Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Помогать ли детям делать уроки?

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали.


Фотобанк Лори

Когда я училась в школе, то родители никогда не задавали мне вопрос: «Ты сделала домашнее задание?». Я не знала, что такое «проверка» уроков, контроль родителей. Дневник подавался на подпись родителям раз в несколько недель, часто мне приходилось ходить за ними и упрашивать, чтобы его подписали. Мне не могло прийти в голову прийти в школу с невыученными уроками. Прогулки, игрушки, книжки, подружки - все должно было ждать, пока я не выучу уроки. Мне казалось, что это норма, так у всех, а если у кого и случаются невыполненные задания, то для этого, конечно же, есть веская причина, очень веская.

Как я узнала от свекрови много лет спустя, подход к обучению в семье моего мужа был в точности противоположный. Его контролировали, ежедневно проверяли тетради, спрашивали по каждому пункту. Во время каникул мальчик не выпускался на улицу, пока он не прочтет и не перескажет заданное мамой количество страниц. Дневник изучался с лупой, с учителями с завидной регулярностью проводились беседы, перед экзаменами в доме отключался телефон и дом превращался в бункер - ничто не должно было отвлекать ученика от учебы.

В этом году наш сын пошел в первый класс. Полагаю, несложно представить, какие баталии разворачивались между родителями первоклассника во время обсуждения методик выполнения домашнего задания. Мама (то есть я) была уверена в том, что ребенок прекрасно сам справится с уроками, а если не справится, то подойдет и спросит. Тем более, что сын посещает группу продленного дня, а там с ними занимается учитель. Папа (т.е. муж) считал, что на продленке ребенок может делать все, что угодно, но только не уроки. Уроки должны выполняться дома, в позиции «ребенок пишет, родитель стоит над душой».

Как выяснилось, у самого первоклассника было свое, отличное от родительского, видение. Главный принцип - «побыстрей отделаться», а если что непонятно, то надо...Нет, не подойти и попросить разобраться, а попросту не делать непонятное задание.

Всей семьей нам пришлось решать, как найти выход, устраивающий всех, т.к. истерики начали сказываться на состоянии нервной системы, а при слове «уроки» у всей семьи случался нервный тик. Каждой семье рано или поздно придется найти приемлемый только дня нее вариант, т.к. аргументов в пользу и тотального контроля, и полной самостоятельности множество. Оговорка: под «полной самостоятельностью» автор не имеет в виду «пустить занятия на самотек», ребенок действительно должен сам справляться с домашним заданием.

Явный плюс от предоставления самостоятельности - развитие в ребенке чувства ответственности. Маленький человек понимает, что его занятия это тоже самое, что и работа для взрослых. Родители не бездельничают, ходят на работу, и он тоже должен делать то, что от него требуется.

Вторым плюсом является демонстрация доверия к ребенку. Если же после вопроса: «Ты сделал уроки?» каждый раз следует требование: «Тогда давай тетрадь\перессказывай\читай\показывай», то ребенку будет сложно понять, доверяют ли ему родители.

Еще одним плюсом можно назвать умение решать самому поставленные задачи. Сложно вообразить себе идеального, терпеливого родителя, который, контролируя, как его ребенок решает примеры, никогда не подсказывает. Тем самым не давая ребенку почувствовать заслуженную гордость от того, что пример решен самостоятельно. Не правда ли, прослеживается аналогия с работой у взрослых людей? Если руководитель доверил вам проект, то странно предположить, что он будет постоянно «пасти» вас, подсказывать и жестко контролировать?

Если же стоять «над душой» у ребенка, делающего уроки, то у него может возникнуть чувство собственной неполноценности. Если родителям очень хочется «поиграть в школу», то лучше сказать ребенку, чтобы он выполнил задание, а потом показал вам. Пусть он знает, что решить все он должен сам и только сам.

