Просто другие дети

Приходилось ли Вам растерянно отводить взгляд и ускорять шаг при виде инвалида? Объяснять сыну, почему у дяди в коляске нет ног? Или спешно уводить дочку с детской площадки, потому что на прогулку вышел ребенок с синдромом Дауна?
lori-0002864793-www.jpg
Источник: Migration

Приходилось ли Вам растерянно отводить взгляд и ускорять шаг при виде инвалида? Объяснять сыну, почему у дяди в коляске нет ног? Или спешно уводить дочку с детской площадки, потому что на прогулку вышел ребенок с синдромом Дауна?

По статистике Минздравсоцразвития РФ в России около 13 млн. инвалидов, из них более 700 тыс. - дети. Эти люди живут среди нас, но мы чаще всего не знаем, как с ними общаться. Это и неудивительно - в нашем детстве было принято раздельное обучение: обычные дети учились в обычных школах, особенные - в специальных коррекционных учреждениях. Конечно, нам было известно, что существуют дети-инвалиды, но в представлении большинства это был отдельный мир. Мы собирали помощь для интернатов: одежду, канцелярские товары, книжки... Нас учили взрослые, что смеяться над особыми людьми нехорошо и т.д. Мы привыкли к «разовому» общению, и поэтому адекватное отношение к таким людям у нас не сформировано.

В России все популярнее становится идея инклюзивного образования - совместного обучения и воспитания здоровых школьников и детей-инвалидов в массовых школах и детских садах. Возможно, благодаря этой программе наши дети с малых лет научатся общаться на равных с особенными ребятами, перестанут избегать инвалидов и будут проявлять заботу о них не только в дни благотворительных акций. А помочь в воспитании такого взаимоуважения должны взрослые , прежде всего, родители. Как подготовить своего ребенка к общению с особенными детьми? Давайте поразмышляем вместе.

Согласитесь, первое знакомство ребенка с тем, что есть дети, не похожие на других, происходит чаще всего не запланировано - случайная встреча на детской площадке или на улице. Ваш малыш может пройти мимо инвалида и не обратить внимания или просто спокойно принять к сведению тот факт, что все люди разные. А может, наоборот, заострить внимание на этом и задать массу вопросов.

Подстройтесь под ситуацию, настроение и реакцию Вашего ребенка. Если малыш удовлетворен Вашим кратким ответом, то, скорей всего, и не стоит выдавать ему информацию сверх меры и уж тем более не стоит тащить за руку знакомиться и проявлять ненужное внимание. В случае же повышенного интереса постарайтесь отвечать максимально корректно и без ярких, пугающих образов и сравнений.

Расскажите не только о том, как тяжело быть инвалидом, как эти люди нуждаются в помощи, заботе, но и о том, кем могут работать люди с тем или иным заболеванием. Вспомните тех, кто, преодолевая физические недуги, достигает колоссальных успехов, например параолимпийцев. Обратите внимание на то, как Вы сами в жизни относитесь к инвалидам. Ребенок берет пример со своих родителей. Если Вы при виде человека с физическими недостатками морщите нос, охаете («какой ужас!») или заходитесь в жалости, то чему бы вы ни учили словесно, действовать ребенок будет точно по Вашему примеру.

Если преодолевается этап стеснения и знакомства, то начинается новый этап - общение и игры. На что важно обратить внимание ребенка? Прежде всего, стоит напомнить об обычных правилах: не обзываться, не драться, не хвастаться, не дразниться, не обижать и т.д. Добавьте к этим правилам еще несколько. Запретите трогать инвалидное кресло, костыли, слуховой аппарат и все остальное, что жизненно необходимо детям-инвалидам.

Приучайте, что неприлично пристально рассматривать людей, а также употреблять слова «урод», «калека», «дебил» и другие. При общении с особенными людьми эти слова принимают совсем другой смысл. Полезно будет объяснить детям, что при выборе занятия или игры, нужно принимать во внимание не только физические, но и эмоциональные возможности их нового друга. Например, одним детишками не под силу воспринимать правила игры на слух, другим - долго удерживать внимание на одном занятии и т.д. Чтобы такие «непонимания» между детьми не вызывали агрессии и обид, будьте рядом и переключайте обоих детей на что-то интересное. Показывайте на деле, как избегать недовольства и конфликтов.

В раннем возрасте малыши не замечают различий и относятся ко всем детям одинаково. Однако чем старше ребенок, тем труднее ему общаться с особенными одноклассниками именно так, как с обычным ровесниками. Чувство жалости и стремление помочь особенному человеку - это правильные человеческие порывы, но надо стремиться направить их в желание помочь научиться и понять. Что толку, если Вы будете все время за кого-то различать цвета? Как это поможет человеку, если он окажется один у перехода и не сможет сам понять, что означает цвет светофора? Конечно, сложно сразу найти ту самую золотую середину между полным безразличием и абсолютной опекой, но постараться можно. Тем более что в школах с инклюзивным образованием на помощь придут не только учителя, но и психологи.

Как бы то ни было сложно, начинать менять мир в лучшую сторону нужно с себя. А поэтому в Международный день борьбы за права инвалидов сделаем что-то полезное для таких же, как мы, но особенных людей. Несомненно, сила воли, жизнелюбие этих людей необходимый пример для всех нас.