- Название «СДВГ» объединяет два синдрома, часто встречающиеся вместе. Часто. Но совершенно не всегда.
- У ребенка с Дефицитом Внимания этот самый Дефицит может выражаться очень по разному. Жалобы учителя или воспитателя на малыша могут быть весьма односторонними, ведь они не видят его в разных ситуациях и разном окружении. И только наблюдения родителей могут помочь в определении характера проблем ребенка.
- Синдром гиперактивности - это тип поведения, который к способности сосредотачиваться часто не имеет отношения, он тоже может выражаться любым сочетанием определенных признаков.
Сейчас мы проделаем первое разделение этой «матрешки» СДВГ и выделим три варианта.
ДВ без Г, то есть: Дефицит Внимания без Гиперактивности
Дефицит (недостаток) внимания - это недостаток способности человека сосредотачиваться на выбранных факторах окружающего мира. Он совсем не обязан сопровождаться каким-нибудь избытком внешней активности.
Как выражается дефицит внимания?
Способность к произвольному вниманию имеет четыре составляющие (матрешка раскрывается!):
1 длительность - как долго ребенок может сохранять внимание на выбранном объекте;
2 степень концентрации - насколько легко и часто ребенок отвлекается;
3 распределение внимания - может ли ребенок правильно распределить свое внимание между двумя и более объектами или действиями, которые в этом внимании нуждаются (например, при списывании текста с учебника, когда нужно попеременно читать и писать);
4 способность к переключению внимания с объекта на объект и с действия на действие (ребенок с проблемами внимания часто «застревает» на том, чем он был занят раньше, например: если на уроке учитель дает последовательно несколько видов работы, то он не успевает переключаться с одного на другой и «отстает» от событий в классе).
У ребенка с Дефицитом Внимания этот самый Дефицит может выражаться любыми из вышеназванных нарушений в любом сочетании при отсутствии нарушений в других признаках из того же списка. Например: неудовлетворительная длительность внимания и неумение его распределить, но при этом ребенок не отвлекается и легко переходит на другой объект приложения внимания. Или наоборот: постоянно отвлекается, и при этом не может переключиться на что-то новое, однако способен достаточно долго сохранять внимание на теме, и умеет свое внимание распределять.
Г без ДВ, то есть: Гиперактивность без Дефицита Внимания
Гиперактивность - это такой тип поведения. К способности сосредотачиваться часто не имеет отношения.
Что же это за поведение? Раскроем матрешку.
1 Поведение ребенка не соответствует нормам и требованиям окружающих. (Мои знакомые гиперактивные дети, бывало, сидели под столом, ломали стены и дверные косяки, бросали из окна чайники и так далее. Между прочим, некоторые из них демонстрировали высокий интеллект и незаурядные способности к концентрации. Прямо из-под стола.)
2 Ребенок необычно выражает свои чувства (кричит, кувыркается), у него быстро меняется настроение (то хохочет - то плачет), он постоянно «попадает в приключения» (именно про таких детей написаны знаменитые законы Паркинсона: «Все, что может случиться - случается»; в гостях такой ребенок уронит все вазы, которые находятся в пределах его досягаемости, и некоторые из тех, которые находятся вне этих пределов).
3 Собственно гиперактивность, то есть, повышенная активность. Караул, матрешка раскрывается снова, у гиперактивности также выделяются три составляющие.
а) Излишние движения и действия.
б) Перепрыгивание с одного вида деятельности на другой. Интересно, что гиперактивный ребенок без нарушений внимания может заниматься долго и плодотворно тем, что любит делать. Но при попытке выполнять учебные задания не может остановить свою «деятельную суету»: хочет охватить сразу все и быстро.
в) Импульсивность - немедленная, без размышлений, реакция на что угодно. Это нередко ставит ребенка в опасные ситуации: например, такой ребенок, ни секунды не подумав, кидается за мячом на проезжую часть, и может угодить под машину.
И вновь подчеркиваю, что синдром гиперактивности может выражаться любым сочетанием этих признаков.
ДВ + Г, то есть: сочетание двух этих синдромов
Это состояние, почему-то, рассматривается как обязательное. Хотя это вовсе не так. Для наглядности, давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию в детском саду.
В старшей группе есть четыре мальчика: Антон, Боря, Вадик и Гриша. Антон - обычный ребенок. Боря страдает Дефицитом Внимания (без гиперактивности). Вадик страдает Гиперактивностью (без дефицита внимания). А Гриша, бедняга, имеет наше классическое СДВГ, то есть, страдает и тем и другим вместе.
Мальчики получают от воспитателя задание: каждый должен построить свой дом из кубиков и поселить в нем гномов.
Как поведут себя дети?
Антон начнет с того, что рассмотрит внимательно кубики и выберет те, что ему понадобятся. Он может даже рассуждать вслух о том, что сделает сначала и что потом. Антон спокойно, не отвлекаясь, выполнит задание от начала до конца. Его не будет особенно интересовать, что делают в это время другие дети. Это обычный ребенок.
Боря - не гиперактивный мальчик с дефицитом внимания. Боря начнет строить дом с энтузиазмом, но в какой-то момент отвлечется на пролетающих мимо окна птиц. Будет сидеть тихо и смотреть им вслед, после оклика воспитательницы попытается вернуться к работе, но сделать это ему будет трудно: он забудет о том, что уже сделано, и попытается начать все сначала.
Возможно, Боре трудно будет также закончить строительство и перейти ко второй части задания - к вселению гномов. Если его не остановить, он будет все пристраивать и пристраивать к дому новые, совершенно не нужные части...
Вадик - гиперактивный ребенок без дефицита внимания. Задание ему очень интересно. Он весь в нем, даже чересчур. Он хватается сразу за все, ему кажется, что нужно все делать очень-очень быстро. Он строит - и тут же разрушает, чтобы сделать лучше. Он все время задает вопросы, хватает чужие кубики. Он вмешивается в то, что делают другие дети, и мешает им. Если чей-то домик падает, Вадик кидается на помощь...
У Гриши - Гиперактивность с Дефицитом Внимания. Он ведет себя странно с самого начала. Кажется, что он даже не понял задания: он спрашивает у других детей, что, собственно, они делают. Никак не может начать его выполнять, отвлекается на птиц в окне, свои фантазии, других детей и другие предметы.
Когда, наконец, начал, тут же забывает, что начал, и что уже успел построить первый этаж. Не помнит, как надо продолжать. Ни про каких гномов-жильцов вообще, кажется, никогда не слышал. Если его возвращать к заданию, может бесконечно «топтаться» на одном и том же этапе...
Как видите, они довольно разные, эти мальчики. Почему это важно? Да потому, например, что родители ребенка с первым вариантом проблемы могут вообще не догадываться, что у учебных трудностей есть неврологические причины: сидит-то ребенок тихо, как мышка...
Жалобы учителя или воспитателя на ребенка могут быть весьма односторонними, ведь учитель и воспитатель не видят его в разных ситуациях и разном окружении. Наблюдения родителей могут помочь в определении характера проблем малыша. Для последующей коррекционной работы очень важно знать, в чем именно природа его трудностей и как она выражается.