Жесткий контроль хорош тем, что не позволяет ребенку расслабиться. Он точно знает, что сделать «абы как» не получится, иначе нужно будет переделывать. С этой точки зрения, контроль полезен для воспитания трудолюбия, что благотворно повлияет на взрослую жизнь ребенка.

Контроль показывает ребенку, что он не одинок, у него не возникает чувства заброшенности. Он знает, что родители рядом, они помогут в трудной ситуации, а чувство опоры и защищенности так важно для маленького школьника.

Не стоит забывать о том, что привычка полностью проверять домашнее задание может сослужить плохую услугу ребенку. Представьте такую ситуацию: в первом, втором, пусть даже третьем классе вы смотрите, как ваш малыш делает задание, поправляете, подсказываете ему. Вы для него - авторитет. Вашему мнению он доверяет, потому что доверяет вам во всех других вопросах, не только по учебе. И тут ваше чадо приносит вам задачу, с которой он сам не справился. Вы смотрите, и понимаете, что тоже не можете решить ее. Как тут быть?

Признаваться ли, что задание вам не по плечу? Или сразу отмахнуться «Ты уже взрослый, пора уже делать уроки самостоятельно»? Вот сейчас, с ходу, если вам дать порешать примеры из задачника Сканави, неужели все задания покажутся вам семечками?

Поэтому вопрос - контролировать или приучать к самостоятельности - непростой. Каждый должен сам решить его для себя.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
37
Кристина Дагаева
Я не знаю что мне делать. Когда я пытаюсь помочь дочери видя, что она не верно сделала домашнее задание или она не знает как его сделать, она меня не слушает, считает, что я глупее её и ничего умного подсказать ей не могу. В конце концов я разворачиваюсь и ухожу к себе в комнату, а дочь выполняет так, как ей хочется и как она считает нужным. А главное, что мне делать бросить и не подходить больше к ней пусть делает, как делает.
СсылкаПожаловаться
Juliya Drakones
В старших классах я всегда предпочитала либо списать недоделанное д/з, либо не делать вообще, чем обращаться за помощью к своим истеричным предкам. Хорошо еще, что они были работой загружены, и не слишком донимали меня фразами "Покажи дневник, дай проверить домашку". При этом училась я неплохо, были и тройки, но в основном четверки-пятерки. ИМХО, лучше всего предоставить ребенку самостоятельно делать домашнюю работу, а потом проверить, спокойно обсудить ошибки и не акцентировать внимание на оценках, особенно в наше время, когда учителя бесплатно выше двойки не поставят. Своих детей пока нет, но по мне пусть уж лучше ребенок будет троечником, но спокойным, чем отличником, но нервным.
СсылкаПожаловаться
Виктор Р
Помогать надо. Задания в школе иногда не адаптированные к возрасту ребенка. Вопросы даже в младших классах такие, что не каждый учитель четко сможет ответить, например по логике или информатике. Но в некоторых школах родителей боятся, вообще нет ничего единого, в одной школе приходи на любой урок, в другой надо получить разрешение сначала у завуча, затем у директора. Родительскую помощь воспринимают только материально. Сегодня ходил в школу, но завуч не допустила, а я только хотел помочь советом ребенку и педагогу, у самого больше 15 лет стажа, высшая квалификация в сфере образования и несколько высших образований, высшая квалификация по сегодняшней профессии(программист), которая подтверждена сертификатами РФ и США, но завуч восприняла мой приход в штыки, что я попытаюсь "неуч" их учить, даже спросив, кто перед ним. Вот если я принес деньги в школу на ремонт и приобретение, тогда как я понимаю, такие папы нужны. В остальном даже не пытаются пошевелить извилинами. Но это не про всех. Ребенок учился в прошлом году в другой школе, там учитель сама приглашала родителей. Двоечниками с нашей помощью дети не станут, мой опережает одноклассников лет на 5, по некоторым областям знаний - владеет информацией за пределами вуза, но мы ему все равно помогаем, ведь в свои 9 лет он все ребенок.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru