Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

В школу - без розовых очков

Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти. Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. Правда, далеко не однозначными.


Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы обратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид.

На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п. Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Но это - лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить не принято. Считается, что в школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. Хотя, если быть до конца откровенным, это не так. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые порой ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.

Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от их умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания. Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.

Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно явно сигнализируют изменения в его поведении.

Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.
Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение.

Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: ребенок неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешнее впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться, позавтракать. В армии всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так же по отношению к своему "новобранцу армии знаний", тормошим его, понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным. А может ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности?

Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на десять.

Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти в любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее сотни калорий, которую можно добрать и попозже.

Но это - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком смысле), не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".

Дорогие родители! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстракция, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышными учениками). Наверное, не стоит сразу возражать учителю: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам. а теперь могут повредить и вашему ребенку.

Миф первый: "Школа - второй дом". Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.

Миф второй: "Учительница - вторая мама". Мать у ребенка тоже одна. Избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда.

Миф третий: "Учитель всегда прав". А встречали ль вы вообще хоть одного человека. который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей... Их тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и слава Богу. А большего ждать наивно.

Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибок.

Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
12
тоха
Мдааа... В последнее время из нашеё школу делают какюту колонию,иногда психдом.Прям детей туда не отправляй.Так вот.Все что здесь пишут абсолютный бред. Я ежедневно посещаю школу и не вижу там в начальной школе "тихих и вялых" "наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению" Ну я же говорю - теперь школа - это колония. Миф первый: "Школа - второй дом" Миф второй: "Учительница - вторая мама" Миф третий: "Учитель всегда прав" Для меня школа всегда будет вторым домом,первая учительница - второй мамой,а учитель для меня всегда прав! И напоследок.Возможно много кто прочитал эту статью ,уже давно учился в школе.Но постарайтесь вспомнить,какие были эти годы?Мрачными.тусклыми и авторитарными???Или веселыми,интересными,полные впечатлений ??? Задумайтесь над этим и не оставляйте своих детей без этих прекрасных мгновений,этих прекрасных лет ,проведенных детьми в школе...
СсылкаПожаловаться
Сергей Киселев
Совершенно согласна с автором статьи. Я не так уж давно окончила школу, и для меня эти годы были именно мрачными и тусклыми. И это при том, что окончила ее я почти на отлично, отношения с однокласниками и учителями были нормальные. Меня просто убивала сама бездушная система. Личного времени катастрафически не хватало. Ты без конца что-то должен... Было по 7-8 уроков каждый день, включая субботу. Мы приходили домой в 4 часа, а впереди еще была куча уроков ... Даже на несчастную неделю каникул задавали столько, что выполнить можно было только, если сидеть над уроками целыми днями. Причем у тех, кто этого не делал, а, скажем, уезжал с родителями на дачу, больше 2-3 в четверти уже не выходило. Гайки закручивать умели прекрасно. Двойку ставили, если не смог купить контурные карты по природоведению, двойку ставили на уроке музыки, если ты НЕПРАВИЛЬНО УСЛЫШАЛ незнакомое произведение: т.е. ставили незнакомую музыку и велели рисовать то, что ты слышишь, и если композитор имел в виду море, а ты представил себе дерево, которое гнет буря, ставили ДВА. Неправильно представил... Согласна я с автором статьи и в том, что дети, посещавшие садик лучше приспособлены к школе: я ходила в сад с 1.5 лет и насмотрелась на таких воспитателей, что этим кадрам позавидовало бы ГЕСТАПО. После них, крики и наказания школьных учителей казались ерундой. Что касается того, что школа это колония... То, что я описала выше была моя вторая школа, а в первой, раз в неделю-две подъезжала скорая и забирала в больницу очередного младшеклассника, избитого старшими. Я тогда училась в нач школе и учителя нам строго-настрого запрещали уходить с нашего 4 этажа и даже организовали дежурство, чтобы не пускать туда старших. О том, чтобы спустится на другой этаж без учительницы нечего было и думать. Так, что по своему опыту могу сказать, да, некоторые школы это действительно колонии.
СсылкаПожаловаться
Ирина Петунина
Дорогие родители, общаясь с вами каждый день, хочется отвернуть большинству из вас голову. Когда вам говорят, что ребенок не готов к школе, вы начинаете качать права и громко кричать, что учителя и психологи ничо не знают. У нас около половины первоклашек не были готовы к школе, а в конце первого класса так и не смогли адаптироваться. Результат: постоянные пропуски по болезни или из-за поблажек "любящих" родителей, которые ведутся на истерики и мнимые недомогания. С детьми не занимаетесь, а от учителя и психолога требуете результатов. Имейте совесть!!!!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
СказкаОсень
Всем доброго времени суток.
Хочу поделиться с вами осеним настроением.
P.S. У нас сегодня дождик весь день, серо и холодно.
        А как у вас?
189
МарияСын очень непослушный..
Сын очень не послушный
  Ему 8 лет. Я что-то попрошу, а он сделает по своему. Попрошу помочь донести пакеты до дома, он откажется. Я его одна воспитываю. Думаю, может что не так делаю?
80
EleaСерпантин
Всем привет! Вы когда-нибудь ездили на машине или автобусе по горной дороге - серпантину? Какие у вас ощущения, хорошо переносили, было страшно? 
68
Жить хорошо!Лимонное печенье на вареных желтках ( Biscotti al Limone).
Достоинств много у этого печенья – быстро делается, нежнейшее, рассыпчатое, очень яркого и интенсивного вкуса. Из недостатков, пожалуй, некоторая хрупкость, но некритично. Один из лучших рецептов п...
61
ДельфинаЛёгкое успокоительное для ребенка
Дочке почти 6 лет. Записались на предшколу, ходим 3 раза в неделю. Видимо, новые учителя и коллектив немного подкосили ее нервную систему. Стала плаксивой, стала часто бегать в туалет. Думали подпр...
56
СказкаШерстяное одеяло
Всем доброго времени суток.
С похолоданием захотелось мне приобрести шерстяное одеяло/плед, что бы можно было в него закутаться сидя на улице.
При просмотре в интернете наткнулась на большой выбор ...
56
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru