Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Помогать ли детям делать уроки?

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали.


Фотобанк Лори

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали. Мне не могло прийти в голову прийти в школу с невыученными уроками. Прогулки, игрушки, книжки, подружки - все должно было ждать, пока я не выучу уроки. Мне казалось, что это норма, так у всех, а если у кого и случаются невыполненные задания, то для этого, конечно же, есть веская причина, очень веская.

Как я узнала от свекрови много лет спустя, подход к обучению в семье моего мужа был в точности противоположный. Его контролировали, ежедневно проверяли тетради, спрашивали по каждому пункту. Во время каникул мальчик не выпускался на улицу, пока он не прочтет и не перескажет заданное мамой количество страниц. Дневник изучался с лупой, с учителями с завидной регулярностью проводились беседы, перед экзаменами в доме отключался телефон и дом превращался в бункер - ничто не должно было отвлекать ученика от учебы.

В этом году наш сын пошел в первый класс. Полагаю, несложно представить, какие баталии разворачивались между родителями первоклассника во время обсуждения методик выполнения домашнего задания. Мама (то есть я) была уверена в том, что ребенок прекрасно сам справится с уроками, а если не справится, то подойдет и спросит. Тем более, что сын посещает группу продленного дня, а там с ними занимается учитель. Папа (т.е. муж) считал, что на продленке ребенок может делать все, что угодно, но только не уроки. Уроки должны выполняться дома, в позиции «ребенок пишет, родитель стоит над душой».

Как выяснилось, у самого первоклассника было свое, отличное от родительского, видение. Главный принцип - «побыстрей отделаться», а если что непонятно, то надо...Нет, не подойти и попросить разобраться, а попросту не делать непонятное задание.

Всей семьей нам пришлось решать, как найти выход, устраивающий всех, т.к. истерики начали сказываться на состоянии нервной системы, а при слове «уроки» у всей семьи случался нервный тик. Каждой семье рано или поздно придется найти приемлемый только дня нее вариант, т.к. аргументов в пользу и тотального контроля, и полной самостоятельности множество. Оговорка: под «полной самостоятельностью» автор не имеет в виду «пустить занятия на самотек», ребенок действительно должен сам справляться с домашним заданием.

Явный плюс от предоставления самостоятельности - развитие в ребенке чувства ответственности. Маленький человек понимает, что его занятия это тоже самое, что и работа для взрослых. Родители не бездельничают, ходят на работу, и он тоже должен делать то, что от него требуется.

Вторым плюсом является демонстрация доверия к ребенку. Если же после вопроса: «Ты сделал уроки?» каждый раз следует требование: «Тогда давай тетрадь\перессказывай\читай\показывай», то ребенку будет сложно понять, доверяют ли ему родители.

Еще одним плюсом можно назвать умение решать самому поставленные задачи. Сложно вообразить себе идеального, терпеливого родителя, который, контролируя, как его ребенок решает примеры, никогда не подсказывает. Тем самым не давая ребенку почувствовать заслуженную гордость от того, что пример решен самостоятельно. Не правда ли, прослеживается аналогия с работой у взрослых людей? Если руководитель доверил вам проект, то странно предположить, что он будет постоянно «пасти» вас, подсказывать и жестко контролировать?

Если же стоять «над душой» у ребенка, делающего уроки, то у него может возникнуть чувство собственной неполноценности. Если родителям очень хочется «поиграть в школу», то лучше сказать ребенку, чтобы он выполнил задание, а потом показал вам. Пусть он знает, что решить все он должен сам и только сам.

Жесткий контроль хорош тем, что не позволяет ребенку расслабиться. Он точно знает, что сделать «абы как» не получится, иначе нужно будет переделывать. С этой точки зрения, контроль полезен для воспитания трудолюбия, что благотворно повлияет на взрослую жизнь ребенка.

Контроль показывает ребенку, что он не одинок, у него не возникает чувства заброшенности. Он знает, что родители рядом, они помогут в трудной ситуации, а чувство опоры и защищенности так важно для маленького школьника.

Не стоит забывать о том, что привычка полностью проверять домашнее задание может сослужить плохую услугу ребенку. Представьте такую ситуацию: в первом, втором, пусть даже третьем классе вы смотрите, как ваш малыш делает задание, поправляете, подсказываете ему. Вы для него - авторитет. Вашему мнению он доверяет, потому что доверяет вам во всех других вопросах, не только по учебе. И тут ваше чадо приносит вам задачу, с которой он сам не справился. Вы смотрите, и понимаете, что тоже не можете решить ее. Как тут быть?

Признаваться ли, что задание вам не по плечу? Или сразу отмахнуться «Ты уже взрослый, пора уже делать уроки самостоятельно»? Вот сейчас, с ходу, если вам дать порешать примеры из задачника Сканави, неужели все задания покажутся вам семечками?

Поэтому вопрос - контролировать или приучать к самостоятельности - непростой. Каждый должен сам решить его для себя.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
37
Анютка
Мне кажется я бы не была такой двоечницей если бы со мной делали уроки. Изначально не привили любовь к домашнему заданию и потом так и поехало.
СсылкаПожаловаться
Екатерина Гаранина
Мне кажется, это зависит от ребёнка, от его характера и темперамента. Меня никогда не контролировали, уроки не проверяли, дневник подписывали только тогда, когда я его подсовывала, а в старших классах у меня его и вообще не было. Я даже и представить не могла, что меня могут куда-то не пустить, потому что я не выучила уроки. Но при этом я всегда училась хорошо, закончила школу с аттестатом особого образца. Просто я как-то с первого класса знала, что мои уроки и моя учёба - это моя ответственность. Родители мне всегда говорили, что "ты учишься не для нас и оценок, а для себя и для знаний". Это ещё и от школы зависит. Я училась в гимназии, у нас в классе было стыдно учиться плохо. Неважно, из какой ты семьи, нужен ли тебе в университете грант или ты можешь учиться платно, есть ли у тебя блат, чтобы устроится на работу. Даже если тебе родители могут купить не то что поступление в университет, а даже сам университет, всё равно у нас считалось, что если ты учишься плохо, то ты - лох.
СсылкаПожаловаться
Елена Петрова
В ответ на комментарий от Екатерина Гаранина
Екатерина Гаранина
Мне кажется, это зависит от ребёнка, от его характера и темперамента. Меня никогда не контролировали, уроки не проверяли, дневник подписывали только тогда, когда я его подсовывала, а в старших классах у меня его и вообще не было. Я даже и представить не могла, что меня могут куда-то не пустить, потому что я не выучила уроки. Но при этом я всегда училась хорошо, закончила школу с аттестатом особого образца. Просто я как-то с первого класса знала, что мои уроки и моя учёба - это моя ответственность. Родители мне всегда говорили, что "ты учишься не для нас и оценок, а для себя и для знаний". Это ещё и от школы зависит. Я училась в гимназии, у нас в классе было стыдно учиться плохо. Неважно, из какой ты семьи, нужен ли тебе в университете грант или ты можешь учиться платно, есть ли у тебя блат, чтобы устроится на работу. Даже если тебе родители могут купить не то что поступление в университет, а даже сам университет, всё равно у нас считалось, что если ты учишься плохо, то ты - лох.
СсылкаПожаловаться
Мне уроки делать никто не помогал,не объяснял .В итоге я училась слабо.Сыну помогала с первого дня.В этом году в школу пойдёт доченька,я буду и ей помогать
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Татьяна Смирнова«Мама». неужели мне не суждено услышать это слово?
Девочки, что-то я запуталась. Выбор непростой.

Все вы знаете моё желание стать мамой. Но судьба ко мне не благосклонна.
У меня нет детей, у меня не было никогда никаких беременностей. Много лет у меня  стоит первичное бесплодие неясного генеза. Обследована я вдоль и поперёк.

Были мужчины в моей жизни, с которыми беременность планировалась длительное время, но увы. Сейчас у них дети есть.

После развода желание стать мамой никуда не делось. И периодически я сдавала АМГ, результат 2,5 до сих пор, и я себя успокаивала, что шансы есть.
А оказалось, что шансов почти нет. При таком казалось бы высоком АМГ у меня нет почти фолликулов(по 1 небольшому в каждом яичнике и всё). Хотя раньше они были (впрочем мне это не помогло и тогда), но я не молодею....

Сейчас мне даже ЭКО почти ничего не обещает. Многочисленные врачи из разных городов сходятся во мнении, что надо делать несколько(!) протоколов ЭКО и то не факт, что сложится. Нет в организме выработки фолликулов и это моя беда. Последняя врач-репродуктолог вроде и объяснила такие же перспективы, но она зачем-то привела пример Заворотнюк, типа подумай о своём здоровье, прежде чем добровольно соглашаться на несколько протоколов. У меня уже голова кругом от инф-и. Мне стало страшновато, ведь мне же надо не только родить, но и чтоб у меня хватило сил и здоровья вырастить ребёнка. 

Есть конечно альтернатива - усыновление. Но меня пугает список заболеваний, которые есть у деток-отказников. Где находят более здоровых деток? Смотрю банки данных детей, не вижу даже 2 группы здоровья. Я не слабачка, но я реально понимаю, что у меня не будет помощников и мне надо будет одной решать все вопросы.

И я всё равно хочу стать мамой. Я прямо представляю себе малыша, который у меня будет. Вот только как бы нам встретиться поскорее...
530
Анна ИвановаНормально ли платить старшему ребёнку за помощь с младшим?
Поспорили с подругой. У меня есть старшая дочь 15 лет, и малыш 1 год. Мы со старшей дочерью договорились, что она будет иногда сидеть и гулять с малышом, а я ей буду за это платить. Дочь очень довольна, с радостью берёт на себя это, хотя до этого не допроситься было. За помощь по дому и учёбу не приплачиваю, это её прямые обязанности, а вот заниматься малышом - не её обязанность. Подруга считает такую ситуацию неправильной, говорит, что дочь скоро привыкнет и за всё будет плату требовать. А вы как думаете? 
374
Кэри БрэдшоуРебенок после 35
Здравствуйте, так сложилось, что у меня слабое здоровье и всегда были причины отложить беременность. Сейчас мне 34. Конечно меня спрашивают, когда же, зачем тянуть, всем не расскажешь что да как.

В последнее время появились советы вообще не рожать, так как возраст и это будет тяжело. Есть ли здесь те, кто родил после 35? Как вы справляетесь? Насколько тяжело вам было выносить, родить?

Ребенка хочу, но столько критики и ненужных непрошеных советов, что началась какая-то депрессия и осознание того, что время ушло и мамой мне не стать....
274
MariettaИ я про наследство
Всем добрый день! Прочитала тему про наследство девушки, отца и новую семью. И у мне захотелось узнать у знающих людей как может быть в данной ситуации. Была семья: мама, папа, сын. Папа был военным, получил квартиру,еще в 90-е. После совершеннолетия сына квартира была приватизирована только на отца. Когда сыну было 22 года отец уходит к другой женщине, развод оформлен. Женится на другой женщине и признает своим её сына (сын действительно его, там роман длинною в лет 15). Сейчас все счастливы с новыми супругами. Бывшая жена осталась жить в той квартире которую муж получил. Имущество не делили, он так и остался единственным собственником. Вот меня интересует вопрос наследования этой квартиры в случае ухода из жизни хозяина. Сын второй понятно, что будет наследником. А вот новая жене положено 50% или нет? Имущество по факту в другой семье было нажито. А бывшей жене вообще что-то положено? Срок исковой давности по разделу имущества давно прошёл, развод был в 2010 году. Вот, что интересно, когда муж продавал машину и гараж (уже после развода) нужно было нотариальное согласие от бывшей жены.
194
Заблудилась я в небе... МандельштамВена
В Вену мы поехали по совету нашей дочери,которая этот город нежно любит за его прекрасную архитектуру и зеленые парки. У нас гвоздем программы был Хундертвассерхаус.
182
SorioХулиганы в классе.
4 класс. В классе вчера мальчику сломали пальцы. Прихлопнули дверью. Это уже не первый случай, когда одни и те же мальчики терроризируют весь класс Я знала, что этим рано или поздно закончится, на всех собраниях поднимается тема агрессии от одних и тех же товарищей. Родители этих товарищей никак не реагируют. Мою дочь в прошлом году эти двое приложили лицом об угол стены. Самое удивительное, что второй день в род чате тишина мертвая. Учебный год только начался, а мне уже страшно ребёнка в школу отпускать. Что вообще делают в подобных случаях, когда одноклассники создают угрозу для физическиго здоровья?
171
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru