Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

В школу - без розовых очков

Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти. Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами. Правда, далеко не однозначными.


Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы обратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид.

На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п. Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Но это - лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить не принято. Считается, что в школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. Хотя, если быть до конца откровенным, это не так. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые порой ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.

Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от их умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания. Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.

Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно явно сигнализируют изменения в его поведении.

Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.
Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение.

Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: ребенок неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешнее впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться, позавтракать. В армии всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так же по отношению к своему "новобранцу армии знаний", тормошим его, понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным. А может ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности?

Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на десять.

Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти в любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее сотни калорий, которую можно добрать и попозже.

Но это - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком смысле), не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".

Дорогие родители! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстракция, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышными учениками). Наверное, не стоит сразу возражать учителю: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам. а теперь могут повредить и вашему ребенку.

Миф первый: "Школа - второй дом". Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.

Миф второй: "Учительница - вторая мама". Мать у ребенка тоже одна. Избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда.

Миф третий: "Учитель всегда прав". А встречали ль вы вообще хоть одного человека. который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую. А то и двух-трех таких учителей... Их тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и слава Богу. А большего ждать наивно.

Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибок.

Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
12
Пифагор Репетиторский центр
Математика, физика, химия, геометрия, русский язык, английский язык. Ваш ребенок не любит это предметы? Эти предметы станут любимыми после занятий в репетиторском центре Пифагор. Мы гарантируем! http://pifagor-rc.ru/neskuchnye_uroki_v_pifagore_/
СсылкаПожаловаться
Юлия Плахотина
Я эту статью в 2008 г. в первый класс нашей учительнице принесла, хотела узнать её мнение. Так она потом на родительском собрании сказала, что я принесла ей "грязную статейку". Ну покипела и прошло. Так теперь ребёнок у меня 4-й класс заканчивает и спрашивает у меня: "Мам, а что такое "розовые очки"?" Вот тут я статью и вспомнила. Неужели она весь свой негатив с детьми обсуждает. Ведь наверняка не дала детям саму статью почитать, а только сказала, что ваши родители считают школу и учителей - врагами. Теперь вот распечатала статью и дам своему повзрослевшему сыну почитать, чтоб был готов выживать в средней школе. Броню чтоб нарастил, что ли.
СсылкаПожаловаться
Анюта
В ответ на комментарий от Кассия
Кассия
Всё правильно. Никогда учительница не сможет заменить ребёнку мать. В нашем государстве считается, что как воспитывать ребёнка знают все, кроме собственной матери. Просто семью стараются раздробить,лишив мать материнства, каждого члена семьи приобщая к общественной жизни в ущерб самой семье - губительная политика. Авторитет матери у ребёнка не поддерживается,а разрушается всезнающими "специалистами."Непонятно, то ли общество помогает семье в воспитании, то ли семья помогает безликому обществу,как структуре, растить интеллектуаьных роботов без чувств, исполнительных и талантливых, но безжизненных.
СсылкаПожаловаться
согласна с Кассандрой - политика ужасная! побочный продукт социализма (всё общее, даже семья). надо менять менталитет работников детских садов и школ, находить золотую середину, мнение родителей должно учитываться.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
4 часа утраОбидно...
Я родила прошлым летом ребенка, первенца. Ближе к родам, недели за три, приехала мама в гости, она живёт за границей очень далеко реально, 10 часов лету от москвы. И спустя 2.5 недели после родов приехал ее мужчина, к которому она уехала. Она уехала показывать ему достопримечательности местные, развлекать мужика, просто от обиды не могу найти другие слова. Уехала на неделю, а потом через пару дней отдыхать в теплые края и оттуда домой к себе. У нее родилась внучка, а она уехала показывать достопримечательности. Она приехала в Россию конкретно издалека, уж могла бы обойтись без теплых краев и достопримечательностей, а побыть с нами! С дочкой и новорожденной внучкой! Ну разве нет?..
249
Lord-of-DanceКорсет в своём апофеозе: подтянут, строен, грациозен ©
Так уж устроен человек, что его всегда не устраивает то, что есть. Всегда хочется большего. Всегда создается недостижимый идеал, к которому надо стремиться, изобретая все новые способы достижения. И идеал этот в разные века менялся очень и очень сильно.
Одним из средств достижения идеальных пропорций был корсет. Корсеты были самых разнообразных форм, зависимо от моды и предпочтений дамы, а также - от назначения корсета. Но все их роднило одно качество - это предмет одежды, способный кардинально изменить силуэт обладательницы. Именно это качество отличает корсет от корсажей, лифов, топов и прочего. При этом вовсе не обязательно корсет - вещь без плеч и лямок. Встречаются совершенно чудесные корсеты с плечевым поясом, с широкими бретелями и даже корсетные платья. Но все они моделируют силуэт в соответствии с требованиями моды того периода, в который создавались. И из этого следуют определенные конструктивные требования, которые также различны для корсетов и для корсажей или лифов.

