СДВГ: чем помочь ребенку

Коррекция СДВГ силами педагогов и родителей требует усилий от всех участников: от родителей, от учителей, от самого ребенка. Взрослым предстоит изменить отношение ко многим особенностям поведения ребенка, и, на основе этого нового отношения и понимания проблемы, под руководством специалиста изменить среду, в которой он живет и учится, в школе и дома.

713716ada19428c00a52270a0a0604e8
Источник: Migration

Как нужно действовать?
Вот три основных направления таких изменений.

1.
Нужно четко организовать время ребенка. Всегда планируйте все его занятия, а не только учебные. Проговаривайте с ним заранее, что и когда нужно сделать. Планируйте вместе с ребенком, это очень важно.

Поручая ему, например, убрать в комнате, не ограничивайтесь только общим указанием, проговорите все этапы уборки: сначала собрать игрушки в коробки, потом расставить игры и книжки, потом подмести пол.

В этом деле очень велика роль родителей, потому что в первую очередь так должны планироваться все домашние дела и свободное время.

Что же касается организации пространства, тут важно, чтобы вокруг рабочего места ребенка не было множества отвлекающих стимулов: чтобы, занимаясь, он не мог видеть, например, ребят во дворе, или экран телевизора в соседней комнате.

2.
Помогайте ребенку запоминать материал: он нуждается в постоянных повторениях, должен куда больше и чаще записывать, а для работы со сложным материалом научите его разным специальным средствам, которые облегчают запоминание (таблицы, списки, схемы и так далее), и приучите ими пользоваться.

3.
Поддерживайте самооценку - это ведь стимул для движения вперед. Ребенок должен чувствовать свои успехи, получать какие-то поощрения («Если успеешь это сделать, у тебя будет время посмотреть кино, поиграть, или мы с тобой пойдем гулять» , - и так далее). Учиться должно быть интересно. Нужно заранее готовить ребенка с СДВГ к восприятию сложных учебных тем, чтобы он не «выпадал» из процесса в классе и мог почувствовать себя на высоте.

Конечно, родители на многое готовы ради своего ребенка, а вот с учителями бывает сложнее. Чужих детей с СДВГ вообще любить бывает трудно: они плохо умеют выразить себя, не идут на полноценный контакт, - потому что не умеют, не могут себя приспособить к восприятию другого человека.

Проблема глазами ребенка
Как написала одна американская мама-психолог, если бы ребенок с СДВГ мог, он бы хотел сказать взрослым, которые его окружают, примерно следующее.

1. Поверьте, я на самом деле многое забываю. Но я не дурак!

2. Я честно делаю домашние задания! Но если оно на отдельных листах, я его теряю. Мама иногда находит его в хлебнице, когда я уже ушел. Тетрадь - лучше для меня! Хотя и ее я могу забыть...

3. Я задаю много вопросов, переспрашиваю триста раз одно и то же. Я делаю это, чтобы понять. Я не издеваюсь над вами. Будьте терпеливы!

4. Я стараюсь! Я воюю с этими уроками уже долгие годы, и мне это ужасно трудно. Я хочу сделать все как можно лучше, честное слово!

5. Я по себе знаю, что СДВГ - это не выдуманный диагноз, чтобы оправдаться перед вами. Эта проблема существует, и влияет на мое мышление. Я очень хотел бы уметь все быстро запоминать и быстро соображать... Но я не могу, и мне не нравится, когда смеются над тем, что я не такой, как все...

6. Мне нужна ваша помощь. Просить помощи трудно, и часто мне кажется, что я просто глупый. Будьте терпеливы, помогите мне!

7. Я бы хотел, чтобы мое поведение и мои ошибки не обсуждали при всех. Мне не хочется, чтобы меня унижали при других.

8. Мне легче справиться с заданием, если оно разбито на небольшие части. Тогда мне ясно, чего от меня ждут. Если вы хотите изменить задание, помогите мне приспособиться. Мне трудно приспособиться к новому. Мне нужна четкая организация и руководство.

9. Я не люблю, когда мне делают скидки, когда специально облегчают задания для меня. Не напоминайте мне об этом, лучше помогите справиться с обычным заданием.

10. Почитайте про СДВГ. Узнайте, как мы учимся и как нам помочь.

11. Помните, пожалуйста: я - Человек, со своими чувствами, желаниями, целями. И они важны для меня так же, как ваши - для вас.

Долгосрочный прогноз для детей с СДВГ зависит от многих условий. На некоторые, например, на глубину поражения, мы повлиять не можем. Но очень многое мы можем для них сделать, для наших детей.

Дети растут, они понимают, что с ними происходит, и тоже ищут пути борьбы с недугом. В конце пубертата многие из тех, которым помогли на ранних этапах, сами смогут решать, нужна ли им помощь, и какая: психологическая, медикаментозная, учебная... Давайте же поможем им, пока это зависит от нас.

Лара Шпильберг
Коррекционный педагог