Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Помогать ли детям делать уроки?

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали.

e2975f4fdf262dae81c666817e1f51c5.jpg
e2975f4fdf262dae81c666817e1f51c5.jpg

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали. Мне не могло прийти в голову прийти в школу с невыученными уроками. Прогулки, игрушки, книжки, подружки - все должно было ждать, пока я не выучу уроки. Мне казалось, что это норма, так у всех, а если у кого и случаются невыполненные задания, то для этого, конечно же, есть веская причина, очень веская.

Как я узнала от свекрови много лет спустя, подход к обучению в семье моего мужа был в точности противоположный. Его контролировали, ежедневно проверяли тетради, спрашивали по каждому пункту. Во время каникул мальчик не выпускался на улицу, пока он не прочтет и не перескажет заданное мамой количество страниц. Дневник изучался с лупой, с учителями с завидной регулярностью проводились беседы, перед экзаменами в доме отключался телефон и дом превращался в бункер - ничто не должно было отвлекать ученика от учебы.

В этом году наш сын пошел в первый класс. Полагаю, несложно представить, какие баталии разворачивались между родителями первоклассника во время обсуждения методик выполнения домашнего задания. Мама (то есть я) была уверена в том, что ребенок прекрасно сам справится с уроками, а если не справится, то подойдет и спросит. Тем более, что сын посещает группу продленного дня, а там с ними занимается учитель. Папа (т.е. муж) считал, что на продленке ребенок может делать все, что угодно, но только не уроки. Уроки должны выполняться дома, в позиции «ребенок пишет, родитель стоит над душой».

Как выяснилось, у самого первоклассника было свое, отличное от родительского, видение. Главный принцип - «побыстрей отделаться», а если что непонятно, то надо...Нет, не подойти и попросить разобраться, а попросту не делать непонятное задание.

Всей семьей нам пришлось решать, как найти выход, устраивающий всех, т.к. истерики начали сказываться на состоянии нервной системы, а при слове «уроки» у всей семьи случался нервный тик. Каждой семье рано или поздно придется найти приемлемый только дня нее вариант, т.к. аргументов в пользу и тотального контроля, и полной самостоятельности множество. Оговорка: под «полной самостоятельностью» автор не имеет в виду «пустить занятия на самотек», ребенок действительно должен сам справляться с домашним заданием.

Явный плюс от предоставления самостоятельности - развитие в ребенке чувства ответственности. Маленький человек понимает, что его занятия это тоже самое, что и работа для взрослых. Родители не бездельничают, ходят на работу, и он тоже должен делать то, что от него требуется.

Вторым плюсом является демонстрация доверия к ребенку. Если же после вопроса: «Ты сделал уроки?» каждый раз следует требование: «Тогда давай тетрадь\перессказывай\читай\показывай», то ребенку будет сложно понять, доверяют ли ему родители.

Еще одним плюсом можно назвать умение решать самому поставленные задачи. Сложно вообразить себе идеального, терпеливого родителя, который, контролируя, как его ребенок решает примеры, никогда не подсказывает. Тем самым не давая ребенку почувствовать заслуженную гордость от того, что пример решен самостоятельно. Не правда ли, прослеживается аналогия с работой у взрослых людей? Если руководитель доверил вам проект, то странно предположить, что он будет постоянно «пасти» вас, подсказывать и жестко контролировать?

Если же стоять «над душой» у ребенка, делающего уроки, то у него может возникнуть чувство собственной неполноценности. Если родителям очень хочется «поиграть в школу», то лучше сказать ребенку, чтобы он выполнил задание, а потом показал вам. Пусть он знает, что решить все он должен сам и только сам.

Жесткий контроль хорош тем, что не позволяет ребенку расслабиться. Он точно знает, что сделать «абы как» не получится, иначе нужно будет переделывать. С этой точки зрения, контроль полезен для воспитания трудолюбия, что благотворно повлияет на взрослую жизнь ребенка.

Контроль показывает ребенку, что он не одинок, у него не возникает чувства заброшенности. Он знает, что родители рядом, они помогут в трудной ситуации, а чувство опоры и защищенности так важно для маленького школьника.

Не стоит забывать о том, что привычка полностью проверять домашнее задание может сослужить плохую услугу ребенку. Представьте такую ситуацию: в первом, втором, пусть даже третьем классе вы смотрите, как ваш малыш делает задание, поправляете, подсказываете ему. Вы для него - авторитет. Вашему мнению он доверяет, потому что доверяет вам во всех других вопросах, не только по учебе. И тут ваше чадо приносит вам задачу, с которой он сам не справился. Вы смотрите, и понимаете, что тоже не можете решить ее. Как тут быть?

Признаваться ли, что задание вам не по плечу? Или сразу отмахнуться «Ты уже взрослый, пора уже делать уроки самостоятельно»? Вот сейчас, с ходу, если вам дать порешать примеры из задачника Сканави, неужели все задания покажутся вам семечками?

Поэтому вопрос - контролировать или приучать к самостоятельности - непростой. Каждый должен сам решить его для себя.

Светлана Богатикова
Логист по образованию со страстью к журналистике
Комментарии
37
Анютка
Мне кажется я бы не была такой двоечницей если бы со мной делали уроки. Изначально не привили любовь к домашнему заданию и потом так и поехало.
СсылкаПожаловаться
Екатерина Гаранина
Мне кажется, это зависит от ребёнка, от его характера и темперамента. Меня никогда не контролировали, уроки не проверяли, дневник подписывали только тогда, когда я его подсовывала, а в старших классах у меня его и вообще не было. Я даже и представить не могла, что меня могут куда-то не пустить, потому что я не выучила уроки. Но при этом я всегда училась хорошо, закончила школу с аттестатом особого образца. Просто я как-то с первого класса знала, что мои уроки и моя учёба - это моя ответственность. Родители мне всегда говорили, что "ты учишься не для нас и оценок, а для себя и для знаний". Это ещё и от школы зависит. Я училась в гимназии, у нас в классе было стыдно учиться плохо. Неважно, из какой ты семьи, нужен ли тебе в университете грант или ты можешь учиться платно, есть ли у тебя блат, чтобы устроится на работу. Даже если тебе родители могут купить не то что поступление в университет, а даже сам университет, всё равно у нас считалось, что если ты учишься плохо, то ты - лох.
СсылкаПожаловаться
Елена Петрова
В ответ на комментарий от Екатерина Гаранина
Екатерина Гаранина
Мне кажется, это зависит от ребёнка, от его характера и темперамента. Меня никогда не контролировали, уроки не проверяли, дневник подписывали только тогда, когда я его подсовывала, а в старших классах у меня его и вообще не было. Я даже и представить не могла, что меня могут куда-то не пустить, потому что я не выучила уроки. Но при этом я всегда училась хорошо, закончила школу с аттестатом особого образца. Просто я как-то с первого класса знала, что мои уроки и моя учёба - это моя ответственность. Родители мне всегда говорили, что "ты учишься не для нас и оценок, а для себя и для знаний". Это ещё и от школы зависит. Я училась в гимназии, у нас в классе было стыдно учиться плохо. Неважно, из какой ты семьи, нужен ли тебе в университете грант или ты можешь учиться платно, есть ли у тебя блат, чтобы устроится на работу. Даже если тебе родители могут купить не то что поступление в университет, а даже сам университет, всё равно у нас считалось, что если ты учишься плохо, то ты - лох.
СсылкаПожаловаться
Мне уроки делать никто не помогал,не объяснял .В итоге я училась слабо.Сыну помогала с первого дня.В этом году в школу пойдёт доченька,я буду и ей помогать
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Жизнь - моя, когда хочу, тогда и дура...Поговорим? О нас и чувствах....
Всем привет!
Вечер, скучно, настроение пытаюсь поднять вкусняшками, смотрю сентиментальные фильмы, читаю сентиментальные посты в разных известных сетях...
И думаю...
Много лет назад мы смотрели с м...
169
ЭнигмаНикогда не называйте собак человеческими именами!!!
Помните я рассказывала здесь историю про собаку по кличке Мурзик,которую переименовали в Римму?
Ну так вот:  получив новое имя у нее сразу чердак отъехал от слова совсем..
Погрызла всю обувь  в дом...
85
Наталия С.Вопрос для мам, у которых дети тяжело больны.
Есть ли кто-нибудь из женщин, кто готов поделиться личной историей? Когда вы обнаружили, что ваш долгожданный ребенок тяжело болен, а лечение крайне дорого (СМА, например). Кто готов рассказать об ...
76
МарГошаНас мало, но мы в тельняшках)))
Давайте про новый год?! А то ну совсем как то всё смотрю печально в нашем колхозе. Кто что готовить собрался, чавой пить, в чем НГ встречать?
53
АнонимРасческа тангл тизер2
Вчера тему удалили... Остался вопрос подходит ли расческа для коротких волос? Стрижка очень короткая. утром встаю как дикобраз  
36
ТатаСоциальный мониторинг обязательно устанавливать?
Если на карантине сидишь. Если проигнорировать сообщения о необходимости это сделать что-то будет? Москва, если важно.
30
Подпишитесь на нас