• Первое ощущение от себя: «Я всемогущий шар!»
• Около 2 месяцев: «Здесь есть еще кто-то!»
• Ближе к 8 месяцам: «Привет, люди!»
• Около года: Начинаем строить отношения.
Новорожденный младенец замкнут на самом себе, процесс налаживания жизни в нашем воздушном и безводном пространстве настолько сложен и энергозатратен, что занимает все его время и силы. Необходимо привыкнуть к новому способу потребления пищи (не через пуповину, а через рот), научиться быть вверх, а не вниз головой, различать сон и бодрствование. И самое главное: научиться подавать сигналы «холодно!», «голодно!», «мокро!».
Раньше, когда он жил в раю, все его желания и потребности удовлетворялись мгновенно, в тот самый момент, когда возникали. Снизился уровень глюкозы в крови — чуть подвигал ручками-ножками, кровь по пуповине побежала веселей, уровень тут же восстановился. Про тепло, мокро, мягко вообще речи нет, это постоянные условия пребывания. Так что к моменту рождения ребенок совершенно уверен, что все вокруг создано им самим для того, чтобы ему было хорошо.
После рождения в наш скорбный мир ребенок еще некоторое время пребывает в этом сказочном заблуждении. Ведь, в самом деле, стоит немного напрячь голосовые связки (как раньше ручки и ножки), и появляется пища, становится снова тепло и комфортно. То, что это делают взрослые, ребенок пока не знает. Кажется, что мир повинуется его малейшим желаниям. Отсюда логичный вывод: «Я — всемогущий».
Через два месяца малыш начинает замечать вокруг себя других людей, пока еще только как лица, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Но он пока не пытается с ними взаимодействовать, а только отмечает сам факт: здесь кто-то есть. Ребенок слишком поглощен своими пищеварительными и прочими физиологическими процессами, чтобы тратить драгоценное время бодрствования на контакт. Родители, пока что вы только подавальщики, убиральщики, почетные вытиратели розовых поп и прачки.
После 4 месяцев у детеныша как будто отрастает специальный орган для контакта: он начинает улыбаться вам, вам лично, а не своему бурчанию в желудке. И огорчаться, если вы уходите. И скучать, когда долго вас не видит. Мешочек с молочком начинает превращаться в социальное существо. Но ему все еще без разницы, кто именно наклоняется над кроваткой или берет на руки, был бы человек хороший.
К четырем месяцам у ребенка должно быть сформировано представление о ваших объятьях, как о чем-то надежном и заботливом, это основа его будущего отношения к миру в целом. Я иногда встречаю у детей (и взрослых) отсутствие так называемого «базового доверия», когда люди считают, что необходимо все контролировать, не расслабляться, следить и так далее. Как правило, это бывшие воспитанники домов малютки или круглосуточных яслей. Они не умеют доверять, ведь в их младенческом опыте не было любящих и уверенных объятий родителей.
В восемь месяцев у вас на руках вертлявое и крайне любопытное существо, которое чешет зубы обо все, что можно, и что нельзя, улыбается ангельскими улыбочками всем прохожим, внезапно разражается страшным ревом, потому что впервые увидело бородатого человека. Он хорошо отличает своих от чужих, начинает бояться и, кажется, у него отличное чувство юмора.
Его первый день рождения. Он хорошо знает членов своей семьи и близких знакомых, помнит, куда вы ходите гулять, начинает разговаривать. Он все равно очень сильно зависит от родителей, его ни на минуту нельзя оставлять одного, лучше бы и глаз не отводить. Пока еще он всемогущий. Только маленький.
Об авторе: Катерина Демина, детский и семейный психолог-консультант. Это значит, что ответы на вопросы типа «Почему мой ребенок не спит? Не слушается? Что делать, когда дети дерутся? В какую школу отдавать гиперактивного ребенка?» и тому подобные, вы можете найти в моих статьях. А еще, вот уже много лет я работаю с приемными родителями и детьми. Мама троих детей.