Родители ставят детям кого-то в пример из лучших побуждений. Считается, что таким образом ребенка можно простимулировать – стремясь догнать и перегнать талантливых сверстников, он разовьет бурную деятельность, а слава, знания и таланты посыпятся на него как из мешка.
И вот так из года в год родители наступают на одни и те же грабли. Потому что, как правило, такого «примерного» энтузиазма у человека хватает часа на два максимум. Потом запал проходит, и приходят невеселые мысли. За что вы меня, собственно, дорогие родители, любите? То есть, если я победил в районной олимпиаде по биологии, то от вас мне честь, хвала и пряники, а если я получил тройку, то вы со мной весь вечер не разговариваете? Потому что соседский Петя, к примеру, он не такой – он отлично учится, примерно себя ведет и на досуге выгуливает соседскую собаку – зарабатывает себе на велосипед. Так, может, поменяетесь с соседями детьми? Вам достанется прекрасный Петя, а соседям – я. Вдруг Петина мама и из меня сделает призера олимпиад и начинающего бизнесмена?
Ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей-правшей. Лучше сравните его поступки... с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»
Может, стоит начать с себя и попробовать разобраться, в чем причина такого поведения? Видимо, тут срабатывает принцип «У соседей трава всегда зеленее». Нам так хочется, чтобы наш ребенок был самым-самым, что стараемся найти в нем все мыслимые и немыслимые достоинства. А если чего-то, с нашей точки зрения, не хватает, ищем это в других. Нам-то кажется, что мы работаем на благо ребенка, развиваем в нем лидерские качества и способность к конкуренции, а на деле оказывается, что дети просто обижаются.
Кроме того, постоянные сравнения ребенка с кем-то из сверстников могут нанести не только душевную травму. Моя подруга до сих пор пишет как курица лапой, потому что в ее классе училась девочка, обладающая идеальным почерком. На каком-то родительском собрании этот почерк похвалили, и бабушка подруги решила, что ее внучка должна писать не хуже. Пару месяцев девочка училась писать «как Оля», и испортила себе почерк, потому что бабушка не учла одного – внучка была левшой. Этот незначительный эпизод, я помню, так меня потряс, что теперь я стараюсь не ставить в пример детям их сверстников. Потому что от примера до прямого принуждения всего один шаг и пройти его очень просто – сами не заметите.
Но совсем без примеров обойтись трудно – все равно ребенку нужно давать какие-то ориентиры. Отличным примером могут служить родители. Папа, который нашел свое призвание и любит свою работу или мама, у которой найдется ответ на любой вопрос. Тут главное не скатиться в патетику и не объяснять надрывно, что папа ради достижения своей цели учился по профилю с четырнадцати лет, а мама «в твои годы из библиотеки не вылезала, не то что ты». Как показывает практика, искушение создать свою семейную мифологию в этом случае велико.
Не стоит указывать ребенку, с кого конкретно и в чем именно ему надо брать пример. Проще не представлять человека объектом для жесткой конкуренции. Да, старшеклассники играют в футбол лучше тебя, но у тебя впереди есть несколько лет, чтобы научиться играть не хуже. Три человека из группы получили пояс другого цвета, а ты все еще носишь белый? У тебя впереди еще один экзамен, к тому времени вы будете равны в своих знаниях и подготовке. Такой подход не унижает ребенка и не заставляет его чувствовать себя человеком второго сорта.
Часто мы приводим в пример ребенку литературных героев, но тут тоже следует быть настороже. Мой сын сам себе в пример выбрал «Эмиля из Ленненберги» и попробовал разбить миску с салатом. Пришлось объяснять, что лучше брать с Эмиля пример, когда мальчик помогает жителям дома престарелых, а бить миски – это просто глупость. Зато теперь большое значение для ребенка имеет пример Алексея Мересьева – после «Повести о настоящем человеке» сын перестал капризничать по пустякам и теперь знает, что бывают в жизни вещи и посерьезнее разбитого носа.