Сериалы и 120 тетрадей в день: честные рассказы учителей о работе и отдыхе

5 октября во всем мире отмечают День учителя. Мы поговорили с педагогами и узнали, как они пришли в профессию, что в ней любят, а что терпеть не могут и как отдыхают от уроков и проверки тетрадей.
Олеся, русский язык
Арина, физкультура
Юлия, русский язык
Ольга, физкультура
Юлия, английский язык
Надежда, физика
Светлана, русский язык
Юлия, английский язык
Олеся, русский язык
Арина, физкультура
Юлия, русский язык
Ольга, физкультура
Юлия, английский язык
Надежда, физика
Светлана, русский язык
Юлия, английский язык
Ещё

Олеся, педагог дополнительного образования, репетитор по русскому языку

«Педагог — это работа, которую нельзя выкинуть из головы»

Как отдыхают педагоги? Чтобы по-настоящему отключиться от работы и мыслей о ней, нужно уехать куда-то очень далеко, где нет связи. Репетиторам в этом плане чуть легче — можно самому планировать свой день и выкраивать время для отдыха. Мы с ребенком, например, любим поехать пожить в отеле, посмотреть новые места. 

Педагог — это работа, которую нельзя выкинуть из головы.

Смотришь в магазине книжки — о, это мне подойдет. Желуди увидел — о, это мне пригодится.

В работе учителя много хорошего, но много и того, что может не нравиться. Например, бесконечная бумажная рутина: отчеты, ведомости, документы. Ну и с родителями не всегда просто договориться — люди же разные. А страдают из-за этого в первую очередь дети. Приходится искать компромисс, чтобы всем было комфортно.

Арина, учитель физкультуры в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья 

«Самое ценное в моей работе — видеть успехи учеников»

Я окончила институт три года назад — и с тех пор преподаю физкультуру в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас много детей с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями. 

Я так радуюсь, когда мои ученики преодолевают себя, делают что-то новое и сложное. И пусть со стороны кажется «ну что тут удивительного: второклашка выполняет задание учителя и делает ровно те упражнения, которые нужно» —  но для конкретного ребенка это прорыв и победа! 

Дети — всегда дети, даже если они чуть отличаются от других.

Конечно, в работе не может нравиться абсолютно все. Меня, например, раздражает постоянное заполнение документов или ведомостей, написание бесконечных отчетов о мероприятиях. Это отнимает много времени.

В свободное от школы время я преподаю дзюдо и самбо, катаюсь на горных лыжах и сноуборде, занимаюсь танцами и фитнесом. Ну а вечерами встречаюсь с друзьями, смотрю сериалы, слушаю музыку — как и многие мои ровесницы.

Юлия, учитель русского языка и литературы

«В выходные стараюсь максимально абстрагироваться»

Дети — самое прекрасное, что есть в работе учителя. Даже если они бунтуют, говорят неприятные вещи. Каждый раз погружаясь в их личную историю, ты понимаешь, что их поведение — это отражение среды, в которой они живут. Мне интересно узнать их историю, и я стараюсь делать так, чтобы они не боялись ее рассказывать.

Я очень радуюсь, когда ученики проявляют инициативу на уроках и рассказывают о чем-то, что их волнует. Даже если это фильмы и видеоигры.

Иногда мне кажется, что учитель — самый занятой человек. Все после работы идут отдыхать, а я прихожу домой и начинаю готовиться к урокам на следующий день, проверять тетради.

Вот, например, по русскому языку у меня минимум 120 тетрадей! А если брать и литературу — то вообще гора. На рабочей неделе никакого отдыха нет. Поэтому в выходные хочется максимально абстрагироваться — я сплю, смотрю кино, вяжу, общаюсь с друзьями, могу съездить в соседний городок, просто посидеть в тишине или послушать музыку. 

Еще радуют пятницы, когда у меня всего 3 урока. Я заканчиваю в 12 часов дня и могу просто побыть в школе с детьми, попить чая и пойти вечером домой с мыслью, что не надо ничего готовить на завтра. 

Ну а самое неприятное — проверка тетрадей и составление отчетов. Порой хочешь сделать крутой урок, а вынуждена заниматься бумажками. 

Что касается родителей, то меня пугают те, кто ругает детей за оценки ниже пятерки. Я стараюсь идти навстречу таким ребятам, даю возможность переписать или пересдать, но это ненормально. 

Ольга, учитель физкультуры

«Когда ко мне приходят выпускники и благодарят — я понимаю, что все не зря» 

Больше всего в работе учителя меня воодушевляет общение с детьми. 

С детьми общаться классно — заряжаешься от них энергией, жаждой жизни. Правда и устаешь тоже, но это часть работы.

Сложности в работе тоже возникают. Например, раздражает бумажная рутина и море отчетов. А еще редкая похвала. Это не прихоть — похвала правда очень мотивирует.

Родители бывают разные. Иногда легко и быстро получается найти взаимопонимание, и тогда образуется крепкая связь между учителем, ребенком и родителем. Но порой папы и мамы просто не знают, что их самый лучший и талантливый ребенок, переступив порог школы, из «прелести» превращается в шаловливого «чертенка».

Юлия, учитель английского языка

«Главное в общении с детьми — честность»

Бытует мнение, что современные дети более поверхностные, чем те, что учились в школах раньше. Я совершенно с этим не согласна и думаю, что современный ребенок — очень крутой. Он многим интересуется, имеет доступ к разной информации, ходит в секции и кружки, путешествует вместе с родителями. Его интересами нельзя пренебрегать, а еще ему нельзя врать. Честность в общении с детьми — это мое педагогическое кредо.

Самое главное в профессии учителя — любовь к тому, чему ты учишь, и к тем, кого ты хочешь научить.

Что касается отдыха, я очень люблю путешествовать — нравятся и all inclusive, и экскурсионные туры. Например, здорово погулять по Санкт-Петербургу (что я и сделала этим летом). Приехала очень вдохновленная.

Еще мне нравится заниматься спортом. Я верю в то, что спорт направляет нашу энергию в правильное русло, помогает справиться с негативными мыслями и эмоциями. Зимой я катаюсь на горных лыжах. Полежать, посмотреть телевизор — это вообще не про меня.

Надежда, учитель физики и классный руководитель

«Люблю летние каникулы за тишину в школьных коридорах»

Я люблю работать с детьми и особенно ценю их стремление развиваться. И речь не только о физике, которую я преподаю. Если ребенку интересно узнавать новое и добиваться результатов в литературе, музыке, спорте — это замечательно.

Конечно, без сложностей в работе не обходится. Например, иногда возникают недопонимания с учениками и их родителями. Но мы стараемся решать все проблемы и находить общий язык. 

Говорят, что желание учителя как можно больше находиться в одиночестве — признак педагогического выгорания. Но я не совсем с этим согласна.

Нам, учителям, как и всем людям, иногда нужно состояние покоя. Когда на нас никто не смотрит и никто нас не слышит.

Именно поэтому я люблю летние каникулы. В это время в школе так тихо и спокойно! А еще летом можно отправиться в путешествие вместе со своей семьей. Мы стараемся ездить в разные города и страны, знакомиться с людьми, посещать интересные места.

​​Светлана, учитель русского языка и литературы

«Важно переключаться с работы на что-то другое»

Когда я оканчивала педагогический университет и проходила педпрактику, школа меня совершенно не привлекала. 15 лет я проработала в абсолютно другой среде, а когда в конце концов пришла в школу, то подумала, что это стоило сделать гораздо раньше. 

Если детям действительно интересен урок, то они слушают увлеченно, понимают объяснения — это приятно и важно для меня. К сожалению, часто этому мешают мобильные телефоны

Когда ребенок на уроке играет в крестики-нолики, он все-таки параллельно слушает учителя. А в мобильники дети погружаются настолько глубоко, что не замечают ничего вокруг. 

Конечно, профессия влияет на все сферы жизни.

С тех пор как я начала работать в школе, я стала более требовательной к своей дочери.

Если у нее возникают какие-то сложности в учебе, я теперь лучше понимаю, в чем их причины, где надо поднажать. Если раньше во всех школьных трудностях я была на ее стороне, то сейчас — 50х50. Я вижу, что многие проблемы в учебе у детей возникают из-за того, что они не хотят сделать небольшое усилие и разобраться. Вместо этого дети сразу ставят барьер — «я не понимаю» — и откладывают учебник в сторону, даже не пытаясь вникнуть в тему.

Что касается отдыха, я очень люблю прогулки, походы в театр, поездки. И, конечно, стараюсь высыпаться. Очень важно переключаться с работы на что-то другое, тогда лучше успеваешь восстановиться.

Юлия, учитель английского языка

«Каждый урок готовлю индивидуально для конкретного класса»

Нельзя относиться к детям пренебрежительно. Причем это касается даже тех ситуаций, когда ученик ведет себя плохо. К тому же никогда не бывает, чтобы абсолютно все было плохо, — обязательно есть чуть-чуть хорошего. Вот за это хорошее и нужно держаться, продолжая уважать ребенка как личность.

Работать в школе можно только тогда, когда любишь детей. Иначе наступит не просто выгорание, а быстрое сгорание психических и эмоциональных ресурсов. 

За годы работы я поняла, что невозможно записать один урок и раз за разом повторять его во всех классах. Каждый учебный год — это новый набор учеников.

Каждый урок — новый спектакль. Как в ресторане: ты заказываешь еду по меню, но по твоей просьбе повар может изменить прожарку или добавить специй, и блюдо получится неповторимым.

Точно так же каждый новый урок «приготовлен» для конкретных детей.

Родители также играют важную роль в обучении ребенка. Хотите, чтобы у сына или дочери был интерес к учебе? Общайтесь с ребенком как можно больше, но не только об уроках и успеваемости. Попытайтесь понять, что его волнует, чего он боится и о чем мечтает. И не гонитесь за оценками. Иногда страшно ставить детям четверки, когда родители требуют от них одних пятерок. Далеко не все зависит только от старания и бесконечного переписывания.

Над материалом работали: Ольга Выходченко, Анна Борисова, Екатерина Мазеина, Ксения Уварова

Иллюстрации: Галина Воробьева

Читайте также:

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: