Ребенок не хочет учиться: как понять причины и помочь

Разбираемся вместе с экспертом, почему ребенок не хочет учиться и что предпринять в подобных ситуациях.
Авторы и эксперты
заместитель директора школы «Новый взгляд»
Уставший ребенок не хочет учиться
Младшие школьники часто теряют интерес к учебе после «эффекта новизны»Источник: Freepik

Универсального решения не существует — многое зависит от ситуации. Но есть способы разобраться в причинах и решить проблему. В этой статье мы разберем, почему у детей может исчезнуть мотивация, как увидеть тревожные сигналы и когда стоит обратиться за помощью. 

Почему ребенок не хочет учиться

Причин отказа от учебы может быть много: от переутомления до конфликта с учителем. Часто потеря смысла обучения имеет психологическую, возрастную или семейную причину (1). Важно не ругать и не сравнивать, а попробовать разобраться.   

Психологи выделяют четыре основные группы причин:

  • психологические — страх не справиться, тревожность, переутомление;
  • социальные — буллинг, трудности с адаптацией в коллективе;
  • педагогические — скучный или непонятный материал, конфликт с учителем;
  • возрастные — временный спад мотивации.

Чаще всего дети теряют интерес к учебе:

  • в 1–2 классе, если адаптация к школе проходит тяжело;
  • в 3–4 классе, когда возрастает объем задач, а ресурсы истощаются;
  • в 13–14 лет, когда подросток отказывается от учебы в пользу других интересов и самоутверждения.

Ребенок не хочет учиться в 1–2 классе

Младшие школьники часто теряют интерес после «эффекта новизны». Школа становится рутиной, появляются первые трудности — особенно у детей с невысокой учебной мотивацией.

Причиной может быть слишком большая нагрузка, из-за которой ребенок устает и теряет интерес, а также сложности с концентрацией. Кроме того, конфликты с учителем или одноклассниками могут вызывать страх или дискомфорт, что также мешает учебе. По некоторым исследованиям от 20 до 60% младших школьников имеют трудности в обучении (2).

Что делать:

  • поддержите ребенка: хвалите за старания, а не за оценки;
  • ограничьте критику и сравнения с другими детьми; 
  • помогите наладить режим: достаточный сон, отдых, регулярные перерывы;
  • добавьте игровые элементы в обучение.

Проблемы с учебой в 3–4 классе

В этом возрасте дети уже понимают, что учеба — обязанность, но не всегда видят в ней смысл. В школе появляются абстрактные предметы — например, окружающий мир или математика с многоступенчатыми задачами. Давление нарастает, а понимание не всегда поспевает.

Возможными причинами проблем могут быть скучная подача материала, из-за которой уроки кажутся однообразными. Сравнение с другими детьми, также может демотивировать ребенка. Кроме того, пробелы в знаниях приводят к тому, что, в случае неудачи, ребенок просто сдается.

Что делать:

  • помогите ребенку увидеть даже самый малый прогресс;
  • поддержите интерес: можно подключать познавательные игры, мультики, книги;
  • помогите с трудными темами;
  • избегайте критики в жесткой форме;
  • следите за нагрузкой: важно чередовать умственный труд и отдых.

Подросток 13–14 лет отказывается учиться

Подростковый кризис — частая причина отказа от учебы. Это возраст поиска границ и желания быть «не как все» (3). На первый план выходят соцсети, друзья и поиск себя, а учеба может казаться бессмысленной.

Причиной может быть кризис идентичности, когда подростку важно самоопределение, а не оценки. Также это может быть конфликт с системой, проявляющийся в протесте против правил и давления. Эмоциональные проблемы: стресс, тревожность и первая любовь, также могут играть значительную роль.

Что делать:

  • найдите интерес к конкретным предметам через хобби или практику;
  • если падение мотивации сопровождается тревожностью — обратитесь к психологу;
  • говорите не об оценках, а о будущих возможностях;
  • давайте больше самостоятельности и при этом помогайте подростку соблюдать режим дня.

Основные признаки проблем с мотивацией

Мама мотивирует ребенка на учебу
Если домашние задания вызывают у ребенка отторжение — это первый тревожный звоночек о потере мотивацииИсточник: Unsplash

Ребенок не всегда прямо говорит, что не хочет учиться. Часто он демонстрирует это поведением. Важно замечать сигналы на раннем этапе, чтобы не доводить до затяжного конфликта со школой. Давайте рассмотрим основные признаки, на которые стоит обратить внимание.

Потеря интереса и отказ от домашних заданий

Если домашние задания вызывают у ребенка отторжение — это первый тревожный звоночек о потере мотивации. Ребенок откладывает уроки «на потом», теряет интерес к выполнению даже простых заданий, забывает тетради, делает все в последний момент. Постарайтесь создать спокойную атмосферу для занятий, без отвлекающих факторов. 

Эмоциональные всплески, апатия, агрессия

Резкие перепады настроения и внезапные вспышки гнева, говорят о глубоком внутреннем дискомфорте, связанном с учебой.

Если при упоминании школы ребенок раздражается, плачет или замыкается в себе — это повод задуматься и включиться в происходящее. Внутри может быть страх неудачи, конфликты в классе или выгорание. Поговорите с вашим ребенком по душам, покажите, что вы всегда поддержите и поможете.

Снижение самооценки и замкнутость

Замкнутость и постоянные сомнения в себе являются явными сигналами о проблемах с учебой. Ребенок начинает говорить: «Я глупый», «У меня все плохо», «Я ничего не понимаю». Это говорит о потере веры в себя. Он избегает общения, особенно со сверстниками из класса. Сосредоточьте внимание ребенка на его сильных сторонах. Найдите деятельность, где он будет успешен, — кружок, спорт, творческий проект.

Отказ ходить в школу и симуляция недомоганий

Регулярные жалобы на здоровье по утрам — классический симптом школьного стресса. Периодические «болезни», головные боли, слезы перед школой — частые сигналы, что ребенок не справляется эмоционально. Это сигнал стресса. Ведите дневник наблюдений: в какие дни чаще возникают недомогания? Поговорите с учителем — возможно, есть конфликты в классе или перегрузка.

Отказ участвовать в школьной жизни

Нежелание ребенка участвовать в школьных мероприятиях, готовить поделки и выступать на утренниках, особенно если ранее он делал это с удовольствием, является поводом для беспокойства родителей. Поговорите с ним и поинтересуйтесь, что ему сейчас интересно. Поддержите инициативы вне школы — хобби, кружки, спортивные секции.

Последствия систематического отказа ребенка от учебы 

Не стоит игнорировать проблему — это только усугубит ее. Без помощи у ребенка могут закрепиться не только пробелы в знаниях, но и серьезные психологические трудности. Если долго не вмешиваться, это может привести:

  • к хроническому стрессу и школьной тревожности;
  • пропускам и пробелам в знаниях;
  • потере веры в свои силы;
  • замкнутости и социальной изоляции — ребенок может чувствовать себя «аутсайдером»;
  • развитию психосоматических симптомов;
  • проблемам с адаптацией в старших классах и вузе;
  • формированию негативного образа «учебы» как давления и страха.

Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

Родители разговаривают с дочкой, которая не хочет учиться
Нет правильного и неправильного способа вести разговор, с ребенком, который не хочет учитьсяИсточник: life_ru

Возможно, вы уже все перепробовали: уговоры, поощрения, даже запреты. Но важно не действовать наугад, а понимать, как грамотно помочь ребенку. Мы попросили прокомментировать ситуацию Ирину Гришину, психолога и заместителя директора по сопровождению, благополучию и карьерному развитию школы «Новый взгляд».

Какие могут быть причины нежелания ребенка учиться?

— Очень часто эти причины связаны с возрастом. Некоторые дети из поступающих в первый класс могут быть не готовы к учебе: им еще хочется играть, а не сидеть за партой. У подростков учеба отходит на второй план, уступая место общению. Помимо уже упомянутых кризисов начальной школы и подросткового периода, я хочу отметить кризис 5 класса, когда на смену одному учителю приходят несколько учителей-предметников, у каждого из которых свои требования. 

Многим детям сложнее адаптироваться к новой для них ситуации и требованиям разных учителей. На мотивацию также влияют конфликты с учителем или одноклассниками, семейные проблемы, например развод родителей и индивидуальные психические и физические особенности некоторых детей. 

Как правильно вести разговор с ребенком?

— Нет правильного и неправильного способа вести разговор, какой-то единой инструкции. У каждого родителя свои отношения с ребенком, и вы лучше других знаете, что вашему ребенку важно и на какие ваши фразы в диалоге он лучше реагирует. Если есть проблема, полезно задавать открытые вопросы, чтобы выяснить причину такого поведения ребенка. 

Возможно, проблема заключается не в лени, а в страхе или усталости. Не требуйте от детей большего, чем они могут. Родители могут быть своеобразным мотиватором для ребенка, но в рамках того, что ему посильно. 

Почему наказания не работают

— Почему наказания часто вызывают протест?

— Наказание может восприниматься подростком как унижение его достоинства. Поэтому, пытаясь воспитать подростка, более эффективно устанавливать в вашей совместной жизни четкие границы. Есть проступок - есть последствие. Важно объяснять, почему в семье есть те или иные правила, и формировать их совместно. Если вводятся какие-то ограничения, например, лишение гаджетов, то ребенок должен понимать причины, цели и ценность того, что хотят до него донести. У него должна быть своеобразная свобода выбора. Поступил так, вот и получил определенный итог.

Как искать баланс между дисциплиной и свободой

— Многим родителям хочется дать свободу своим детям, другие же считают, что на первом месте дисциплина. Как найти баланс?

— В каждой семье существуют определенная система правил, в которой живет и ребенок. Они должны быть понятны всем членам семьи и разделяться ими. Семья прививает ребенку свой порядок жизни, который становится для него внутренней психологической основой. Вырастая, подростку нужно больше свободы, и ее важно давать соразмерно взрослению. Но также важно, чтобы, получая свободу, подросток осознавал ответственность и был готов ее нести. Об этом надо разговаривать с ребенком, показывая своим примером, почему это важно и в отношениях внутри семьи, и в собственной жизни подростка.

Как развить внутреннюю мотивацию

— Ирина, посоветуйте, как развить мотивацию у ребенка?

— Первое условие развития мотивации, это вообще способность ребенка чего-то хотеть. Должна быть «связка»: «Я могу чего-то захотеть», и «Я это могу получить», что это достижимо. Прививать ребенку самостоятельность с детства. Не делать все за него, а выслушивать его пожелания, давать возможность их реализовать. Тогда у него есть будут собственные смыслы действовать.

Как превратить учебу в интересную задачу

— Скучные учебники и монотонные задания убивают интерес к знаниям. Но если превратить учебу в игру или эксперимент, даже сложные темы станут увлекательными. Многие школы сейчас реализуют метапредметность, когда для реализации проектов необходимы знания из разных областей. 

Интерес к разным наукам побуждает исследовательская и проектная деятельность — стоит выбирать школу, где эти направления хорошо развиты. Часто для подростков бывает важна практикоориентированность предмета — а как я смогу применить на практике то, что мы изучаем? Родитель может подсветить ценность разных предметов.  

Как корректировать негативное отношение к школе

— Важно понять, когда такое отношение возникло и почему. Если ребенок воспринимает школу как наказание, важно мягко изменить этот взгляд. Начните с малого: обсудите, что именно вызывает отторжение, и вместе найдите приятные моменты в школьной жизни. Поддерживайте контакт с учителями, чтобы вовремя решать проблемы, и создавайте позитивные ассоциации (например, поощряйте общение с одноклассниками вне уроков). Постепенно школа станет восприниматься не как обязанность, а как место возможностей.

Влияние семейной атмосферы на отношение к учебе

— Ребенок реагирует на все, что происходит в его семье, и если ситуация нехорошая, то его мысли будут заняты ею. А когда в семье царит поддержка и доверие, ребенок чувствует уверенность и легче справляется с учебными трудностями. 

Создайте дома благоприятную среду: интересуйтесь школьной жизнью без давления, отмечайте даже небольшие достижения и показывайте, что знания — это ценно. Ваше спокойное отношение к ошибкам и готовность помочь важнее строгих оценок. Помните — дети перенимают отношение к обучению именно от родителей.

Когда нужно обратиться к специалисту

С девочкой, которая не хочет учиться, общается специалист
Важно вовремя подключить психолога или педагога, чтобы избежать серьезных последствийИсточник: https://ru.freepik.com/

Родительской любви и терпения не всегда достаточно. Когда вы замечаете эти тревожные признаки, важно вовремя подключить психолога или педагога, чтобы избежать серьезных последствий.

  1. Резкое ухудшение успеваемости без объективных причин.

  2. Эмоциональные срывы, тревожность, депрессия.

  3. Отказ посещать школу более 3–5 дней подряд без веской причины.

  4. Частые конфликты со сверстниками и учителями.

  5. Негативные высказывания о себе: «Я тупой», «Я никому не нужен».

  6. Жалобы на здоровье при отсутствии медицинских проблем.

Если вы замечаете тревожные сигналы — поговорите с ребенком, педагогами, подключите психолога. Чем раньше начнется поддержка, тем легче вернуть интерес к учебе и избежать серьезных последствий.

Список литературы:

1. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя». 1983.

2. Игнатенко М. В. «Профилактика и коррекция у младших школьников трудностей в обучении». 2019. 

3. Клепач Ю. В., Рубцова Т. В «Особенности мотивации учебной деятельности подростков». 2019.