Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Чьи дети умнее?

Спор о том, где лежат истоки человеческих способностей, не стихает уже много лет. Доводы сторонников врожденной одаренности весьма убедительны: дети родителей-интеллектуалов как правило тоже демонстрируют высокие способности (хотя справедливости ради нельзя не отметить и множество противоположных примеров - одаренные дети бывают у самых заурядных родителей, а бывает, что и профессорский сын с трудом одолевает школьную программу).


Нельзя не признать, что одаренные дети, как правило, вырастают в культурных семьях. Однако этот аргумент может быть истолкован в пользу любой из спорящих сторон. Не исключено, что умственная активность и творческие способности в немалой мере унаследованы. Но не вызывает сомнения, что сама атмосфера жизни семьи оказывает стимулирующее влияние на способности ребенка. И дело здесь не столько в целенаправленных воспитательных воздействиях и развивающем обучении, сколько в стиле взаимоотношений родителей и детей, в системе семейных установок и ценностей. Понятно, что эти условия могут играть как положительную роль, так и отрицательную, тормозящую.

Показателен эксперимент, проведенный недавно московскими психологами. У детей выявляли познавательную потребность. Дети участвовали в опытах вместе с мамами. В комнату, где находилось множество интересных игрушек, альбомов, книг, приглашали маму с ребенком и просили их немного подождать, занявшись при этом чем угодно. За их поведением психолог мог наблюдать сквозь незамысловатое приспособление, издавна использующееся в подобной практике. - зеркало односторонней проницаемости.

И мамы, и дети вели себя по-разному, но все эти различия можно было описать в виде четырех основных стратегий.

Первая состояла в прямом воспитательном воздействии. Вся активность исходила от мамы, которая энергично принималась стимулировать ребенка: «Давай почитаем эту книжку, поиграем в эту игру...». Другие мамы, оглядевшись по сторонам, торопились призвать на помощь экспериментатора, от которого требовали рассказать, чем же все-таки следует заниматься в этой комнате. То есть суть этой категории составляло переложение ответственности. Но бывало и так, что мама, оглядевшись, вдруг замечала книгу или игру, которая у нее самой вызывала интерес. И, предоставив ребенку возможность самому найти подходящее занятие, мама погружалась в познавательную деятельность. Налицо, условно говоря, стратегия саморазвития. Четвертая стратегия - простейшая: пассивная. Мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка. Некоторые даже одергивали ребенка, если он пытался чем-то заняться («сломаешь, порвешь»), хотя перед этим от экспериментатора было получено недвусмысленное разрешение делать все, что нравится.

Нетрудно догадаться, что последняя стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а следовательно и способностей. Оказалось, что у этих мам чаще встречаются недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов.

А какая же стратегия наиболее благоприятна? Это может показаться неожиданным, но наиболее развитые дети были у тех мам, которые углубились в свои занятия и, казалось бы, не уделяли ребенку особого внимания. Эти дети живут в атмосфере ярких познавательных интересов, свойственных их родителям. А это оказывается более весомо, чем любые воспитательные меры. Интересными оказались установки мам со второй стратегией - тех, что бежали к экспериментатору за помощью. По их мнению, воспитывать их ребенка должны специально подготовленные профессионалы. Именно их дети составляют основной контингент всевозможных кружков, студий и групп развития. Безусловно, занятия в этих группах приносят пользу, но как дополнение семейного воспитания, а не как его замена.

Стать личностью маленький человек может только приобщившись к личности своих родителей. Нередко приходится слышать: «Я всю себя отдала детям, глаз с них не спускаю, все для них делаю...» Надо бы восхититься такой самоотверженностью. Однако повзрослевшие дети частенько бывают не очень-то благодарны за такую жертву. Образно говоря, они вырастают из помочей, на которых их водили родители, но так и не научаются самостоятельно ходить из-за отсутствия примера.

Детям необходимы внимание и забота. Но все-таки очень важно позаботиться о том, чтобы их родители были интересными людьми. Ведь это тоже - на благо детей!

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
20
Светик
славян может и не тупее. Только ответьте на вопрос - почему многие инженеры, артисты, юмористы евреи? А также ювелиры, протезисты и так далее. Вы видели чукчу-инженера или еврея -крестьянина?
СсылкаПожаловаться
Оксана Кемер
В ответ на комментарий от Светик
Светик
во первых многое зависит от наследственности - у осины не родятся апельсины! во вторых от национальности - южные и восточные народы более развиты интеллектуально! и многое зависит от родителей -детям надо прививать интерес ко всему!
СсылкаПожаловаться
Хочешь сказать, что скандинавы тупее славян или таджиков?
СсылкаПожаловаться
my lifе sport <3
Здравствуйте,мне шестнадцать лет и у меня есть племянница,которую я очень люблю и хочу,желаю ей отличного ума. Я с ней няньчилась с 7 месяцев,ей сейчас 4 года.Никогда не навязывала свое мнение ей,только тогда,когда этого нельзя делать например:есть песок,класть грязные руки в рот,пальцы в розетку)Мы с ней играем,в роливые игры.И часто замечала,что она копирует свою маму.Стараюсь объяснять так,чтобы запомнилось надолго.Когда начинает есть конфеты,говорю:вот я тоже много ела,потом зубы болели,уколов много делали.Если не хочешь к врачам ходить,лучше когда пьешь чай,тогда ешь конфеты и не передай.А иногда делает по своему,а потом плачет.Я ей говорю,вот ты меня не слушала,я ведь тоже была как ты.Спрашиваю хочешь рисовать,она отказывается,а рисую.Подходит и говорит давай по играем,а я говорю нет)Дальше рисую,она обижается и играет сама по себе.В конце концов ей надоедет играть в одиночку,приходит с листом и калякает что-то,потом спрашивает что делать.Ну я ей начинаю показывать как нарисовать круг красиво,как рисовать домик,кошку и т.д.Если ребенка до трех лет воспитат,то он будет знать как себя вести.А после уже гены дают знать о себе.С малых лет нужно ребенку объяснять что плохо,что хорошо,как нужно себя вести.Узнав в подробностях элементарные вещи в дальнейшем он самостоятельно сможет правильно ориентироваться во всем.Старайтесь не лишать его свободного времени,но и не давать неограниченное время.Просто нужно уделять внимание,а лучше сразу подумать о будущем перед тем как заводить ребенка.Чтобы потом не обижаться на жизнь,что всё не так.80% счастья состоит,когда финансово обеспечен.А остальное трезвая голова поможет решить предстоящее.Надеюсь вы прислушаетесь к моей мысли.)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru