Рома. Отличник и будущий летчик
Эта история началась 16 лет назад. Было жаркое июльское лето. 15-летняя младшая дочка Елены гуляла с подругой, и неожиданно к ней бросился мальчик. Его звали Рома, ему было четыре года. Он выскочил за ворота детской площадки приюта, в котором жил вот уже полгода. Девочкам разрешили зайти на территорию и поиграть с ребенком.
Дома дочь рассказала маме о странном происшествии и стала упрашивать родителей сходить вместе в детский дом. Они согласились. Директор детдома рассказала историю белокурого Ромы.
Родная мама бросила его совсем крошкой на отца-бродягу.
Мальчик жил с отцом у мусорных контейнеров, часто голодал и болел. Отец подбросил его к дверям приюта с запиской, где были указаны сведения о матери. Ребенок не разговаривал и прятался от взрослых.
«Я смотрела на него и видела испуганного, дикого ребенка. Он за нас хватался ручками, и когда уходили оттуда, он стал плакать. Директор сказала: «Может, заберете его совсем? Вы ему нравитесь». Мы дома сели с мужем, подумали и решили, а почему бы и нет. Летом мы навещали Рому, а осенью приехали забрать насовсем», — вспоминает Елена.
Елена работала воспитателем в детском саду. Когда она привела Рому на работу, там его ждали сладкие подарки. Он улыбался и молча от всего отказывался, крепко держась за маму. Рома быстро догнал сверстников, начал болтать и хорошо сходился с людьми. Но главным человеком всегда для него была мама.
Сейчас Роме 20 лет, он хочет стать летчиком и собирается поступать в вуз. Он окончил школу без единой тройки, никогда не создавал проблем родителям и стал самым нежным и заботливым сыном в мире. О своем прошлом он никогда не говорит и не спрашивает.
Он — наш, это ребенок от Бога. Старший сын без ума от него. Муж, я, мы его любим всего, с первой минуты. Он просто вернулся домой. Вот такое чудо.
Лида. Девочка-маугли
Когда с момента прихода в семью Ромы прошло ровно три года, и он пошел в первый класс, спокойная жизнь семьи была прервана телефонным звонком. Начальник Департамента образования рассказал, что по звонку соседей в одной из квартир в Москве была обнаружена девочка трех лет, которая никогда не выходила на улицу.
Мать держала ее взаперти, в темноте, окно было плотно закрыто одеялом. Еду ребенку она подсовывала под дверь.
Соседи долгое время думали, что в квартире оставили погибать животное, которое воет от голода. Когда сотрудники полиции наконец попали внутрь, они были шокированы: никто не ожидал увидеть в дальней темной комнате забившуюся в угол маленькую девочку. Дедушка — ректор института, мать — преподаватель. Что заставило этих людей так поступить с ребенком, до сих пор не известно. Суд лишил мать родительских прав, но наказания не назначил.
Девочка раскачивалась из стороны в сторону, смотрела невидящим взглядом на все вокруг и иногда хлопала в ладоши. Директор департамента сказал: «Вариантов нет, ее нужно оформлять в дом инвалидов. Жалко, ведь это дорога в один конец. Может быть, попробуете, вдруг она очнется?» Елена рассказала мужу и старшим детям, и единогласно решили: «Попробуем».
Маленькую Лиду привезли домой.
Когда пришло время обеда, она поставила тарелку супа на пол, встала на четвереньки и стала лакать из нее.
Все дома понимали, что поведение ребенка — это последствия полной социальной изоляции. Елена с мужем осторожно дотрагивались до девочки, гладили, напевали песенки. На первый взгляд никакой реакции не было.
Спустя месяц попробовали ходить к врачам, но Лида при виде чужих начинала кричать и забиваться в углы. Все в один голос говорили: она будет немая, ничего не поможет. Тогда Елена сказала очередному психиатру: «Никаких врачей больше. Мучить ребенка я больше не дам».
Через два года Лида окрепла, стала залезать на коленки к маме, а еще через год заговорила. Потом мгновенно научилась читать и стала с упоением учить стихи и рассказывать истории. От маленькой Маугли не осталось и следа.
Лида блестяще окончила девятый класс, готовится к поступлению на юридический факультет. Елена рассказывает, что она единственная из ее семи детей, с кем никогда не нужно было делать уроки. Со всеми заданиями с первого класса девочка справляется играючи. Единственным звоночком из прошлого остается страх темноты и небольшие проблемы с общением. Так же, как и старший брат, Лида не говорит о своей матери и родственниках.
Дима и Диана. Жили под автобусом
Прошло девять лет с того момента, как домой привезли маленькую напуганную Лиду. Рома уже оканчивал школу, а Лида была самостоятельной 12-летней маминой помощницей.
Летом семья поехала отдыхать на море в Краснодарский край. Комнаты снимали у знакомых, которые рассказали, что недалеко от дома были найдены двое детей, брат и сестра, которые жили под старым заброшенным автобусом. Никаких подробностей никто не знал: известно было лишь, что их забрали в детский дом. Елена с мужем поехали знакомиться с восьмилетним Димой и девятилетней Дианой.
Дети не сказали ни слова: спрятались в комнате директора под письменный стол и просидели там ровно час. Елена с мужем уехали.
О брате и сестре они не говорили. Спустя время раздался телефонный звонок, и человек на другом конце провода представился директором детского дома, где жили Дима и Диана. Он сказал, что дети хотят к ним в семью. Решение было принято сразу. Дети встретили новых родителей в рваной одежде, с синяками, запуганные и больные. Уже дома дети рассказали о своей жизни.
Отец детей покончил с собой у них на глазах. Мать беспробудно пила и избивала раздражающих ее вечно голодных детей. Они убегали, их возвращали, об них тушили бычки сожители матери. Они спали на полу.
Никогда не учились в школе: ни брат, ни сестра не знали ни одной буквы.
В детском доме над детьми стали издеваться воспитатели и старшие ребята. За год в детдоме они десятки раз стояли босиком на морозе, спали на полу в туалете, оставались голодными. Елена писала в аппарат уполномоченного по правам детей, пыталась добиться наказания для садистов, которые продолжали работать воспитателями. В итоге сдалась: новые члены семьи требовали много сил и внимания.
Школа дала семье три летних месяца, за которые нужно было дотянуть Диму до программы второго класса, а Диану — до программы третьего. Елена решила попробовать.
Дима окончил младшую школу на все пятерки, а его сестра — с тремя четверками. Сегодня им с уроками помогает Лида. За четыре года в новой семье брат и сестра залечили раны и уверенно идут в будущее, пользуясь поддержкой мамы и папы. В 2018 году в семье Елены появился еще один сын — 15-летний Гриша.
Гриша. Великий музыкант
В семье тенора Большого театра Николая Майбороды и его жены Русланы росла дочка Лолита, пианистка и красавица. С личной жизнью только не сложилось, и наследников не было. Лолита решила усыновить ребенка и взяла сразу двух десятимесячных мальчиков. Интеллигентная музыкальная семья видела в детях продолжение династии. Но отношения у мальчиков не складывались, а таланта к музыке не было.
Дедушка Николай трагически погиб в автокатастрофе, а мать и дочь стали постоянно ссориться. Бабушка настаивала, что детей нужно вернуть в детский дом. Герман и Гриша дрались друг с другом, воровали и совершенно не слушались. В результате Лолита забрала Гришу и уехала с ним в другую квартиру, а Герман остался с бабушкой. Мальчикам было по 10 лет.
Лолита решила во что бы то ни стало доказать матери, что сделает из сына великого музыканта. Она забрала его из школы и... заперла в квартире.
Пять лет мальчик выходил из дома только для того, чтобы поучаствовать в музыкальных конкурсах. Он играл на трубе. Играл по 10 часов в день и больше ничего не делал. С бабушкой и братом не виделся.
Лолита заболела раком и до последнего дня скрывала свою болезнь. Только в больнице, когда поняла, что жить ей остаются считанные часы, она рассказала врачам, что в запертой квартире ее ждет сын. Сотрудники больницы обратились в фонд «Арифметика добра», и Гришу забрали из дома, где он провел 10 дней без еды: пятнадцатилетний парень, который не учился в школе последние пять лет, умеющий играть на трубе и ненавидящий музыку.
Мальчику стали искать приемную семью, и откликнулась Елена. Его брата Германа забрали в детский дом: бабушка отказалась оставлять его у себя после смерти дочери.
Гриша учится в музыкальном училище, спустя год он все еще не способен самостоятельно о себе заботиться.
Например, о том, что утром нужно переодеваться в уличную одежду, приемной маме приходится напоминать ему каждый день. «Поживем — увидим, — философски отмечает Елена, — может и выйдет из него толк. Прошло еще совсем мало времени, должен же у нас быть кто-то, кому тяжело учиться».
Маргарита Вестфалл, благотворительный фонд «Арифметика добра»