Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Помогать ли детям делать уроки?

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали.


Фотобанк Лори

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали. Мне не могло прийти в голову прийти в школу с невыученными уроками. Прогулки, игрушки, книжки, подружки - все должно было ждать, пока я не выучу уроки. Мне казалось, что это норма, так у всех, а если у кого и случаются невыполненные задания, то для этого, конечно же, есть веская причина, очень веская.

Как я узнала от свекрови много лет спустя, подход к обучению в семье моего мужа был в точности противоположный. Его контролировали, ежедневно проверяли тетради, спрашивали по каждому пункту. Во время каникул мальчик не выпускался на улицу, пока он не прочтет и не перескажет заданное мамой количество страниц. Дневник изучался с лупой, с учителями с завидной регулярностью проводились беседы, перед экзаменами в доме отключался телефон и дом превращался в бункер - ничто не должно было отвлекать ученика от учебы.

В этом году наш сын пошел в первый класс. Полагаю, несложно представить, какие баталии разворачивались между родителями первоклассника во время обсуждения методик выполнения домашнего задания. Мама (то есть я) была уверена в том, что ребенок прекрасно сам справится с уроками, а если не справится, то подойдет и спросит. Тем более, что сын посещает группу продленного дня, а там с ними занимается учитель. Папа (т.е. муж) считал, что на продленке ребенок может делать все, что угодно, но только не уроки. Уроки должны выполняться дома, в позиции «ребенок пишет, родитель стоит над душой».

Как выяснилось, у самого первоклассника было свое, отличное от родительского, видение. Главный принцип - «побыстрей отделаться», а если что непонятно, то надо...Нет, не подойти и попросить разобраться, а попросту не делать непонятное задание.

Всей семьей нам пришлось решать, как найти выход, устраивающий всех, т.к. истерики начали сказываться на состоянии нервной системы, а при слове «уроки» у всей семьи случался нервный тик. Каждой семье рано или поздно придется найти приемлемый только дня нее вариант, т.к. аргументов в пользу и тотального контроля, и полной самостоятельности множество. Оговорка: под «полной самостоятельностью» автор не имеет в виду «пустить занятия на самотек», ребенок действительно должен сам справляться с домашним заданием.

Явный плюс от предоставления самостоятельности - развитие в ребенке чувства ответственности. Маленький человек понимает, что его занятия это тоже самое, что и работа для взрослых. Родители не бездельничают, ходят на работу, и он тоже должен делать то, что от него требуется.

Вторым плюсом является демонстрация доверия к ребенку. Если же после вопроса: «Ты сделал уроки?» каждый раз следует требование: «Тогда давай тетрадь\перессказывай\читай\показывай», то ребенку будет сложно понять, доверяют ли ему родители.

Еще одним плюсом можно назвать умение решать самому поставленные задачи. Сложно вообразить себе идеального, терпеливого родителя, который, контролируя, как его ребенок решает примеры, никогда не подсказывает. Тем самым не давая ребенку почувствовать заслуженную гордость от того, что пример решен самостоятельно. Не правда ли, прослеживается аналогия с работой у взрослых людей? Если руководитель доверил вам проект, то странно предположить, что он будет постоянно «пасти» вас, подсказывать и жестко контролировать?

Если же стоять «над душой» у ребенка, делающего уроки, то у него может возникнуть чувство собственной неполноценности. Если родителям очень хочется «поиграть в школу», то лучше сказать ребенку, чтобы он выполнил задание, а потом показал вам. Пусть он знает, что решить все он должен сам и только сам.

Жесткий контроль хорош тем, что не позволяет ребенку расслабиться. Он точно знает, что сделать «абы как» не получится, иначе нужно будет переделывать. С этой точки зрения, контроль полезен для воспитания трудолюбия, что благотворно повлияет на взрослую жизнь ребенка.

Контроль показывает ребенку, что он не одинок, у него не возникает чувства заброшенности. Он знает, что родители рядом, они помогут в трудной ситуации, а чувство опоры и защищенности так важно для маленького школьника.

Не стоит забывать о том, что привычка полностью проверять домашнее задание может сослужить плохую услугу ребенку. Представьте такую ситуацию: в первом, втором, пусть даже третьем классе вы смотрите, как ваш малыш делает задание, поправляете, подсказываете ему. Вы для него - авторитет. Вашему мнению он доверяет, потому что доверяет вам во всех других вопросах, не только по учебе. И тут ваше чадо приносит вам задачу, с которой он сам не справился. Вы смотрите, и понимаете, что тоже не можете решить ее. Как тут быть?

Признаваться ли, что задание вам не по плечу? Или сразу отмахнуться «Ты уже взрослый, пора уже делать уроки самостоятельно»? Вот сейчас, с ходу, если вам дать порешать примеры из задачника Сканави, неужели все задания покажутся вам семечками?

Поэтому вопрос - контролировать или приучать к самостоятельности - непростой. Каждый должен сам решить его для себя.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
37
Кристина Дагаева
Я не знаю что мне делать. Когда я пытаюсь помочь дочери видя, что она не верно сделала домашнее задание или она не знает как его сделать, она меня не слушает, считает, что я глупее её и ничего умного подсказать ей не могу. В конце концов я разворачиваюсь и ухожу к себе в комнату, а дочь выполняет так, как ей хочется и как она считает нужным. А главное, что мне делать бросить и не подходить больше к ней пусть делает, как делает.
СсылкаПожаловаться
Juliya Drakones
В старших классах я всегда предпочитала либо списать недоделанное д/з, либо не делать вообще, чем обращаться за помощью к своим истеричным предкам. Хорошо еще, что они были работой загружены, и не слишком донимали меня фразами "Покажи дневник, дай проверить домашку". При этом училась я неплохо, были и тройки, но в основном четверки-пятерки. ИМХО, лучше всего предоставить ребенку самостоятельно делать домашнюю работу, а потом проверить, спокойно обсудить ошибки и не акцентировать внимание на оценках, особенно в наше время, когда учителя бесплатно выше двойки не поставят. Своих детей пока нет, но по мне пусть уж лучше ребенок будет троечником, но спокойным, чем отличником, но нервным.
СсылкаПожаловаться
Виктор Р
Помогать надо. Задания в школе иногда не адаптированные к возрасту ребенка. Вопросы даже в младших классах такие, что не каждый учитель четко сможет ответить, например по логике или информатике. Но в некоторых школах родителей боятся, вообще нет ничего единого, в одной школе приходи на любой урок, в другой надо получить разрешение сначала у завуча, затем у директора. Родительскую помощь воспринимают только материально. Сегодня ходил в школу, но завуч не допустила, а я только хотел помочь советом ребенку и педагогу, у самого больше 15 лет стажа, высшая квалификация в сфере образования и несколько высших образований, высшая квалификация по сегодняшней профессии(программист), которая подтверждена сертификатами РФ и США, но завуч восприняла мой приход в штыки, что я попытаюсь "неуч" их учить, даже спросив, кто перед ним. Вот если я принес деньги в школу на ремонт и приобретение, тогда как я понимаю, такие папы нужны. В остальном даже не пытаются пошевелить извилинами. Но это не про всех. Ребенок учился в прошлом году в другой школе, там учитель сама приглашала родителей. Двоечниками с нашей помощью дети не станут, мой опережает одноклассников лет на 5, по некоторым областям знаний - владеет информацией за пределами вуза, но мы ему все равно помогаем, ведь в свои 9 лет он все ребенок.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаФильм "Девчата". Что осталось за кадром...

Всем доброго времен суток.

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из моих любимейших фильмов «Девчата». 

Снимался он в 1961 году. Это было удивительное время - начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же - увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.


Приятного чтения!!!

Прошлая тема была посвящена фильму "Карнавальная ночь"

566
Незнайка по имени РикаДети в трудностях и бедности

Здравствуйте! Скажите, есть ли тут люди, которые не смотря на своё бедственное положение, тяжёлые финансовые трудности, рожали детей?? Т.е. не делали греха аборта. Как сложились Ваша жизнь? Злые языки мимо идите.

458
MimiЧто это?

Вот, если человек, который очень сильно болен, даже неизвестно чем, а детям все ровно, они особо не беспокоятся и считают, что мама претворяемая (дети после того как обзавелись семьей с матерью общаются редко, хоть она и очень сильно их любит), то это что? Так воспитаны дети или судьба?

324
КираПодскажите.Замкнутый круг.

Дочь моей подруги,15 лет из районного города в областной из поликлиники увезли на скорой из-за-повышенного сахара в крови.В больнице врач сразу же девочку "посадила"на инсулин.Это в ноябре было.При выписке дали заключение сахарный диабет 1 типа-оформляйте инвалидность.Комиссия ВТЭК отказала в инвалидности.Что делать ?

203
чайная розаЧС и Торговые Центры.

Добрый день. Хочу поговорить с Вами вот о чем. Вчера была эвакуация в одном из ТРЦ нашего города.  Одна посетительница оставила ребенка в игровой комнате, когда началась тревога, сегодня она жаловалась в черный список нашего города:
"В чёрный список ТРЦ "
Сегодня попали на экстренную эвакуацию...хоть и ложную. Ребёнка, оставили в детской комнате, пошли сдавать куртки, объявили эвакуацию, еле слышно! Никто ничего сначала не понял. Потом я увидела как опускается противопожарная штора и тут понеслось... Еле успела протиснуться под ней. Позже, увидела, что эта штора выломанна, видно кто-то из родителей, ломился.Показать полностью… Добежав до детской комнаты, ужа нулась. Там просто мясо, толпа взрослых толкая чужих детей, спасали свое чадо!!! Никто!!! Их персонала не сообщили где выходы, никто не организовал эвакуацию... Просто все сидели и смотрели на то так детей топчут!!! Один, только ОДИН!! мужчина попытался врозумить взрослых(спасибо ему за это) .... Слава Богу сообщили о ложной тревоге... Но каких нервов это стоило... Дети плакали, взрослые кричали... Это жутко... Пока эти три минуты я искала свою дочь... Это как в фильме ужасов... Разрывается внутри, вдруг не успеешь... Сразу вспоминаю кадры из "зимней вишни"... Жутко... И никто из сотрудников не сказал, что были выходы ещё в другом конце площадки... Потом люди сказали, что они были закрыты. Была там с мамой, она осталась по ту сторону шторы. Все работники бежали мимо и скрывались в дверях. А вот лишь один из многочисленных, причём не словянской внешности охранник показал выход, и помог вывести девочку с коляской... В панике не видно совершенно, маленьких табличек "выход".... В общем это ужас... У меня шок, ребёнок перенёс стресс... В топку такой отдых...
Я сама работаю в другом ТРЦ, безопасность у нас неплохая, одна из лучших  среди других центров, было проведено несколько мероприятий,обучение и памятки. В свою очередь я, как руководитель научила своих сотрудников. Конечно, ситуации разные бываю, в большинстве человеческая паника играет очень злую шутку с нами.
Замечаю, что многие оставляют детей на девушек в игровых комнатах, многие теряют своих детей в центрах, охрана ищет родителей, дети паникуют. Я против оставления детей в этих развлекаловках одних. Не всегда сотрудники компетентны, я по молодости сама хотела устроиться в подобную вещь. Надеюсь, правила сейчас другие, раньше можно было принести справку от нарколога и психиатра- вот ты уже и сотрудник детского заведения. Видела откровенно плохой персонал, в тч в нашем тц.
Дочери разъяснили, как вести себя при ЧС, и все-таки  слежу,чтобы не шаталась по тц. Кинотеатр выбирает отдельностоящий, макдак тоже. Но, ей почти 13.
Вопросы следующие - а Вы доверяете своих детей сотрудникам развлекательных комнат? Как проводите беседы с детьми? Отвечаю на комменты редко, не обижайтесь)

156
TanyaКакую программу выбрать?

Добрый день всем! Подскажите, пожалуйста, который день читаю форумы, вся в сомнениях. В этом году идёт сын в первый класс. В нашей школе 3 программы: гармония, школа России, школа 21 век. Сын хорошо читает (где-то 50 слов в минуту), считает тоже нормально, уже двузначные в уме складывает ( ходим на ментальную арифметику). Скорее математик, читать не любит. Какую программу выбрать? Учителя сейчас все хорошие, вопрос про них не стоит.

102
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети