Пять ошибок великих педагогов

Иногда мы удивляемся, как современны взгляды выдающихся мыслителей всех времен, как актуальны их высказывания на тему вечных вопросов человечества. Но так бывает не всегда: великие тоже могут ошибаться. Или, может быть, ценности перестали быть вечными?
Многодетная мама

Демокрит был не прав, когда говорил про стыд

Гераклит и Демокрит, художник Донато Браманте
Гераклит и Демокрит, художник Донато БрамантеИсточник: Migration

Демокрит (около 460 до н.э. – около 360 до н.э.) – один из самых гениальных ученых в истории, просветитель древности, внесший колоссальный вклад в развитие науки и педагогики в частности (которая, кстати сказать, в то время являлась частью философии), большое значение придавал раннему воспитанию. Он считал, что хорошее воспитание способно изменить к лучшему любую личность, вне зависимости от ее природных данных, став «второй натурой» человека. Философ подчеркивал важность развития интеллекта и считал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся: «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, – стыду».

Однако далеко не все педагоги сегодня разделяют его взгляды. Очевидно, что под «стыдом» Демокрит понимал совесть – внутренний нравственный стержень человека. Современные же педагоги и психологи все чаще говорят о стыде как об эмоции, имеющей право на существование, но только в «разумных пределах».

Стыдливость, по мнению современных специалистов, мешает успешности, а потому часто взывать к совести детей просто вредно. Так, например, австралийские психологи Робин Грилл и Бет Макгрегор пишут: «Стыд имеет потенциал для того чтобы изменить наше представление о себе, и может привести к долговечным социальным, профессиональным и сексуальным проблемам, а также оказывает влияние на другие сферы жизни». Им вторит и отечественный психолог, популярный автор книг для родителей Ирина Млодик: «Устыжение, вопреки родительским ожиданиям, не делает ребенка лучше, оно делает его скрытнее. Риск быть пристыженным заставляет загонять вглубь многие естественные проявления и импульсы, заставляет бояться себя самого, собственной Тени, аффектов, мыслей, чувств. Ожидание стыда – это жизнь в постоянном страхе».

Специалисты советуют родителям задумываться, прежде чем произносить такие фразы, как «Ай-ай-ай» и «Как тебе не стыдно?», ведь каждая из них может стать пусковым механизмом для развития излишней стыдливости, которая, в свою очередь, грозит настоящей депрессией. Альтернативным методом воспитания они называют обсуждения поступков в доброжелательном тоне, не задевающем детское самолюбие.

Ян Коменский заблуждался насчет наказаний

Ян Коменский
Ян КоменскийИсточник: Wikimedia Commons

Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский педагог-гуманист, общественный деятель и писатель – одним из первых заговорил о необходимости всеобщего образования. Его по праву называют отцом педагогики, ведь именно Коменский выделил возрастные ступени образования, разработал дидактические принципы обучения, на которые по сей день опираются педагоги во всем мире. Огромное значение придавал он и воспитанию в семье. В своих трудах он сближает понятия дисциплины и нравственности, а также достаточно подробно рассматривает проблему наказаний, считая их оправданными в редких, но значимых случаях, таких как: выступление против божественных законов, упорное неповиновение, умышленная злостность, высокомерие, тщеславие и лень. В исключительных случаях допускал Коменский и физические наказания.

Сегодняшняя педагогика выступает не только против физических наказаний – все более популярной становится мысль о нецелесообразности каких бы то ни было наказаний в принципе. По данным последних исследований, в частности проведенных американским Национальным институтом психического здоровья, дети, регулярно подвергающиеся наказаниям, находятся в худшем психоэмоциональном состоянии и ведут себя хуже, чем те, с кем этого не происходит. Специалисты настаивают на том, что из наказаний дети не способны вынести правильные уроки. Так, американский профессор психологии Кеннет Бариш уверен: «Посредством наказаний дети не учатся саморегуляции. И серьезные проблемы с поведением – особенно проблемы мотивации и усилий – никогда и не решаются наказаниями. Угроза наказания имеет свое место, но это небольшая часть учебной дисциплины и самоконтроля».

