирует дочерей на тему «Когда замуж?».

Это раньше после института нам нечего было делать — только размножаться. Родили, располнели, погрязли в быту. Спорт в нашей жизни заканчивался вместе с уроками физкультуры в институте. Как могли, так и скрипели. К сорока — уже старые.

Сегодняшние 50 — это как полвека назад 35. Мы едим другую еду, по-другому за собой ухаживаем, занимаемся спортом, развиваемся.

У нас все есть для того, чтобы выглядеть и чувствовать себя лучше, моложе — достижения медицины, фитнес, литература по развитию и самосовершенствованию, наконец. Да и не зря же в 2020 году нашими депутатами был официально повышен молодой возраст до 35 лет включительно. К тому же: выйти замуж и родить – не значит стать счастливой. Сколько вокруг девушек, которые рано стали женами, родили детей, потом развелись и мыкаются по углам… Ни образование толком получить не смогли, ни карьеру построить. Кому это надо?

Шена умная, красивая, сильная, самодостаточная и интересная, у нее сейчас потрясающий этап в жизни. Она чувствует себя счастливой и для меня, как для мамы, это самое главное. 

Фото на обложке материала: Starface

Читайте также: