«Руки на ширине плеч»: физкультура для часто болеющих детей

Лечебная физкультура и массаж давно используются при лечении самых разных заболеваний. К способам экстренной терапии они не относятся, но в стадии выздоровления от болезни и для предупреждения новых заболеваний применяются очень широко.
Врач-педиатр
lori-0004080447-bigwww.jpg
Источник: Migration

Существуют различные методики ЛФК, которыми в полной мере владеют специалисты, но и родители могут внести свою лепту в выздоровление ребенка, используя простейшие приемы лечебной гимнастики.

К примеру, при выздоровлении ребенка от острого заболевания дыхательных путей можно применить постуральный (позиционный) дренаж и вибрационный массаж.

Моему ребенку 6 месяцев. На плановом осмотре невролог прописала гармонирующий массаж + ЛФК. Проблема в том, что ребенок, как только к нему подходит массажист начинает реветь. Пока он ее не видит более-менее нормально, но как только переворачиваемся на живот - его не отвлечь, начинается истерика.

Для первого требуется уложить ребенка к себе на колени на животик и немного приподнять одну свою ногу в колене, чтобы голова малыша оказалась ниже уровня спинки. Ребенка постарше можно попросить принять позу «ищущего тапочки» – свеситься с кровати. В этом положении мокрота будет стремиться вниз, к ротоглотке, и ее легче будет откашлять.

Постуральный дренаж сочетается с вибрационным массажем. Выполнить его несложно. По спинке маленького ребенка нужно тихонько постукивать пальцами в направлении от периферии к центру. Устраиваем так называемый «пальцевой душ» – играем с ребенком в «дождик», который стучит по спинке. Детям старшего возраста можно постукивать по спине активнее, используя сложенную «лодочкой» ладонь.

Постуральный дренаж с вибрационным массажем рекомендуют использовать утром после пробуждения, чтобы облегчить отхождение мокроты, попавшей за ночь в дыхательные пути, и в течение дня по мере надобности.

Для профилактики частых болезней дыхательных путей применяют множество специальных методик и упражнений. Очень популярна, например, гимнастика по Стрельниковой. Маленькие дети не всегда охотно выполняют упражнения, так как им быстро становится скучно. Можно привнести в лечебную физкультуру для детей элементы игры. Я предлагаю своим пациентам использовать сказку про Медвежонка.

Сказка про Медвежонка, который играл на дудочке и летал на шаре

Медвежонок торопливо шел в гору. Он хотел забраться повыше, чтобы его друг Зайчонок услышал условный сигнал – игру на дудочке, и понял, что Медвежонку скучно и поскорее пришел бы к нему. Гора была высокой, а Медвежонок – толстеньким с короткими лапками. Ему было трудно идти, и потому он дышал так:

misha1
Источник: Migration

Упражнение 1: сделать короткий шумный энергичный вдох через нос, затем резкий выдох через рот. Повторить 10 раз.

Наконец Медвежонок добрался до вершины, уселся на камень, вынул из кармана курточки дудочку и стал играть на ней:

misha2
Источник: Migration

Упражнение 2: представим, что нос – это наша дудочка. Теперь нужно поставить указательный палец правой руки на точку между бровями. Большим пальцем этой же руки закрыть правую ноздрю, сделать вдох через левую. Отпустить большой палец, одновременно закрыть левый носовой ход средним пальцем, сделать выдох через правый носовой ход. Детям младшего возраста можно просто попеременно закрывать пальчиками ноздри, вдыхая и выдыхая при этом. Повторить 10 раз.

Услышал звуки дудочки Волк и прибежал к Медвежонку на гору. Уселся послушать музыку, да недолго просидел спокойно, начал крутиться и принюхиваться: «Чем это тут пахнет?».

misha3
Источник: Migration

Упражнение 3: делать короткие, шумные, энергичные вдохи, как бы принюхиваясь. Повторить 10 раз.

Понюхал-понюхал и как зарычит: «А! Тут мышка пробежала! Буду ее ловить!» И убежал Волк. Снова остался Медвежонок один. Ему стало грустно, он пытался не заплакать и зашмыгал носом:

misha4
Источник: Migration

Упражнение 4: делать короткие вдохи, громко шмыгая носом, чтобы ноздри как бы прилипали к носовой перегородке. Не нужно стесняться звуков, можно даже соревноваться, кто шмыгает громче.

Но тут над горой показался во-о-от такой огромный шар:

misha5
Источник: Migration

Упражнение 5: руки поднять вверх (вдох), затем медленно опускать их вниз с произнесением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 5-6 раз, руки опускать прямыми.

Шар принес Зайчонок. Шар был такой большой, что друзья вдвоем ухватились за него, потянули за веревочку.

misha7
Источник: Migration

Воздух начал с шипением выходить из шарика, а Медвежонок и Зайчонок плавно опустились с вершины горы на равнину и побежали играть.

Массаж активных точек

Обычно детям нравится и несложный массаж биологически активных точек. Некоторые из них можно массажировать детям, часто страдающим от ОРЗ.

Какая точкаГде находитсяС чем связана анатомическиЧего достигаем массажем
«Галстук»Над яремной выемкой грудиныСвязана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, с вилочковой железой.Массаж повышает сопротивляемость организма к ОРВИ
«Пуговица»Бугорок на грудине чуть выше ее серединыСвязана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом.При массаже этой точки уменьшается кашель
«Ямка»На кистях рук между большим и указательным пальцами (симметричная)Общее воздействие на организмМассаж этой зоны способствует нормализации деятельности организма в целом.

Проводить массаж рекомендуют 2 раза в день – утром после пробуждения и перед сном, в течение 2 минут кончиком указательного пальца надавливая на кожу до легкой болезненности и делая быстрые вращательные движения по ходу часовой стрелки 6-9 раз (в течение 3-5 секунд) и против нее столько же. Перед началом массажа нужно потереть руки, чтобы они согрелись и усилилась циркуляция крови.