161
Наверно...В следующей жизни....Для мам и дочек или как с минимальными потерями пережить "критические дни"
Почитала теме о прокладках для дочери подростка и поняла, что есть еще люди, которые не знают о существовании специальных трусов для критических дней.
Не рекламирую, поэтому не буду называть производителя, чье белье я использую. Просто расскажу, что есть разные и дорогие и дешевые. Элегантные (в которых наличие прокладки трудно заподозрить) и попроще.
Но как же это удобно. И днем и ночью нет страха "протечек". Особенно актуальны для дам с обильными выделениями.
Всем здоровья.
143
НастяПрокладки
Вопрос, опять же, к мамам девочек-подростков. Дочери 12 лет. Покупала ей Котекс Янг, на один цикл пачки не хватило, а они так-то недешевые совсем, 105 рублей. Но ей очень понравились. Сейчас купила большую пачку Олвейс, и себе и ей. В Магнит косметик они сейчас по акции... Какие прокладки вы покупаете своим еще совсем небольшим девочкам-подросткам?
127
Мадам Н.Д.Изменить жизнь или "Не читайте на ночь книг про попаданцев"!
Устала от серьезных тем, сегодня хочу просто поболтать. Но небольшая предыстория. Я уже писала, что подсела на книги про попаданцев (людей из нашего времени, попадающих в прошлое). А тут мы еще с сыном вспоминали про моих родителей, детство и т.д. И вот снится мне сон- я в образе молодой девушки разыскиваю по Москве  50-х годов свою маму, которая там жила в это время. И вот в какой-то общаге каким-то чудом я ее нахожу. Она еще удивляется- откуда я ее знаю, а я отвечаю: "Ты же Маруся Иванова? Мария Ивановна Иванова? Тебя вся Россия знает!" ( а это действительно ее девичья фамилия). Признаться, что я ее дочь- естественно, не могу, но очень хочу ей рассказать о ее жизни, о том, что ей не надо выходить замуж за Леню, моего будущего отца!  И тут я понимаю, что сделать это не могу- тогда все изменится и даже мы с братом можем не родиться!  Единственное, что я успеваю сказать, даже прокричать: "Не уезжай из Москвы, никуда отсюда не уезжай!"  А она в свое время уехала с отцом в Сибирь  очень об этом жалела, вся ее родня осталась в Москве и на Смоленщине, и она очень по ней тосковала. 
К чему я это все? Хочу просто спросить- а Вы бы о чем хотели предупредить своих родных или себя молодого? Каких поступков хотели бы  избежать? Можно просто в общих чертах, без подробностей. Тема- просто поболтать. 
92
Пятачок)Нехорошая квартира...
Добрый вечер!)
Наверное, у каждого были необьяснимые случаи мистики, связанные с домом или квартирой. Может быть, поделитесь?
До сих пор помню историю АБ про "нехорошую квартиру".) жуть)
91
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru