Подарки на фоне изобилия: не портят ли они детей?

Вообще, конечно, нашим мамам и папам было куда легче выбирать и дарить подарки. А еще легче – нашим бабушкам и дедушкам. Времена были неизобильные, детские желания – довольно простыми. Велосипед считался роскошным подарком, говорящая кукла – царским... Как одаривать детей, у которых и так все есть? Не портит ли их это изобилие?

lori-0001726434-bigwww.jpg
Источник: Migration

Много, слишком много всего

Не знаю, о чем там не смели мечтать мальчики, но я, девочка, грезила о кукольном домике с мебелью, конечно. Живьем такой домик я увидела, уже став мамой... В моей коллекции игрушек самыми ценными были немецкие куклы c пушистыми ресницам из такой особой резины, которая даже пахла иначе. Одна была выполнена, как настоящий младенец, с перевязочками и пальчиками врастопырку. К ней прилагались, кроме хорошенького комбинезончика, пинеточки и слюнявчик.

У среднестатистической современной девочки таких кукол хватит на небольшой сельский магазин игрушек. А у моего младшего трехлетнего сына одних машинок столько, что они, кажется, уже вываливаются даже из холодильника. И это не считая паровозов, самолетов и остальной техники.

Как одаривать детей, у которых и так все есть? Когда это все – игрушки, велики-самокаты, даже телефоны и планшеты – имеется не только на любой вкус, но и на разный кошелек, от совсем тонких, до увесистых? Сам по себе это сложный вопрос.

А еще, то и дело натыкаешься на шипение и угрозы разных экспертов: современные дети растут потребителями, будьте внимательны, не слишком ли много вещей? Мы в ужасе зажмуриваемся, потому что да, да, слишком много вещей, игрушек, девайсов... И тут нас еще для надежности добивают: мол, имейте ввиду, подменять вещами, подарками и бесконечными игрушками родительскую любовь – тактика недостойная... Испортите ребенка – вырастет потребителем.

А что же мы, родители?

И тут подумалось мне вот о чем. Ситуация странная. Положа руку на сердце: ну кто из нас, вот прямо сейчас, не сходя с этого места, смело вычеркнет себя из списков потребителей? То есть тех, для которых приобретение вещей стало отчасти спортом, отчасти развлечением, способом проявить себя в мире и почувствовать причастность к некоему сообществу (например, к сообществу любителей айфонов, к тем, кто предпочитает обувь такую-то или любителям пива вот эдакого).

Можно спросить другу у друга, куда совсем недавно вы ездили всей семьей? В театр? В музей? Или, все-таки, в торговый центр? А еще, можно залезть в интернете на какой-нибудь сайт массовых закупщиц детской одежды и тех, кто покупает одежду за границей.

Сыграешь в эту игру один раз и понимаешь, что в общем-то, при желании, если заниматься этим регулярно, его, этого занятия, легко хватит на долгие осенне-зимние вечера. И ни на что другое этих вечеров уже не останется. Так что, давайте не будем валить все на детей и почему-то бояться вырастить из них каких-то, видимо, еще более страшных, чем мы сами, потребителей.

Не будем бояться, потому что особого выбора у большинства из нас нет: если мы ведем потребительский образ жизни в обществе потребления, то непонятно, каким образом мы, путем ограничения детей в потреблении ими игрушек, великов и мультиков, собираемся не дать им пасть также низко, как уже пали мы сами.

Это также нереально, как приохотить детей к чтению в семье, где читают только телефонный справочник или каталоги мебели. Ну, то есть, конечно, случается и такое, но, скорее, как вид жесткого сопротивления среде. И, мне кажется, это хорошая новость.

Потому что покупать детям бесконечные куклы и машинки, дарить замысловатые или не очень подарки лучше с легким сердцем и радостью, чем со страхом и переживаниями: а не ращу ли я страшного, ужасного, опасного потребителя? Не станут ли для моих детей вещи главнее всего в жизни?

Ответ на этот вопрос обычно содержится в нашей собственной жизни и в том, чем вещи являются для нас. Если это – средство получения комфорта, радости и удобств, то тогда мы не убиваемся из-за разрисованных в доме стен, из-за испорченных во время праздника новеньких брючек и, кстати, не тираним ребенка тем, что «игрушки надо беречь» (последний тезис, вообще, странный, потому что игрушками надо играть).

И, если мы почему-то хотим детям иной, более наполненной смыслами, а не только покупками, жизни, то, как не крути, начинать придется с себя.

Любовь – как она есть

И в заключении мне хочется рассказать коротенькую историю из жизни. Одна моя молодая клиентка, мама маленькой хорошенькой девочки, очень переживала, что свекр, дедушка малышки, буквально задаривает дочку игрушками.

И никак они с папой, желающие дочке только добра и духовных высот, не могли этого пресечь. «Он приходит к нам несколько раз в неделю и каждый раз приносит игрушку! Каждый раз! Я уж его ругала, и просила... Все бесполезно! Ну ведь нельзя же так – дочка ничего ценить не будет, у нее каждый день праздник! Он берет ее с собой в магазин и покупает буквально все, на что она пальчиком покажет».

Так вышло, что однажды эта парочка – дедушка и внучка – попались мне на глаза, и именно в детском магазине. Я увидела, как это происходит: дедушка, довольно молодой еще и крепкий человек, просто тает вместе с малышкой, когда та млеет от счастья обретения еще одной Барби.

И что-то мне подсказывает, что запомнит девочка не куклу, а этот взгляд, полный любви и счастья, это их совместное приключение, их побег из мира благоразумия и аккуратности. И я не знаю, что в этом плохого. Честно – не знаю.

Потому что, по большому счету, этот дедушка делится с внучкой своей любовью так, как он может. С помощью тех средств, которые ему доступны, понятны и приятны. Ну чего хорошего было бы, если бы он водил малышку в балет, в котором ничего не смыслит сам и где скучает? Вот о чем мне подумалось в разгар предновогоднего потребительского обострения.

Помогут ли вам эти мысли пережить его с меньшими потерями и чистой совестью?