Вместо наказаний прогрессивные специалисты предлагают:

– устанавливать перед детьми четкие дисциплинарные границы;
– выражать свое неудовольствие в случае их нарушения;
– предоставлять детям возможность сталкиваться с последствиями своих поступков, а также возмещать нанесенный своим поведением ущерб.

Джон Локк не знал, что мальчики тоже плачут

Портрет Джона Локка, художник Готфрид Кнеллер (1697)
Портрет Джона Локка, художник Готфрид Кнеллер (1697)Источник: Migration

Джон Локк (1632-1704), английский педагог и философ, а также государственный деятель, признанный одним из самых влиятельных мыслителей Просвещения, изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Она посвящена воспитанию джентльмена, делового человека нового общества. Локк пишет: «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». Приоритетным Локк считал воспитание нравственное, к важным качествам относил сдержанность, мужество, умение владеть собой. Он считал необходимостью на корню пресекать детские капризы и лень, не потворствовать настойчивым желаниям ребенка, если они сопровождаются плачем, ведь «...тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться». «Чем раньше вы начнете относиться к своему сыну как к мужчине, тем раньше он им станет», – писал философ.

Сегодня подобные воззрения мало кто разделяет. Среди педагогов и психологов наиболее популярна точка зрения, заключающаяся в том, что, подавляя слезы, мальчик учится подавлять эмоции, а затем и избегать чувств. Специалисты рекомендуют демонстрировать эмпатию (сочувствие) к плачущим мальчикам и учить их давать определение своим чувствам. Таким образом, обещают они, мы вырастим мужчин способными к выражению эмоций и сопереживанию.

Константин Ушинский не догадывался о пользе английского с пеленок

Константин Ушинский
Константин УшинскийИсточник: Wikimedia Commons

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), выдающийся педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, твердо стоял на позиции, что нравственное воспитание ребенка невозможно без национальной составляющей, без постижения родной культуры и овладения родным языком. Он ввел в обиход понятие «народная педагогика», научно обосновал идею национального воспитания и доказал неразрывную связь развития мышления у ребенка с развитием его речи. Обучение родному языку он считал «одной из главнейших забот воспитания» и неустанно повторял это в своих трудах.

«Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно», – писал великий педагог. Однако сегодня его взгляды не слишком популярны.

В современном мире, где владение иностранными языками является уже не преимуществом, а необходимостью, ведутся споры о том, с какого возраста обучать им детей – со школы или с самого раннего. К единому мнению специалисты еще не пришли, но преимущества раннего (с трех лет) обучения иностранному языку уже воспринимаются нами как аксиома. Всем известно, что три года – это возраст активного познания мира, самый «расцвет» так называемого сенситивного периода и время освоения речевых навыков.

Антон Макаренко не боялся вырастить детей ханжами

Антон Макаренко
Антон МакаренкоИсточник: Wikimedia Commons

Вклад в развитие мировой педагогики гениального Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) трудно переоценить. Главным делом его жизни было воспитание беспризорников, организация знаменитой колонии для несовершеннолетних. Тем не менее, не было вопроса, связанного с воспитанием, который не нашел бы отражения в многочисленных трудах великого педагога. Вот что думал Антон Семенович о половом просвещении детей: «Никакие разговоры о "половом" вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным. Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».

Сегодня эта позиция многим кажется несовременной, и даже ханжеской. Многие психологи и педагоги говорят о необходимости раннего полового просвещения, о том, что оно убережет детей от многих опасностей, а также от лишних комплексов и неадекватного развития личности. Кроме того, ряд специалистов настаивает на том, что тема секса, в которой у взрослых от детей не будет секретов, может стать почвой для доверительных отношений между ними.

Разницу во взглядах современных педагогов и их коллег из прошлого проще всего объяснить различными эпохами, условиями жизни, ценностными установками. Но все же, наверное, каждого из нас посещает мысль: кто же из них больше заблуждается? А на этот вопрос ответит время.

Также читайте о самых избалованных детях звезд.